Консультации для родителей
консультация

Тимофеева Ирина Архиповна

Артикуляционная гимнастика. Консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"

Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепит мышечную систему языка, губ, щек;
- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:
- проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы выработать у ребенка навыки закрепления, но не более 3-4 упражнений за один раз;
- каждое упражнение выполнять по 4-5 раз;
- статистические упражнения выполнять по 5-10 секунд;
артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в этом положении у ребенка прямая спина, руки и ного находятся в спокойном положении;
-ребенок и взрослый во время артикуляционной гимнастики находятся перед настенным зеркалом, взрослый - напротив ребенка.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:
Расскажите ребенку о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Покажите правильное выполнение упражнений.
Предложите повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
Следите за качеством выполнения ребенком движений.

Традиционные способы развития моторики артикуляционного аппарата.
1. «Улыбочка».
Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.
2. «Трубочка».
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.
3. «Хоботок».
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
4. «Лопаточка».
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя гуда приподнята, не касается поверхности языка.
5. «Иголочка».
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10.
6. «Сердитая кошечка».
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.
7. «Желобок».
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3 –4 раза по 5 – 7 секунд.
8. «Парус».
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.
9. «Чашечка».
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.
10. «Заборчик».
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 секунд.
Динамические упражнения
11. «Утиный клювик».
Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.
12. «Шторки».
Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5 – 6 раз.
13. «Лошадка».
Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.
14. «Грибок».
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.
15. «Маляр».
Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 – 6 раз.
16. «Дятел».
Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15 – 20 секунд).
17. «Утюжок».
Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперёд. Выполнять 20 – 25 раз.
18. «Прогони комарика».
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.
19. «Покусывание кончика языка».
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8 – 10 раз.
20. «Катание шарика».
Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5 – 6 кругов); затем против часовой стрелки (5 – 6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
21. «Часики».
Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения - 20 секунд.
22. «Мясорубка».
Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3 – 4 раза.
23. «Прятки».
Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.
24. «Вкусное варенье».
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5 – 6 раз.
25. «Змейка».
Рот открыт. Язык высунуть вперёд как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5 – 5 раз.
26. «Настроение».
Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Указанные упражнения рекомендуется использовать для отработки различных звуков:
1) Отработка звуков «С» и «З» – упражнения 1, 4, 7, 10, 12, 23, 24, 27.
2) Отработка звука «Ц» – упражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24, 27.
3) Отработка звуков «Ш» и «Ж» – упражнения 2, 3, 9, 11, 13-16, 20, 21, 23, 25-27.
4) Отработка звука «Щ» – упражнения 1-4, 9, 15-17, 20, 23, 25-27.
5) Отработка звука «Ч» – упражнения 2, 4, 9, 15-17, 25.
6) Отработка звука «Р» – упражнения 1, 2, 8, 9, 13-20, 27.
7) Отработка звука «Л» – упражнения 1, 2, 5, 8, 13, 19-22, 26, 27.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Помимо упражнений артикуляционной гимнастики, существуют нетрадиционные методы развития мышц артикуляционного аппарата, помогающие ребенку наиболее быстро овладеть навыками правильного произношения.

ВИД УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения с ШАРИКОМ
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. 
Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. 
Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). 
Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 
Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку". 
Ловить шарик губами и с силой выталкивать, "выплевывая" его. 
Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 
Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. 

Упражнения с ЛОЖКОЙ
Ложка должна быть строго индивидуальна, чисто вымыта.
Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой. 
Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 
Ложку держим перед губами, сложенными трубочкой. Выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки
Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз
Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 
Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно
Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. 
Аналогично подталкивать ложку в выпуклую часть
Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 

Упражнения для языка С ВОДОЙ
Вода должна быть питьевая, комнатной температуры.
"Не расплескай воду" Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз. 
"Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз. 
"Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...