Рабочая программа "Колокольчик"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Разработала Лиля Гилумзянова
Содержание
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы. 5
1.3. Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет 5
2. Планируемые результаты освоения Программы 6
1. Образовательная деятельность в соответствии с Программой. 7
2. Формы, способы, методы и средства реализации программы 23
3. Способы и направления поддержки детской инициативы 25
III. Организационный раздел 25
1. Материально-техническое обеспечение. 25
2. Развивающая предметно-пространственная среда. 26
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Музыка начинается с пения…
Курт Закс(немецкий музыковед)
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
В МДОУ " Детский сад № 141 о.в» создан вокальный ансамбль «Колокольчик», в котором занимаются дети от 5-х до 7 –лет. Особенность программы «Вокальный ансамбль «Колокольчик» в том, что она разработана для одарённых детей дошкольного возраста, которые имеют ярко-выраженные музыкальные способности.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе Программы Картушиной М.Ю. "Вокально-хоровая работа в детском саду ".
Программа по вокальному пению предназначена для детей от 5-7 лет. Занятия в вокальном кружке «Колокольчик» проводятся с сентября по май, 70 занятий в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.
- Цели и задачи Программы
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
В соответствии со Стандартом Программа театрального кружка «Сказка» направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного дополнительного образования всем обучающимся с учётом возрастного зачисления в группу; не зависимо от топографической принадлежности детей; разного уровня владения русским языком (дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы).
Принципы реализации Программы:
- Принцип преемственности.
- Принцип положительной оценки.
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.
- Гендерный подход к используемому репертуару.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет
На седьмом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на седьмом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
- Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемый результат:
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится два раза в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
- Содержательный раздел
1. Образовательная деятельность в соответствии с Программой.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятий:
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Календарно-тематический план занятий
вокального кружка «Колокольчик»
Сентябрь
Репертуар | Программные задачи |
I. Вокально-хоровая работа | |
1. Комплекс дыхательных упражнений | - обогащение музыкального впечатления детей; - формирование певческого нижнерёберно-диафрагматического дыхания |
2. Комплекс упражнений на артикуляцию | - формирование правильной певческой артикуляции |
3. Фонопедические упражнения
| - установление унисона звучания; - кластерное пение гласных звуков; - звукообразование гласных звуков «у», «а», «о»; - учить точной интонации первого звука |
4. Е. Тиличеева «Музыкальное эхо» | - петь соло и в ансамбле |
5. Попевки с гласными «а», «о» | - одновременное начало пения после вступления |
6. И. Фролова «Дождик-барабанщик», Г. Струве «Пёстрый колпачок» | - находить первый звук мелодии, вступать в унисон |
II. Развитие музыкального слуха | |
1. Е. Тиличеева «Горошина» Пение вслух, просебя, по фразам | - установление и укрепление координации между слухом и голосом |
2. «Робин-красношейка» пение a' capella | - учить слышать и точно передавать направление движения мелодии |
III. Работа над выразительностью исполнения | |
1. «Забавный гномик» | -эмоционально воспринимать предлагаемые к исполнению песни, определяя характер, настроение, содержание; - передавать настроение музыки с помощью мимики лица |
2. «Соня-засоня» Пение a' capella | - динамические и темповые изменения в пении |
Октябрь
Репертуар | Программные задачи |
I. Вокально-хоровая работа | |
1. Трёхзвуковое упражнение с пением на закрытый рот и гласный звук «у» «Распевание» | - дыхание, как часть единого певческого комплекса; - закрепление умения брать вдох быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); - учить задерживать дыхание перед атакой звука |
2. Дыхательная гимнастика «Крокодил» | - формирование высокой позиции с гласным звуком «и»; - звукообразование гласного «и» |
3. Двухзвучие: закрытый рот, «у», «ку-ку» | - устранение речевого рефлекса с помощью вокализации гласного «у» |
4. «Музыкальное эхо», «Прогулка в парке» - речетатив | - продолжать учить чёткой интонации, скачкообразной мелодической линии |
5. Р. Бойко «Дедушка Рох» | - навык одновременного вступления, окончания |
II. Развитие музыкального и ритмического слуха | |
1. «Повтори ритм». Хлопки проговаривая слова | - освоение пунктирного ритма |
2. Е. Тиличеева «Горошинка» Пение цепочкой | - продолжать укреплять координацию слуха и голоса |
3. Припев песни Г. Струве «Пёстрый колпачок» | - точное интонирование скачкообразной мелодии |
III. Работа над выразительностью исполнения | |
Г. Струве «Пёстрый колпачок»; И. Фролова «Дождик-барабанщик»; «Динамические стихи» | - учить правильной фразировке в пении; - уменьшение силы звука в конце фразы; - смысловое акцентирование; - сочетать лёгкое staccato с cantileno; - sforcando в динамике |
Ноябрь
Репертуар | Программные задачи |
I. Вокально-хоровая работа | |
1. Упражнения на дыхание соединять с вокализацией гласных | - закрепление певческого вдоха-выдоха; - продолжать работу над унисоном звучания; - расширение диапазона певческого голоса |
2. Фонопедические упражнения «Страшная сказка» | - устранение вялого и тусклого звучания с помощью утрированных гласных; - формирование единообразного округлого звучания гласных |
3. Р. Бойко «Дедушка Рох» И. Фролова «Снеговик» | - учить ансамблевому пению; - продолжать работу над интонационной точностью |
4. Артикуляция звонких и глухих согласных «г-к», «д-т», «б-п» | - укрепление артикуляционного аппарата |
II. Развитие музыкального и ритмического слуха | |
1. «Индейцы» | - пунктирный и синкопированный ритм |
2. Упражнять в допевании последнего звука музыкальной фразы | - ладо-тонические представления: устойчивый и неустойчивый звуки |
3. Поочерёдное пение песни по фразам: педагог - хор солист - хор | - продолжать развивать координацию слуха и голоса |
III. Работа над выразительностью исполнения | |
1. И. Фролова «Дождик-барабанщик» | - закреплять умение исполнять конец фразы |
2. Г. Струве «Пёстрый колпачок» | - динамика: усиление - уменьшение звучности |
3. От 1 до 10 и обратно | - смысловое ударение, его перенос |
4. «Соня-засоня» «Тише едешь - дальше будешь» | - звуковедение: staccato, legato |
Декабрь
Репертуар | Программные задачи |
I. Вокально-хоровая работа | |
1. Упражнения на дыхание с последующей вокализацией | - продолжать работу по укреплению вдоха-выдоха, осмысленный вдох перед атакой звука |
2. Пение с закрытым ртом | - устранение речевого рефлекса с помощью вокализации гласного «у»; - вырабатывать высокую певческую позицию |
3. Поём по руке | - учить ансамблевому пению: слушать друг друга, одновременно начинать и заканчивать пение |
4.Фонопедическое упражнение «Живая верёвочка» | - закреплять унисон |
5. «Да-дэ-ди-до-ду» | - продолжать развивать музыкальный и ритмический слух |
6. И. Фролова «Дождик-барабанщик» Р. Бойко «Дедушка Рох» И. Фролова «Снеговик» Г. Струве «Пёстрый колпачок» | - формирование гласных звуков; - соединение «глубоких» и «близких» гласных |
II. Развитие музыкального и ритмического слуха | |
1. М/д игра «Кто идёт?» | - закреплять умение точно повторять услышанный звук |
2. М/д игра «Повтори звук» | - узнавать по ритму и мелодии песенки |
3. Допевание до тоники | - укреплять ладо-тональные представления |
4. Пение вслух - просебя | - укреплять координацию слуха и голоса |
III. Работа над выразительностью исполнения | |
1. «Прячем окончание» | - продолжать работу над формированием окончания фразы |
2. «Здравствуйте» | - звуковедение и звукоизвлечение; - темповые и динамические изменения |
Январь
Репертуар | Программные задачи |
I. Вокально-хоровая работа | |
1. Зарядка для языка | - добиваться устойчивого и стабильного унисона |
2. Фонодинамические упражнения «Таинственный остров» | - добиваться пения на дыхание, культуры вдоха, распределения выдоха |
3 «Шарики». Упражнение на дыхание. «Орфей» стр. 88 | - чистое интонирование скачков сексты, квинты, кварты |
4. «Ай-ду-ду» стр. 15, №8 | - работать над кантиленостью дыхания |
5. «Дятел» стр. 15 №7 | - глубокий вдох и экономный выдох |
6. Стр 22, упражнения №1 и №2 | - учить детей связанному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с глухими, звонкими сонорными согласными |
7. «Речная прохлада» Р. Бойко «Дедушка Рох» И. Фролова «Снеговик» И. Фролова «Дождик-барабанщик» | - регулировать активность голосовых связок согласными звуками |
II. Развитие музыкального слуха и чувства ритма | |
1. «Угадай песенку по мелодии и ритму» | - работать над метро-ритмическим слухом |
2. «Узнай по голосу» | - развивать мелодический и тембральный слух |
3. «Передай звук» | - закреплять умение точно интонировать услышаный звук |
4. «Пение цепочкой» | - укреплять слуховую координацию, внутренний слух |
III. Работа над выразительностью исполнения | |
1. «Ба-бах» «Вудали-ача» | - учить сопровождать пение движением в характере музыки |
2. «Тра-та-та» стр. 87 «Орфей» | - крещендо-диминуэндо музыкальной фразы |
3. «Удивились - рассердились» | - работа мышц лица |
Февраль
Репертуар | Программные задачи |
I. Вокально-хоровая работа | |
1. Дыхательные упражнения «Снежинки», «Крокодил» | - чистое интонирование поступенного восходящего, нисходящего, скачкообразного движения мелодии |
2. Зарядка для языка | - продолжать работу над умением петь в унисон |
3.Фонодинамические упражнения «Кораблики» «Страшная сказка» | - развитие напевности голоса |
4. Пение с закрытым ртом с переходом в гласную | - учить звуковедению staccato с поддержкой дыханием |
5. «А-э-и-о-у» ч. 1 | - расширять диапазон голоса |
6. «Дудочка» Р. Бойко «Дедушка Рох» Р. Бойко «Речная прохлада» Г. Струве «Пёстрый колпачок» И. Фролова «Дождик-барабанщик» | - учить единообразному формированию гласных артикуляционным аппаратом; - закреплять навык высокой певческой позиции; - закреплять навыки ансамблевого пения |
II. Развитие музыкального и ритмического слуха | |
1. Допевание до тоники | - укреплять ладо-тональный слух |
2. «Передай звук» | - укреплять координацию слуха и голоса |
3. «Повтори мелодию» | - различать на слух и передавать интонацией направление мелодии |
4. Пение a' capella | - закреплять мерно-ритмический слух |
III. Работа над выразительностью исполнения | |
1. «Барашеньки» стр. 20 | - развитие артикуляционного аппарата |
2. «Г-к», «д-т», «б-п» | - развитие дикции |
3. «Г-гогочет» | - укрепление мышц губ, кончика языка, глотки |
4. Пение по руке | - продолжать учить петь конец фразы |
Март
Репертуар | Программные задачи |
I. Вокально-хоровая работа | |
1. Дыхательная гимнастика «Цветы», «Одуванчики», «Кто дольше?» | - продолжать учить слушать себя и товарища, петь в ансамбле |
2.Фонодинамические упражнения «Живая верёвочка», «Мой портрет» | - оценивать правильное и неправильное пение |
3. Упражнение №1 стр. 32 | - петь естественным голосом, не напрягаясь, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения |
4. Упражнение №3 стр. 33 | - вырабатывать подвижность голоса, пение с отклонениями от темпа, динамики |
5. Упражнение №4 стр. 34 | |
6.Упражнение №7 стр. 35 | |
7. «По полю-полю» | - совершенствовать умение точно попадать на первый звук после вступления |
Р. Бойко «Речная прохлада» | - петь с музыкальным сопровождением и без него |
Г. Гладков «Край в котором ты живёшь!» | |
И. Фролова «Дождик-барабанщик» | - чисто интонировать разное окончание одинаковых музыкальных фраз |
II. Развитие музыкального и ритмического слуха | |
1. «Бубенчики» | - различать высоту звучания в пределах терции |
2. «Ехали» музыка А. Филиппенко («Учите детей петь») | - закрепить умение различать долгие и короткие звуки |
3. «Небо синее» | - учить удерживать интонацию на одном звуке |
III. Работа над выразительностью исполнения | |
«Мы - дирижёры» | - интонационная выразительность речи |
«Спой по руке» | - выразительность исполнения в изменении штрихов |
«Здравствуйте гости дорогие» | |
«Повтори звук» | - закреплять различный характер звуковедения с помощью жеста |
Апрель
Репертуар | Программные задачи |
I. Вокально-хоровая работа | |
1. Дыхательные упражнения «Мамины пирожки», «Удивились» | - развивать восприимчивость к весёлым, жизнерадостным и нежным лирическим песням |
2.Фонопедические упражнения «Таинственный остров», «Кораблики» | - развивать чистоту интонации повторяющегося звука, скачкообразного и постепенного, восходящего и нисходящего движения |
3. «Музыкальное эхо», «Эхо» | - продолжать воспитывать навык пения на дыхании, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения |
4. Е. Тиличеева «Вальс» | - точно и правильно передавать ритм песни, петь пунктирным и синкопированным ритмом |
5. Упражнениия №№ 1, 3, 4, 9, 10 стр. 32-37 | - удерживать интонацию при модуляции хроматического порядка |
6. Р. Бойко «Дедушка Рох» И. Фролова «Дождик-барабанщик» «В негритянском стиле» Р. Бойко «Край в котором ты живёшь!» | - продолжать работу над развитием подвижности голоса |
II. Развитие музыкального слуха и чувства ритма | |
«Повтори ритм» | - учить петь выразительно, передавать динамику не только от куплета к куплету, но и по фразам |
«Соня - засоня» | - точно выполнять паузы и ритмичность рисунка |
«Тише едешь» | - учить петь изменяя интонацию в соответствии с характером песни |
Ритмические стихи | - продолжать развивать ладо-тональный слух |
III. Работа над выразительностью исполнения | |
Пение вслух, просебя, цепочкой, диалогом Допевание до тоники | - закреплять навыки звуковысотной ориентации, добиваясь осмысленности в пропевании музыкального оборота выше - ниже |
Май
Репертуар | Программные задачи |
I. Вокально-хоровая работа | |
1. Дыхательная гимнастика «Чем пахнет» «Подышем как собачки» | - формировать умения и навыки концертного выступления: исполнение программы от начала и до конца, свободная певческая установка |
2. Разминка для языка Скороговорки | - закреплять умение детей самостоятельно давать оценку качеству пения |
3.Фонопедические упражнения «Лес ночной» «Тук - тук» «Таинственный остров» | - закреплять навыки естественного звукообразования, умения петь легко, свободнобез напряжения |
Упражнения № 4, 5, 6 стр. 10-11 | - следить за правильным дыханием |
Упражнения № 10, 11, 12 стр. 14-15 | - удерживать интонацию при переходе из одной тональности в другую |
Е. Тиличеева «Вальс» И. Фролова «Снеговик» И. Фролова «Дождик-барабанщик» Г. Струве «Пёстрый колпачок» Р. Бойко «Дедушка Рох» | - точно пердавать пунктирный и синкопированный ритм; - развивать диапазон голоса, закреплять чистую интонацию в верхнем диапазоне |
II. Развитие музыкального и ритмического слуха | |
Игры с палочками. | - закреплять навыки звуко-высотной ориентировки |
Музыкально-дидактические игры | - развивать звуковысотный тембральный ладо-тональный слух; - развивать чувство ритма |
III. Работа над выразительностью исполнения | |
Песенный репертуар, использованный для выступлений | - продолжать учить петь выразительно осмысливая характер песни, её содержание, чувствовать логическое ударение в музыкальных фразах, тонко реагировать на музыкальную окрашенность песни |
2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
-выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
-образные упражнения;
-вопросы;
-оценка качества исполнение песни
Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
Дошкольники с интересом играют в музыкально-дидактические игры, например с такими заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить для него песню с определенной интонацией и тембром. Первоначально игру ведет педагог, позже – сами дети. С помощью этого метода формируется самостоятельность.
В сюжетно-ролевой игре старшие дошкольники выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий, например, "Ищем таланты", "Концерт по заявкам", "Угадай песенку", "Музыкальное занятие", распределяют роли, и сюжет получает развитие.
- Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 5-7 лет взрослым необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;
- помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
-не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным детям;
- уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижения, достоинств и недостатков;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям;
- всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой, игровой и продуктивной деятельности.
- Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение.
Перечень программно-методического обеспечения
- Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
- Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
- Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
- Артикуляционная гимнастика.
- Программы, сценарии концертов.
- Сборники песен, попевок.
- Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
- Развивающая предметно-пространственная среда.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребенком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств в личности как: активность, инициативность, доброжелательность и др.
Важную роль играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребенка, в его эмоциональном развитии. При проектировании предметно-развивающей среды целесообразно учитывать как общие требования концепции развивающей среды, так и специальные требования, непосредственно касающиеся музыкально-вокальной деятельности.
Список литературы
- Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
- Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
- Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
- Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
- Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
Глоссарий
Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis – гласный звук; звучащий, поющий) – произведение для пения без слов на гласный звук.
Гамма – в музыке – поступенно восходящее или нисходящее мелодическое движение, охватывающее все звуки какого-либо звукоряда не менее октавы.
Лад (музыкальный строй) – система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы) – определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения.
Мелодия – последовательность музыкальных тонов, имеющая определенный темп и ритм.
Попевка – мелодико-ритмический оборот, устойчиво повторяющийся в различных песнопениях знаменного распева
Ритмический рисунок – в музыке – последовательность длительностей звуков (отвлеченная от их высоты). Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком).
Творчество – процесс человеческой деятельности по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), – уникальность результата.
Тоника – первый звук каждой гаммы, с которого она начинается и которым заканчивается.
Фраза – в музыке – относительно завершенная часть мелодии, темы.
Приложение
Диагностические показатели качества освоения курса Программы
№ | Фамилия, имя | Чистота интонации | Чувство ритма | Диапазон | Музыкальная память | Примечание |
1 | ||||||
2, 3, … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...