Почему ребенок не говорит.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Полянская Ирина Юрьевна

 Почему ребенок не говорит

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если ребенок не говорит. Особенности развития психических процессов.

В последнее время все больше родителей стали обращаться к логопеду с тревожным вопросом: «Почему мой ребёнок не говорит?» Давайте, попробуем разобраться в проблеме. Главное, что нужно выяснить-когда ребенок должен говорить и в каком возрасте нужно бить тревогу?

В норме ребёнок начинает говорить первые осознанные слова к 1 году, в 1,5-2 года ребёнок говорит фразу из 2 слов, у него появляются простые бытовые глаголы и прилагательные, к 3 годам малыш говорит развёрнутыми предложениями, но его звукопроизношение и грамматический строй еще не совершенны. В 4-5 лет речь ребёнка близка к речи взрослого человека-он осваивает звуковой состав родного языка, его словарный запас и уровень освоения грамматических норм позволяют связно выражать свою мысль, составлять рассказы, усваивать данные в словесной форме новые знания.

Если маму беспокоит отсутствие речи в 2 года-речь может идти всего лишь о небольшой задержке речевого развития, которая встречается довольно часто, если ребёнок не говорит в 3-4 года, то это повод для серьёзного беспокойства. Любой случай задержки речевого развития -повод для немедленного обращения к врачу-неврологу, психоневрологу, а возможно и к другим специалистам. Задержка речевого развития является, как самостоятельной проблемой, так и симптомом, указывающим на серьёзные проблемы здоровья ребенка.

Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи ребенка.

 -соматическое  здоровье

-нормальное физическое здоровье, двигательная и игровая активность

-нормальное развитие познавательных процессов и мышления

-эмоциональное благополучие

- нормальная работа органов артикуляции и речеслухового анализатора

-правильное речевое окружение, возможность общаться с другими людьми

-разнообразная и правильно организованная предметно-развивающая среда (предметы и игрушки, окружающие ребёнка и помогающие ему изучать окружающий мир)

ЛЮБОЕ НАРУШЕНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ-СЛЕДСТВИЕ НЕВЫПОЛНЕНИЯ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЭТИХ УСЛОВИЙ!

Наиболее частые причины задержки речевого развития:

-Недоразвитие высших психических функций, умственная отсталость

-Нарушение зрения и слуха

-Нарушения в работе органов артикуляции и речеслухового анализатора, обусловленные органическим поражением ЦНС

-Эмоциональные и психические расстройства

Как не допустить задержку речевого развития и что делать, если это уже случилось?

1. Внимательно изучайте своего ребёнка, изучайте литературу по развитию и воспитанию детей, чтобы знать возрастные нормы физического и психического развития детей. Часто проблемам речевого развития предшествуют несоответствия психофизического развития возрастным нормам: отсутствие или слабость рефлексов, слабость сосания, отказ от еды, повышенное слюноотделение, беспричинный плач, задержка становления таких действий, как ползанье, ходьба, слабовыраженный интерес к игрушкам, отсутствие «комплекса оживления», отсутствие  позитивной реакции на близких, отсутствие реакций на звуки окружающего мира и речь окружающих, отсутствие и задержка гуления и лепета, и т. д.

2. Следите за здоровьем своего ребёнка, своевременно посещайте врачей, будьте в курсе того, как функционируют анализаторы вашего ребёнка-те органы, которые помогают ему узнавать мир: зрение, слух, обоняние и осязание, а так же как развиваются познавательные процессы, в основе работы которых лежит осознание и переработка информации, полученная органами восприятия.

3. Развивайте высшие психические функции ребенка: внимание, восприятие, память, мышление, учите его анализировать окружающие предметы (трогать их, ощупывать, рассматривать, пробовать на вкус, определять их цвет, форму, размер и фактуру), сравнивать их, выстраивать простейшие логические цепочки и умозаключения. Помните о том, что речь-внешнее проявление мышления.

4. Окружите своего ребенка правильной, богатой, красивой речью, научите его слушать и понимать речь окружающих. Если ваш малыш еще не говорит, накапливайте пассивный словарь, пусть он покажет, подаст то, что вы ему называете. Обратите внимание на то, чтобы ваш малыш знал и понимал не только названия самих предметов, но и их частей, их действий, их назначений и их признаков.

5. Активизируйте речевые реакции ребенка, побуждайте его повторять за вами простейшие звуки, звукоподражания, радуйтесь любой его голосовой реакции.

6. Формируйте артикуляционный праксис- те движения губ и языка, которые соответствуют артикуляции звуков речи. Артикуляционная гимнастика поможет вам сделать язык ребёнка управляемым и послушным

7. Создавайте для ребенка ситуации общения. Больше проводите с ним время занимаясь, играя или просто дурачась, ведь любую деятельность с ним вы будете сопровождать речью. Даже если ребенок не говорит, приучаясь взаимодействовать с вами и другими людьми малыш будет усваивать коммуникационную азбуку, учиться невербальным способам общения (жестам, мимике). Ребёнок любящий и желающий общаться будет вынужден осваивать средство общения-речь.

8. Окружите своего ребёнка заботой и любовью. Ребёнок, выросший в эмоционально благоприятной среде, любимый своими близкими и принятый сверстниками всегда открыт для мира и для всего нового. Такой ребёнок открыт для общения, а это-одно из основных условий появления речи.

9. Обеспечьте своему ребенку достаточную двигательную и игровую активность-эти виды деятельности также напрямую связаны с речевой.

10. Не ждите, что проблема «сама рассосётся», помните, что наиболее результативна ранняя, своевременная помощь, а первый шаг к решению проблемы-её осознание.

Особенности развития психических процессов у детей с нарушением речи

Задача: познакомить педагогов с особенностями развития психических процессов у детей с нарушениями речи.

Ощущения и восприятие.

Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г. Ф. Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее, здесь наблюдается определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

В реализации задачи по перцептивному действию (приравнивание к эталону) дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т. е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Дети с недоразвитием речи нередко при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на их цвет. Причем у мальчиков часто оказываются более низкие результаты, чем у девочек.

А. П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многое дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.

Для детей дошкольного возраста с речевой патологией более характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается грубо нарушенной у детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя у этих детей меньше страдает зрительное восприятие.

Внимание.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Темп деятельности в процессе работы снижается.

Распределение внимания между речью и практической действием оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания). Последующий контроль (по результату, его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т. д. особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (смотрят на педагога, пытаются определить по его реакции, правильно они выполняют задание или нет, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «просмотрел в окно (по сторонам) », «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Память.

Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания.

Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

Мышление и воображение.

У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно – следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально – волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны.

Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

Дети с нарушениями речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально – развивающихся сверстников. Для таких детей характерно использование штампов, однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.

В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, более низкий уровень пространственного оперирования образами.

Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированности фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.

Речь и общение.

В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, в связи с чем, игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким – либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую – либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по – своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.

У большинства старших дошкольников с тяжелой речевой патологией преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2 - 4 летного возраста.

У небольшой части детей с речевой патологией явно преобладает внеситуативно – познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи.

Практически у половины детей не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции их в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева М. В. психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками // Москва – Воронеж 1998 г.

2. Основы специальной психологии /под редакцией Л. В. Кузнецовой Москва 2003 г.

3. Ульенкова У. В. дети с задержкой психического развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Почему ребенок плохо говорит?"

Почему ребенок плохо говорит? Существует ряд веских причин....

Почему ребенок плохо говорит?

Родителей всегда интересовали причины нарушения речи. Наступал момент, когда каждая мама задавала себе вопрос: Почему мой ребенок плохо разговаривает? Ответить на  этот вопрос  одним предлож...

Почему ребенок плохо говорит

В консультации для родителей раскрываются причины задержки речевого развития малышей, не имеющих патологии центральной нервной системы, аномалий в строении артикуляционного аппарата, нарушений слуха, ...

Почему ребенок плохо говорит?

К возникновению  речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и первые годы жизни ребенка....

Тема для родительского собрания в средней группе "Почему ребенок плохо говорит? Что делать?"

Ребенку уже 4 года, у него плохая речь, искажены или отсутствуют некоторые звуки. Задержка речи? Наш папа тоже поздно заговорил и ничего. Вырастит, все само пройдет. Ой, то так мило звучит .Тако...

методическая рекомендация "Почему ребенок плохо говорит"

Данная методическая рекомендация предназначена как для родителей, так и для педагогов....

Почему ребенок плохо говорит

Консультациядля  родителей...