"Вокальный кружок "Соловушки"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Разработала Лиля Гилумзянова
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Соловушки» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», ФГОС (приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.14г. января, действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития, слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) и программы « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Особенности слуха и голоса детей 6 лет в дошкольных учреждения.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей в ДОУ правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Занятия в вокальном кружке «Соловушки» проводятся с сентября по май , 72 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью по 30 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.
Новизна программы вокального кружка «Соловушки» заключается в
следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии .
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
В отличие от существующей программы, данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 6 лет. Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением.
Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 1год обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
- пение по нотам
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Основной формой организации деятельности детей в ДОУ , являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
В учебном плане вокального кружка предусмотрено 72 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Ожидаемый результат
Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
Формы подведения итогов реализации программы, являются педагогические наблюдения, концертные выступления.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Соловушки»
Всего (В) количество занятий в год 72, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П)
№ | Темы занятий | Т | П | В |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
Музыкальная подготовка | ||||
1 | Развитие музыкального слуха | 2 | 6 | 8 |
2 | Развитие музыкальной памяти | 2 | 6 | 8 |
3 | Развитие чувства ритма | 2 | 6 | 8 |
Вокальная работа | ||||
1 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
2 | Певческая установка. Дыхание | 1 | 10 | 11 |
3 | Распевание | 1 | 10 | 11 |
4 | Дикция | 1 | 10 | 11 |
5 | Работа с ансамблем над репертуаром | 1 | 10 | 11 |
ИТОГО: | 12 | 60 | 72 |
Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема | Количество часов | примечание | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | |||
1 | Вводное | 2 | 2 | ||
«Музыкальная подготовка» | |||||
2 | Развитие музыкального слуха | 8 | 2 | 6 | |
3 | Развитие музыкальной памяти | 8 | 2 | 6 | |
4 | Развитие чувства ритма | 8 | 2 | 6 | |
«Вокальная работа» | |||||
1 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | ||
2 | Певческая установка. Дыхание. | 11 | 1 | 10 | |
3 | Распевание | 11 | 1 | 10 | |
4 | Дикция | 11 | 1 | 10 | |
5 | Работа с ансамблем над репертуаром | 11 | 1 | 10 | |
Итого часов | 72 | 12 | 60 |
Содержание программы 72 часа
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальная подготовка
Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокальная работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия.Знакомство с основным положением корпуса и головф. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.
ДИАГНОСТИКА уровня развития певческих умений
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
0 | н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Материальное обеспечение программы.
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
- песенный репертуар
Методическое обеспечение программы.
Наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами.
ЛИТЕРАТУРА
- Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
- Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
- Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
- Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
- Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пение как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Презентация на городском методическом обьединении музыкальных руководителей ДОУ Мертвищевой О.Г....
Развитие вокально-певческих навыков на занятиях вокального кружка
В данном материале представлены методы и приемы работы над вокально-певческими навыками на занятиях вокального кружка в нашем детском саду...
Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»
Задачи в развитии:- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;- Развитие мышления, внимания, памяти;- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голос...
"Вокально-двигательные разминки как средство развития вокально-хоровых навыков дошкольников в соответствии с ФГОС ДО""
Выстпуление на заседании творческой мастерской...
Проект "Вокальные упражнения и дыхательная гимнастика как средства развития вокальной деятельности дошкольников"
Данный материал может быть интересен музыкальным руководителям....
2018г. 8 Открытый районный фестиваль- конкурс детского вокального творчества народов Севера « Снегирёк» номинация «Эстрадный вокал» ансамбль (очное) Вокальный ансамбль "Брусничка" Диплом 2 степени
Музыкальный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна...
2019г Городской вокальный конкурс «Поющее детство» номинация «Вокальный ансамбль» Ансамбль "Карамельки" Диплом 1 степени
Музыкальный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна...