родительское собрание "Конструктор и ребёнок"
методическая разработка (старшая группа)

Таймолкина Елена Евгеньевна

Данный материал может представлять интерес для педагогов-психологов и воспитателей детских садов. Тема собрания интересна и актуальна. Материал  способствует привлечению родителей детей старшего дошкольного возраста к детскому конструированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

 «Конструктор и ребёнок».

(старшая группа)

Автор-разработчик:

педагог-психолог Таймолкина Е.Е.

Цель: привлечение родителей к выбору «правильной» детской игрушке; конструированию, как деятельности, которая наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении.

Участники: воспитатели, родители.

Место проведения: групповое помещение.

Ход мероприятия

Анкетирование родителей

  • Любит ли ваш ребенок играть?
  • В какие игры вы играете с ним дома?
  • Чему могут научить ребенка эти игры?

Упражнение «Незаконченное предложение»

Родителям предлагается закончить следующие предложения.

  • Любимая игра моего ребенка – это……
  • Дома наш ребенок любит играть в ……
  • Папа любит с ним играть в ……
  • Мама любит с ним играть в ……

Мини-лекция

-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим об игрушках и играх с детьми дома. Тема собрания: «Конструктор и ребёнок. Как выбрать правильную игрушку». Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это машина времени: она дает ему возможность пожить жизнью, которая ему предстоит через много лет. Жан Пиаже говорил: Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание собственного  интеллекта». Объясните, как вы понимаете  эти слова. (Рассуждения родителей.) В настоящее время особое внимание уделяется детскому конструированию. Под детским конструированием подразумевается целенаправленный процесс создания ребенком различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В ребенке от рождения заложены изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Еще А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

 В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется:

  • умственное развитие,
  • нравственное воспитание,
  • эстетическое воспитание,
  • трудовое воспитание детей.

Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. Нередко говорят, что игра для детей – дело серьезное. (Педагог-психолог обращает внимание родителей на плакат.)

  • Интерес
  • Удовольствие
  • Развитие

Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Выполните следующее задание: изобразите на бумаге возможности конструирования. Чему может научиться  ребенок?  Какие процессы развивают игры с конструктором?

(Родители работают в группах. Результаты озвучиваются и помещаются на мольберт или доску.)

Возможности игр огромны, они:

  • Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
  • Тренируют наблюдательность и ум;
  • Развивают творческие способности детей;
  • Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
  • Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
  • Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

Анализ результатов мини-исследования. Наши дети любят играть. Об этом вы говорите в своих анкетах.  Давайте, посмотрим на себя со стороны: какие мы? Любим ли играть с детьми? Находим ли для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях? (Выступление родителей. Анализ анкет родителей и мини-исследования «Незаконченное предложение».)

Практические задания

Задание 1

-Какие виды конструирования вы знаете? (Обсуждение в минигруппах.) (Родители на заготовках в виде кругов Эйлера пишут свою классификацию, затем все вывешивается на видное место – мольберт или доску). Из всего этого многообразия я приведу лишь одну классификацию.

1.Техническое - конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);

  • из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
  • из крупногабаритных модульных блоков.

2.Художественое - конструирование

  • из бумаги, картона;
  • из природного и бросового материала.

Основная задача обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развить у него творческие способности.

Задание 2

Родителям предлагают  различные виды конструктора и  модели, т. е. формы, обклеенные  бумагой.

-Воспроизводите модель из имеющегося строителя. Используйте как можно больше различных видов конструктора. (работа в мини-группах).

Задание 3

Родителям  предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок; выбирают материал и способы их выполнения. Замыслы ограничиваются определенной темой. Затем участники мини-групп презентуют свою конструкцию. Делятся впечатлениями о том, что было самым сложным в их работе.

Подведение итогов.

-Существуют различные виды конструирования:

  • по образцу
  • по модели
  • по доступным чертежам и наглядным схемам
  • по теме
  • по условиям
  • каркасное конструирование
  • конструирование по замыслу

Конструирование по образцу. Дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Данная форма не способствует развитию творчества, но является необходимым и важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели. Усложненная разновидность конструирование по образцу. Обобщенные представления о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности. Детей сначала обучают построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений.

Конструирование по условиям. Задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Каркасное конструирование. Дети сначала знакомятся с каркасом как с центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий, а затем осваивают способы его преобразования (трансформации) в задуманную конструкцию. В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкий конструктор «Квадро». Способствует развитию творческого воображения, образного мышления, обобщенных способов действия (интеллектуальных и практических).

Конструирование по замыслу. В сравнении с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать, самостоятельно и творчески используя знания и умения, полученные ранее.

Основная задача игр с конструктором заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развить у него творческие способности.

Рефлексия

-Нам очень хотелось бы узнать мнение каждого из вас о сегодняшнем мероприятии. После того как закончится наше собрание, просим вас закончить предложение. (Родителям раздаются листы в форме построек из конструктора):

  • сегодня я для себя выяснил (а) ………
  • открыл (а) …………
  • узнал (а).

Список использованной литературы:

1.Смирнова Е.О. Мир детских игрушек или Как выбрать ребёнку хорошую игрушку. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976.

3. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1970. № 4.

4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966.

 5.Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981.

6. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Права ребёнка"

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитит...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему «Родительская любовь: как ребёнок её воспринимает»

Данная консультация помогает родителям найти общий язык с ребёнком в игре....

Выступление на родительском собрании "Зачем ребёнку музыкальная деятельность?"

Раскрыта необходимость музыкального воспитания в детском саду для развития ребёнка,   какие необходимые для взрослой жизни навыки даёт музыкальная деятельность ребёнку.Занятия  "Ритмико...

Выступление на родительском собрании "Зачем ребёнку музыкальная деятельность?"

Раскрыта необходимость музыкального воспитания в детском саду для развития ребёнка,   какие необходимые для взрослой жизни навыки даёт музыкальная деятельность ребёнку.Занятия  "Ритмико...

родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"

конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и  приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...

Родительское собрание «Подготовка ребёнка к школе»

Добрый вечер, уважаемые родители!         Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих пер...

Родительское собрание «Мой ребёнок - талантливый ребёнок»

Цель: помочь родителям распознать, увидеть потенциал в развитии способностей своего ребенка, и, направить совместные усилия семьи и ДОУ на формирование познавательной сферы ребенка, как основы развити...