Рабочая программа "Колокольчик"
рабочая программа

Рабочая программа "Колокольчик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kolokolchik.docx74.9 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала Лиля Гилумзянова

Содержание

I.        Целевой раздел        3

1.        Пояснительная записка        3

1.1        Цели и задачи Программы        4

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.        5

1.3.        Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет        5

2.        Планируемые результаты освоения Программы        6

II.        Содержательный раздел        7

1. Образовательная деятельность в соответствии с Программой.        7

2. Формы, способы, методы и средства реализации программы        23

3.        Способы и направления поддержки детской инициативы        25

III.        Организационный раздел        25

1.        Материально-техническое обеспечение.        25

2.        Развивающая предметно-пространственная среда.        26

Список литературы        27

Глоссарий        29

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

                                                                               

                          Музыка начинается с пения…

                                                                   Курт Закс(немецкий музыковед)

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

 Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

   В МДОУ " Детский сад № 141 о.в»  создан вокальный ансамбль «Колокольчик», в котором занимаются дети от 5-х до 7 –лет. Особенность программы «Вокальный ансамбль «Колокольчик» в том, что она разработана для одарённых детей дошкольного возраста, которые имеют ярко-выраженные музыкальные способности.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа разработана на основе Программы Картушиной М.Ю. "Вокально-хоровая работа в детском саду ".

Программа по вокальному пению предназначена для детей от 5-7  лет. Занятия в вокальном кружке «Колокольчик» проводятся с сентября по май,  70 занятий в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.

  1. Цели и задачи Программы

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
  3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  4. Развитие умений различать звуки по высоте;
  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
  7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
  8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.

В соответствии со Стандартом Программа театрального кружка «Сказка» направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного дополнительного образования всем обучающимся с учётом возрастного зачисления в группу; не зависимо от топографической принадлежности детей; разного уровня владения русским языком (дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы).  

Принципы реализации Программы:

  • Принцип преемственности.
  • Принцип положительной оценки.
  • Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
  • Учет возрастных особенностей воспитанников.
  • Гендерный подход  к используемому репертуару.
  • Последовательное усложнение поставленных задач.

  1. Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет

   На седьмом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на  седьмом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7  лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

   Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

   Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  1. песни хором в унисон
  2. хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  3. тембровыми подгруппами
  4. при включении в хор солистов
  5. пение под фонограмму.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Ожидаемый результат:

 Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

   Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

   Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

   Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится два раза в неделю согласно, репертуарного плана.

   Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

  1. Содержательный раздел

1. Образовательная деятельность в соответствии с Программой.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  1. игровой характер занятий и упражнений,
  2. активная концертная деятельность детей,
  3. доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  4. атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  5. звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  6. сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

   Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

   Программа включает подразделы:

  1. восприятие музыки;
  2. развитие музыкального слуха и голоса;
  3. песенное творчество;
  4. певческая установка;
  5. певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

 Структура занятий:

1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

                               

                   Календарно-тематический план занятий  

                       вокального кружка «Колокольчик»

                                             Сентябрь              

Репертуар

Программные задачи

I. Вокально-хоровая работа

1. Комплекс дыхательных упражнений

- обогащение музыкального впечатления детей;

- формирование певческого нижнерёберно-диафрагматического дыхания

2. Комплекс упражнений на артикуляцию

- формирование правильной певческой артикуляции

3. Фонопедические упражнения

  • «Мой портрет»
  • «Кораблик»

- установление унисона звучания;

- кластерное пение гласных звуков;

- звукообразование гласных звуков «у», «а», «о»;

- учить точной интонации первого звука

4. Е. Тиличеева «Музыкальное эхо»

- петь соло и в ансамбле

5. Попевки с гласными «а», «о»

- одновременное начало пения после вступления

6. И. Фролова «Дождик-барабанщик»,

Г. Струве «Пёстрый колпачок»

- находить первый звук мелодии, вступать в унисон

II. Развитие музыкального слуха

1.  Е. Тиличеева «Горошина»

Пение вслух, просебя, по фразам

- установление и укрепление координации между слухом и голосом

2. «Робин-красношейка»

пение a' capella

- учить слышать и точно передавать направление движения мелодии

III. Работа над выразительностью исполнения

1. «Забавный гномик»

-эмоционально воспринимать предлагаемые к исполнению песни, определяя характер, настроение, содержание;

- передавать настроение музыки с помощью мимики лица

2. «Соня-засоня»

Пение a' capella

- динамические и темповые изменения в пении

                                           Октябрь

Репертуар

Программные задачи

I. Вокально-хоровая работа

1. Трёхзвуковое упражнение с пением на закрытый рот и гласный звук «у»

«Распевание»

- дыхание, как часть единого певческого комплекса;

- закрепление умения брать вдох быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

- учить задерживать дыхание перед атакой звука

2. Дыхательная гимнастика «Крокодил»

- формирование высокой позиции с гласным звуком «и»;

- звукообразование гласного «и»

3. Двухзвучие:

закрытый рот, «у», «ку-ку»

- устранение речевого рефлекса с помощью вокализации гласного «у»

4. «Музыкальное эхо», «Прогулка в парке» - речетатив

- продолжать учить чёткой интонации, скачкообразной мелодической линии

5. Р. Бойко «Дедушка Рох»

- навык одновременного вступления, окончания

II. Развитие музыкального и ритмического слуха

1. «Повтори ритм».

Хлопки проговаривая слова

- освоение пунктирного ритма

2. Е. Тиличеева «Горошинка»

Пение цепочкой

- продолжать укреплять координацию слуха и голоса

3. Припев песни Г. Струве «Пёстрый колпачок»

- точное интонирование скачкообразной мелодии

III. Работа над выразительностью исполнения

Г. Струве «Пёстрый колпачок»;

И. Фролова «Дождик-барабанщик»;

«Динамические стихи»

- учить правильной фразировке в пении;

- уменьшение силы звука в конце фразы;

- смысловое акцентирование;

- сочетать лёгкое staccato с cantileno;

- sforcando в динамике

                                                Ноябрь

Репертуар

Программные задачи

I. Вокально-хоровая работа

1. Упражнения на дыхание соединять с вокализацией гласных

- закрепление певческого вдоха-выдоха;

- продолжать работу над унисоном звучания;

- расширение диапазона певческого голоса

2. Фонопедические упражнения

«Страшная сказка»

- устранение вялого и тусклого звучания с помощью утрированных гласных;

- формирование единообразного округлого звучания гласных

3. Р. Бойко «Дедушка Рох»

И. Фролова «Снеговик»

- учить ансамблевому пению;

- продолжать работу над интонационной точностью

4. Артикуляция звонких и глухих согласных «г-к», «д-т», «б-п»

- укрепление артикуляционного аппарата

II. Развитие музыкального и ритмического слуха

1. «Индейцы»

- пунктирный и синкопированный ритм

2. Упражнять в допевании последнего звука музыкальной фразы

- ладо-тонические представления:

устойчивый и неустойчивый звуки

3. Поочерёдное пение песни по фразам:  педагог - хор

      солист - хор

- продолжать развивать координацию слуха и голоса

III. Работа над выразительностью исполнения

1. И. Фролова «Дождик-барабанщик»

- закреплять умение исполнять конец фразы

2. Г. Струве «Пёстрый колпачок»

- динамика:

усиление - уменьшение звучности

3. От 1 до 10 и обратно

- смысловое ударение, его перенос

4. «Соня-засоня»

«Тише едешь - дальше будешь»

- звуковедение: staccato, legato

                                                       Декабрь

Репертуар

Программные задачи

I. Вокально-хоровая работа

1. Упражнения на дыхание с последующей вокализацией

- продолжать работу по укреплению вдоха-выдоха, осмысленный вдох перед атакой звука

2. Пение с закрытым ртом

- устранение речевого рефлекса с помощью вокализации гласного «у»;

- вырабатывать высокую певческую позицию

3. Поём по руке

- учить ансамблевому пению: слушать друг друга, одновременно начинать и заканчивать пение

4.Фонопедическое упражнение «Живая верёвочка»

- закреплять унисон

5. «Да-дэ-ди-до-ду»

- продолжать развивать музыкальный и ритмический слух

6. И. Фролова «Дождик-барабанщик»

Р. Бойко «Дедушка Рох»

И. Фролова «Снеговик»

Г. Струве «Пёстрый колпачок»

- формирование гласных звуков;

- соединение «глубоких» и «близких» гласных

II. Развитие музыкального и ритмического слуха

1. М/д игра «Кто идёт?»

- закреплять умение точно повторять услышанный звук

2. М/д игра «Повтори звук»

- узнавать по ритму и мелодии песенки

3. Допевание до тоники

- укреплять ладо-тональные представления

4. Пение вслух - просебя

- укреплять координацию слуха и голоса

III. Работа над выразительностью исполнения

1. «Прячем окончание»

- продолжать работу над формированием окончания фразы

2. «Здравствуйте»

- звуковедение и звукоизвлечение;

- темповые и динамические изменения

                                                Январь

Репертуар

Программные задачи

I. Вокально-хоровая работа

1. Зарядка для языка

- добиваться устойчивого и стабильного унисона

2. Фонодинамические упражнения «Таинственный остров»

- добиваться пения на дыхание, культуры вдоха, распределения выдоха

3 «Шарики».

Упражнение на дыхание.

«Орфей» стр. 88

- чистое интонирование скачков сексты, квинты, кварты

4. «Ай-ду-ду» стр. 15, №8

- работать над кантиленостью дыхания

5. «Дятел» стр. 15 №7

- глубокий вдох и экономный выдох

6. Стр 22, упражнения №1 и №2

- учить детей связанному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с глухими, звонкими сонорными согласными

7. «Речная прохлада»

Р. Бойко «Дедушка Рох»

И. Фролова «Снеговик»

И. Фролова «Дождик-барабанщик»

- регулировать активность голосовых связок согласными звуками

II. Развитие музыкального слуха и чувства ритма

1. «Угадай песенку по мелодии и ритму»

- работать над метро-ритмическим слухом

2. «Узнай по голосу»

- развивать мелодический и тембральный слух

3. «Передай звук»

- закреплять умение точно интонировать услышаный звук

4. «Пение цепочкой»

- укреплять слуховую координацию, внутренний слух

III. Работа над выразительностью исполнения

1. «Ба-бах»

«Вудали-ача»

- учить сопровождать пение движением в характере музыки

2. «Тра-та-та» стр. 87

«Орфей»

- крещендо-диминуэндо музыкальной фразы

3. «Удивились - рассердились»

- работа мышц лица

                                             Февраль

Репертуар

Программные задачи

I. Вокально-хоровая работа

1. Дыхательные упражнения «Снежинки», «Крокодил»

- чистое интонирование поступенного восходящего, нисходящего, скачкообразного движения мелодии

2. Зарядка для языка

- продолжать работу над умением петь в унисон

3.Фонодинамические упражнения

«Кораблики»

«Страшная сказка»

- развитие напевности голоса

4. Пение с закрытым ртом с переходом в гласную

- учить звуковедению staccato с поддержкой дыханием

5. «А-э-и-о-у» ч. 1

- расширять диапазон голоса

6. «Дудочка»

Р. Бойко «Дедушка Рох»

Р. Бойко «Речная прохлада»

Г. Струве «Пёстрый колпачок»

И. Фролова «Дождик-барабанщик»

- учить единообразному формированию гласных артикуляционным аппаратом;

- закреплять навык высокой певческой позиции;

- закреплять навыки ансамблевого пения

II. Развитие музыкального и ритмического слуха

1. Допевание до тоники

- укреплять ладо-тональный слух

2. «Передай звук»

- укреплять координацию слуха и голоса

3. «Повтори мелодию»

- различать на слух и передавать интонацией направление мелодии

4. Пение a' capella

- закреплять мерно-ритмический слух

III. Работа над выразительностью исполнения

1. «Барашеньки» стр. 20

- развитие артикуляционного аппарата

2. «Г-к», «д-т», «б-п»

- развитие дикции

3. «Г-гогочет»

- укрепление мышц губ, кончика языка, глотки

4. Пение по руке 

- продолжать учить петь конец фразы

                                                       Март

Репертуар

Программные задачи

I. Вокально-хоровая работа

1. Дыхательная гимнастика

«Цветы», «Одуванчики», «Кто дольше?»

- продолжать учить слушать себя и товарища, петь в ансамбле

2.Фонодинамические упражнения

«Живая верёвочка»,

«Мой портрет»

- оценивать правильное и неправильное пение

3. Упражнение №1 стр. 32

- петь естественным голосом, не напрягаясь, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения

4. Упражнение №3 стр. 33

- вырабатывать подвижность голоса, пение с отклонениями от темпа, динамики

5. Упражнение №4 стр. 34

6.Упражнение №7 стр. 35

7. «По полю-полю»

- совершенствовать умение точно попадать на первый звук после вступления

Р. Бойко «Речная прохлада»

- петь с музыкальным сопровождением и без него

Г. Гладков «Край в котором ты живёшь!»

И. Фролова «Дождик-барабанщик»

- чисто интонировать разное окончание одинаковых музыкальных фраз

II. Развитие музыкального и ритмического слуха

1. «Бубенчики»

- различать высоту звучания в пределах терции

2. «Ехали» музыка А. Филиппенко («Учите детей петь»)

- закрепить умение различать долгие и короткие звуки

3. «Небо синее»

- учить удерживать интонацию на одном звуке

III. Работа над выразительностью исполнения

«Мы - дирижёры»

- интонационная выразительность речи

«Спой по руке»

- выразительность исполнения в изменении штрихов

«Здравствуйте гости дорогие»

«Повтори звук»

- закреплять различный характер                    звуковедения с помощью жеста

                                                Апрель

Репертуар

Программные задачи

I. Вокально-хоровая работа

1. Дыхательные упражнения

«Мамины пирожки», «Удивились»

- развивать восприимчивость к весёлым, жизнерадостным и нежным лирическим песням

2.Фонопедические упражнения

«Таинственный остров», «Кораблики»

- развивать чистоту интонации повторяющегося звука, скачкообразного и постепенного, восходящего и нисходящего движения

3. «Музыкальное эхо», «Эхо»

- продолжать воспитывать навык пения на дыхании, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения

4. Е. Тиличеева «Вальс»

- точно и правильно передавать ритм песни, петь пунктирным и синкопированным ритмом

5. Упражнениия №№ 1, 3, 4, 9, 10 стр. 32-37

- удерживать интонацию при модуляции хроматического порядка

6. Р. Бойко «Дедушка Рох»

И. Фролова «Дождик-барабанщик»

«В негритянском стиле»

Р. Бойко «Край в котором ты живёшь!»

- продолжать работу над развитием подвижности голоса

II. Развитие музыкального слуха и чувства ритма

«Повтори ритм»

- учить петь выразительно, передавать динамику не только от куплета к куплету, но и по фразам

«Соня - засоня»

- точно выполнять паузы и ритмичность рисунка

«Тише едешь»

- учить петь изменяя интонацию в соответствии с характером песни

Ритмические стихи

- продолжать развивать ладо-тональный слух

III. Работа над выразительностью исполнения

Пение вслух, просебя, цепочкой, диалогом

Допевание до тоники

- закреплять навыки звуковысотной ориентации, добиваясь осмысленности в пропевании музыкального оборота выше - ниже

                                                             Май

Репертуар

Программные задачи

I. Вокально-хоровая работа

1. Дыхательная гимнастика

«Чем пахнет»

«Подышем как собачки»

- формировать умения и навыки концертного выступления: исполнение программы от начала и до конца, свободная певческая установка

2. Разминка для языка

Скороговорки

- закреплять умение детей самостоятельно давать оценку качеству пения

3.Фонопедические упражнения

«Лес ночной»

«Тук - тук»

«Таинственный остров»

- закреплять навыки естественного звукообразования, умения петь легко, свободнобез напряжения

Упражнения № 4, 5, 6 стр. 10-11

- следить за правильным дыханием

Упражнения № 10, 11, 12 стр. 14-15

- удерживать интонацию при переходе из одной тональности в другую

Е. Тиличеева «Вальс»

И. Фролова «Снеговик»

И. Фролова «Дождик-барабанщик»

Г. Струве «Пёстрый колпачок»

Р. Бойко «Дедушка Рох»

- точно пердавать пунктирный и синкопированный ритм;

- развивать диапазон голоса, закреплять чистую интонацию в верхнем диапазоне

II. Развитие музыкального и ритмического слуха

Игры с палочками.

- закреплять навыки звуко-высотной ориентировки

Музыкально-дидактические игры

- развивать звуковысотный тембральный ладо-тональный слух;

- развивать чувство ритма

III. Работа над выразительностью исполнения

Песенный репертуар, использованный для выступлений

- продолжать учить петь выразительно осмысливая характер песни, её содержание, чувствовать логическое ударение в музыкальных фразах, тонко реагировать на музыкальную окрашенность песни

                                                       

2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его     как стихотворение, спеть без сопровождения)    

- работа над вокальными и хоровыми навыками;

- проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

- споем песню с полузакрытым ртом;

- слоговое пение («ля», «бом» и др.);

- хорошо выговаривать согласные в конце слова;

- произношение слов шепотом в ритме песни;

- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

- использовать элементы дирижирования;

 - пение без сопровождения;

 - зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

-выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

-образные упражнения;

-вопросы;

-оценка качества исполнение песни

 

 Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.

   Дошкольники с интересом играют в музыкально-дидактические игры, например с такими заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить для него песню с определенной интонацией и тембром. Первоначально игру ведет педагог, позже – сами дети. С помощью этого метода формируется самостоятельность.

   В сюжетно-ролевой игре старшие дошкольники выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий, например, "Ищем таланты", "Концерт по заявкам", "Угадай песенку", "Музыкальное занятие", распределяют роли, и сюжет получает развитие.

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы

 

    Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 5-7 лет взрослым необходимо:

- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;

- помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

-не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным детям;

- уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижения, достоинств и недостатков;

- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям;

- всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой, игровой и продуктивной деятельности.

  1. Организационный раздел
  1. Материально-техническое обеспечение.

Перечень программно-методического обеспечения

  1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
  2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
  3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Программы, сценарии концертов.
  6. Сборники песен, попевок.
  7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски -  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда. 

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребенком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств в личности как: активность, инициативность, доброжелательность и др.

Важную роль играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение  в деятельности ребенка, в его эмоциональном развитии. При проектировании предметно-развивающей среды целесообразно учитывать как общие требования концепции развивающей среды, так и специальные требования, непосредственно касающиеся музыкально-вокальной деятельности.

Список литературы

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
  7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  12.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
  14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
  15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  17. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
  18. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
  19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
  20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

Глоссарий

Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis – гласный звук; звучащий, поющий) – произведение для пения без слов на гласный звук.

Гамма – в музыке – поступенно восходящее или нисходящее мелодическое движение, охватывающее все звуки какого-либо звукоряда не менее октавы.

Лад (музыкальный строй) – система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы) – определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения.

Мелодия – последовательность музыкальных тонов, имеющая определенный темп и ритм.

Попевка – мелодико-ритмический оборот, устойчиво повторяющийся в различных песнопениях знаменного распева

Ритмический рисунок – в музыке – последовательность длительностей звуков (отвлеченная от их высоты). Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком).

Творчество – процесс человеческой деятельности по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), – уникальность результата.

Тоника – первый звук каждой гаммы, с которого она начинается и которым заканчивается.

Фраза – в музыке – относительно завершенная часть мелодии, темы.

Приложение

Диагностические показатели качества освоения курса Программы

Фамилия, имя

Чистота интонации

Чувство ритма

Диапазон

Музыкальная память

Примечание

1

2, 3, …

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...