Памятка для молодых специалистов: «Правила посещения семьи».
консультация

Светлана Владимировна Курик

Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей. Эффектное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители, воспитатель заранее знакомится с содержанием альбома «Моя семья». Подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку. Наблюдения показали, что каждая семья к приходу воспитателя относится по-разному: одни на­крывают праздничный стол, другие даже не предлагают раздеться. Но, независимо от этого, воспитателям важно помнить, что, посещая семью, они проводят работу по ее изучению. Поэтому как положительные, так и отрицательные проявления представляют собой определенную ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается ребенок. При этом любой прием должен повлиять на отношение педагогов к ребенку, семье, а полученная информация должна носить строго конфиденциальный характер. Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог должен получить следующую информацию:

1.            Состав семьи, профессия и образование родителей.

2.            Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, про­тиворечивые, своеобразная автономность каждого в семье (нуж­ное подчеркнуть),

3.            Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).

4.            На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умствен­ное развитие, нравственное воспитание, подготовка к школе и т. п.

5.            Как родители понимают роль дошкольного детства в формирова­нии личности ребенка.

6.            Уровень психолого-педагогических знаний и практических уме­ний: наличие определенных знаний и готовность их выполнять; ограниченность знаний и желание их пополнить; низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.

7.            Система воспитательных воздействий на ребенка:

-              участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий;

-              непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком;

-              отсутствие воспитания.

8.            Организация совместных форм деятельности в семье:

-              вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;

-              распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение на ребенка каких-то обязанностей;

-              разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция школьника от домашних событий.

9.            Создание развивающей среды в семье игровой и книжный уголок, наличие пособий, игр и др.

Вся полученная информация (медицинская карта, результаты анкетирования, результаты наблюдений за поведением ребенка в домашних условиях и др.) тщательно анализируется медицинскими работниками и воспитателями под руководством методиста детского сада. По результа­там анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.

При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:

-              не приходить в семью без предупреждения

-              не планировать свой визит дольше чем на 15-20 минут (чтобы не быть обременительным)

-              не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде. Если родители растерялись, придите им на помощь: «Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть, поговорить?»

-              нельзя вести беседу в агрессивных тонах

-              не поучайте родителей, а советуйте им

-              желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.

Специалисты по общению отмечают, что при проявлении ис­креннего интереса к собеседнику происходит переключение внимания на положительные стороны друг друга, в диалоге с родите­лями этому будут способствовать вопросы, приведенные в таблице.

Вопросы, способствующие проявлению искреннего интереса к родителям

Вопрос

Пример

Позитивные вопросы

«Как Вам удается так хорошо договариваться с ребенком?}/'

«Как Вы смогли выучить такое длинное стихотворение с ребенком?»

Развитие темы

«После чего ребенок начал плакать?»

«В какое время суток Вы читаете ребенку?» «Какие игры ребенку наиболее интересны?»

Уточнения

«Что Вы имеете в виду?»

«В чем именно Вам надо помочь?» «Что конкретно Вам объяснить?»

Побуждение делиться позитивными эмоциями

«Вы гордитесь его выступлением на празднике?»

«Вам понравилось, как она нарисовала кота?»

Реакция на фразу: «Я не знаю....»

«А как Вы справлялись раньше?»

«А что больше всего любит Ваш ребенок?»

«А как Вы его обычно переключаете на какую-нибудь деятельность, когда он кричит?»

Вопрос

Пример

Вопросы, поднимающие настроение

«Что говорил Ваш ребенок полгода назад? Только фрагменты слов? Но ведь Вам есть чему радоваться - еще полгода назад Ваш ребенок говорил только фрагменты слов, а сейчас он использует фразы!»

 

Проявлению искреннего интереса к родителям могут препятствовать коммуникативные барьеры. Перечислим некоторые из них:

-              Игнорирование собеседника.

-             Личные чувства, искажающие информацию.

-             Недоверие к побуждениям других.

-             Шум и другие помехи.

-             Различие в системе оценок и взглядов.

-             Недостаточная готовность к принятию информации, не со­впадающей с собственными убеждениями и взглядами.

-             Действия, противоречащие сказанному.

Кроме этого, значительно затрудняют общение оценочные суждения и использование профессионального психолого-педагогического сленга.

Как показывает практика общения с родителями, любой разговор лучше начинать и заканчивать в позитивном, дружественном тоне. При обсуждении любой темы первое, что должны увидеть родите­ли, вашу теплую улыбку Искренняя радость встречи сделает тон вашего голоса располагающим и вдохновляющим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей. Эффектное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители, воспитатель заранее знакомится с содержанием альбома «Моя семья». Подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку. Наблюдения показали, что каждая семья к приходу воспитателя относится по-разному: одни накрывают праздничный стол, другие даже не предлагают раздеться. Но, независимо от этого, воспитателям важно помнить, что, посещая семью, они проводят работу по ее изучению. Поэтому как положительные, так и отрицательные проявления представляют собой определенную ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается ребенок. При этом любой прием должен повлиять на отношение педагогов к ребенку, семье, а полученная информация должна носить строго конфиденциальный характер. Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог должен получить следующую информацию:

  1. Состав семьи, профессия и образование родителей.
  2. Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье (нужное подчеркнуть),
  3. Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).
  4. На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание, подготовка к школе и т. п.
  5. Как родители понимают роль дошкольного детства в формировании личности ребенка.
  6. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений: наличие определенных знаний и готовность их выполнять; ограниченность знаний и желание их пополнить; низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
  7. Система воспитательных воздействий на ребенка:
  • участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий;
  • непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком;
  • отсутствие воспитания.
  1. Организация совместных форм деятельности в семье:
  • вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
  • распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение на ребенка каких-то обязанностей;
  • разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция школьника от домашних событий.
  1. Создание развивающей среды в семье игровой и книжный уголок, наличие пособий, игр и др.

Вся полученная информация (медицинская карта, результаты анкетирования, результаты наблюдений за поведением ребенка в домашних условиях и др.) тщательно анализируется медицинскими работниками и воспитателями под руководством методиста детского сада. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.

При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:

  • не приходить в семью без предупреждения
  • не планировать свой визит дольше чем на 15-20 минут (чтобы не быть обременительным)
  • не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде. Если родители растерялись, придите им на помощь: «Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть, поговорить?»
  • нельзя вести беседу в агрессивных тонах
  • не поучайте родителей, а советуйте им
  • желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.

Специалисты по общению отмечают, что при проявлении искреннего интереса к собеседнику происходит переключение внимания на положительные стороны друг друга, в диалоге с родителями этому будут способствовать вопросы, приведенные в таблице.

Вопросы, способствующие проявлению искреннего интереса к родителям

Вопрос

Пример

Позитивные вопросы

«Как Вам удается так хорошо договариваться с ребенком?}/'

«Как Вы смогли выучить такое длинное стихотворение с ребенком?»

Развитие темы

«После чего ребенок начал плакать?»

«В какое время суток Вы читаете ребенку?» «Какие игры ребенку наиболее интересны?»

Уточнения

«Что Вы имеете в виду?»

«В чем именно Вам надо помочь?» «Что конкретно Вам объяснить?»

Побуждение делиться позитивными эмоциями

«Вы гордитесь его выступлением на празднике?»

«Вам понравилось, как она нарисовала кота?»

Реакция на фразу: «Я не знаю....»

«А как Вы справлялись раньше?»

«А что больше всего любит Ваш ребенок?»

«А как Вы его обычно переключаете на какую-нибудь деятельность, когда он кричит?»

Вопрос

Пример

Вопросы, поднимающие настроение

«Что говорил Ваш ребенок полгода назад? Только фрагменты слов? Но ведь Вам есть чему радоваться - еще полгода назад Ваш ребенок говорил только фрагменты слов, а сейчас он использует фразы!»

Проявлению искреннего интереса к родителям могут препятствовать коммуникативные барьеры. Перечислим некоторые из них:

  • Игнорирование собеседника.
  • Личные чувства, искажающие информацию.
  • Недоверие к побуждениям других.
  • Шум и другие помехи.
  • Различие в системе оценок и взглядов.
  • Недостаточная готовность к принятию информации, не совпадающей с собственными убеждениями и взглядами.
  • Действия, противоречащие сказанному.

Кроме этого, значительно затрудняют общение оценочные суждения и использование профессионального психолого-педагогического сленга.

Как показывает практика общения с родителями, любой разговор лучше начинать и заканчивать в позитивном, дружественном тоне. При обсуждении любой темы первое, что должны увидеть родители, вашу теплую улыбку Искренняя радость встречи сделает тон вашего голоса располагающим и вдохновляющим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающи...

Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспитателя в дошкольном образовательном учреждении"

Воспитатель - вторая мама для ребенка. Поэтому очень важно, чтобы педагог осознавал, как в нем нуждается каждый воспитанник. Но для этого нужно создать определенные условия, ведь дети не могуть любить...

Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»

Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» ...

Памятка для молодых специалистов в ДОУ. «Правила поведения и общения воспитателя в ДОО».

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом. • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции....