родительское собрание "Конструктор и ребёнок"
методическая разработка (старшая группа)
Данный материал может представлять интерес для педагогов-психологов и воспитателей детских садов. Тема собрания интересна и актуальна. Материал способствует привлечению родителей детей старшего дошкольного возраста к детскому конструированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Конструктор и ребёнок».
(старшая группа)
Автор-разработчик:
педагог-психолог Таймолкина Е.Е.
Цель: привлечение родителей к выбору «правильной» детской игрушке; конструированию, как деятельности, которая наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении.
Участники: воспитатели, родители.
Место проведения: групповое помещение.
Ход мероприятия
Анкетирование родителей
- Любит ли ваш ребенок играть?
- В какие игры вы играете с ним дома?
- Чему могут научить ребенка эти игры?
Упражнение «Незаконченное предложение»
Родителям предлагается закончить следующие предложения.
- Любимая игра моего ребенка – это……
- Дома наш ребенок любит играть в ……
- Папа любит с ним играть в ……
- Мама любит с ним играть в ……
Мини-лекция
-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим об игрушках и играх с детьми дома. Тема собрания: «Конструктор и ребёнок. Как выбрать правильную игрушку». Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это машина времени: она дает ему возможность пожить жизнью, которая ему предстоит через много лет. Жан Пиаже говорил: Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Объясните, как вы понимаете эти слова. (Рассуждения родителей.) В настоящее время особое внимание уделяется детскому конструированию. Под детским конструированием подразумевается целенаправленный процесс создания ребенком различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В ребенке от рождения заложены изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Еще А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется:
- умственное развитие,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание детей.
Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. Нередко говорят, что игра для детей – дело серьезное. (Педагог-психолог обращает внимание родителей на плакат.)
- Интерес
- Удовольствие
- Развитие
Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Выполните следующее задание: изобразите на бумаге возможности конструирования. Чему может научиться ребенок? Какие процессы развивают игры с конструктором?
(Родители работают в группах. Результаты озвучиваются и помещаются на мольберт или доску.)
Возможности игр огромны, они:
- Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- Тренируют наблюдательность и ум;
- Развивают творческие способности детей;
- Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
- Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
- Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Анализ результатов мини-исследования. Наши дети любят играть. Об этом вы говорите в своих анкетах. Давайте, посмотрим на себя со стороны: какие мы? Любим ли играть с детьми? Находим ли для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях? (Выступление родителей. Анализ анкет родителей и мини-исследования «Незаконченное предложение».)
Практические задания
Задание 1
-Какие виды конструирования вы знаете? (Обсуждение в минигруппах.) (Родители на заготовках в виде кругов Эйлера пишут свою классификацию, затем все вывешивается на видное место – мольберт или доску). Из всего этого многообразия я приведу лишь одну классификацию.
1.Техническое - конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);
- из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
- из крупногабаритных модульных блоков.
2.Художественое - конструирование
- из бумаги, картона;
- из природного и бросового материала.
Основная задача обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развить у него творческие способности.
Задание 2
Родителям предлагают различные виды конструктора и модели, т. е. формы, обклеенные бумагой.
-Воспроизводите модель из имеющегося строителя. Используйте как можно больше различных видов конструктора. (работа в мини-группах).
Задание 3
Родителям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок; выбирают материал и способы их выполнения. Замыслы ограничиваются определенной темой. Затем участники мини-групп презентуют свою конструкцию. Делятся впечатлениями о том, что было самым сложным в их работе.
Подведение итогов.
-Существуют различные виды конструирования:
- по образцу
- по модели
- по доступным чертежам и наглядным схемам
- по теме
- по условиям
- каркасное конструирование
- конструирование по замыслу
Конструирование по образцу. Дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Данная форма не способствует развитию творчества, но является необходимым и важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Усложненная разновидность конструирование по образцу. Обобщенные представления о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности. Детей сначала обучают построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений.
Конструирование по условиям. Задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Каркасное конструирование. Дети сначала знакомятся с каркасом как с центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий, а затем осваивают способы его преобразования (трансформации) в задуманную конструкцию. В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкий конструктор «Квадро». Способствует развитию творческого воображения, образного мышления, обобщенных способов действия (интеллектуальных и практических).
Конструирование по замыслу. В сравнении с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать, самостоятельно и творчески используя знания и умения, полученные ранее.
Основная задача игр с конструктором заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развить у него творческие способности.
Рефлексия
-Нам очень хотелось бы узнать мнение каждого из вас о сегодняшнем мероприятии. После того как закончится наше собрание, просим вас закончить предложение. (Родителям раздаются листы в форме построек из конструктора):
- сегодня я для себя выяснил (а) ………
- открыл (а) …………
- узнал (а).
Список использованной литературы:
1.Смирнова Е.О. Мир детских игрушек или Как выбрать ребёнку хорошую игрушку. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976.
3. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1970. № 4.
4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966.
5.Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981.
6. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Права ребёнка"
Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитит...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему «Родительская любовь: как ребёнок её воспринимает»
Данная консультация помогает родителям найти общий язык с ребёнком в игре....
Выступление на родительском собрании "Зачем ребёнку музыкальная деятельность?"
Раскрыта необходимость музыкального воспитания в детском саду для развития ребёнка, какие необходимые для взрослой жизни навыки даёт музыкальная деятельность ребёнку.Занятия "Ритмико...
Выступление на родительском собрании "Зачем ребёнку музыкальная деятельность?"
Раскрыта необходимость музыкального воспитания в детском саду для развития ребёнка, какие необходимые для взрослой жизни навыки даёт музыкальная деятельность ребёнку.Занятия "Ритмико...
родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"
конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...
Родительское собрание «Подготовка ребёнка к школе»
Добрый вечер, уважаемые родители! Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих пер...
Родительское собрание «Мой ребёнок - талантливый ребёнок»
Цель: помочь родителям распознать, увидеть потенциал в развитии способностей своего ребенка, и, направить совместные усилия семьи и ДОУ на формирование познавательной сферы ребенка, как основы развити...