Рабочая программа воспитателя младенческой группы в соответствии с ФГОС
рабочая программа (младшая группа)
СПбГКУЗ «СПНДР №7» обеспечивает психолого-медико-педагогическую реабилитацию, воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, многие из которых имеют ограниченные возможности здоровья, множественные нарушения (ДЦП, синдром Дауна в сочетании с интеллектуальной недостаточностью), с аутизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelya_mladencheskoy_gruppy.docx | 73.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт – Петербургское государственное казённое учреждение здравоохранения «Специализированный психоневрологический дом ребёнка №7»
Согласовано на заседании Педагогического Совета СПб ГКУЗ «Специализированный психоневрологический дом ребёнка № 7» г. Санкт-Петербурга
Утверждаю
Главный врач:
Рабочая программа воспитателя младенческой группы
возраст детей от 2-х месяцев до 1 года
Составила воспитатель
Иванова Светлана Евгеньевна
г. Санкт - Петербург
2018
Рабочая программа группы составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования СПБ ГКУ «Специализированного психоневрологического дома ребёнка № 7» Красносельского района г. Санкт-Петербурга
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Рабочая программа учитывает опыт практической работы, трансформированного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Содержание
1 | Целевой раздел | 4 | |
1.1 | Пояснительная записка | 4 | |
1.1.1. | Нормативные документы для разработки рабочей программы | 4 | |
1.1.2. | Цель и задачи программы | 4 | |
1.1.3. | Принципы и подходы к реализации рабочей программы | 5 | |
1.1.4. | Нормативный срок освоения рабочей программы | 7 | |
1.1.5. | Принципы построения образовательного процесса | 8 | |
1.1.6 | Целевые ориентиры в младенческом возрасте | 8 | |
2 | Содержательный раздел | 9 | |
2.1 | Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» | 10 | |
2.2 | Образовательная область «Познавательное развитие» | 10 | |
2.3 | Образовательная область «Речевое развитие» | 10 | |
2.4 | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | 11 | |
2.5 | Образовательная область «Физическое развитие» | 11 | |
2.6 | Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года | 12 | |
2.6.1 | Задачи воспитания и обучения | 12 | |
2.6.2 | Воспитание при проведении режимных процессов | 13 | |
2.7 | Воспитание в играх – занятиях | 15 | |
2.7.1 | Развитие восприятия | 15 | |
2.7.2 | Развитие речи | 16 | |
2.7.3 | Развитие движений | 18 | |
2.7.4 | Развитие действий с предметами | 19 | |
2.7.5 | Музыкальное воспитание | 20 | |
2.7.6 | Игры - развлечения | 21 | |
3 | Организационный раздел программы | 21 | |
3.1 | Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде | 21 | |
3.2 | Примерные режимы дня | 24 | |
3.3 | Методическое обеспечение образовательной деятельности | 25 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка.
Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования СПб ГКУЗ «Специализированный психо – неврологический дом ребёнка № 7» Красносельского района, утверждена приказом главного врача от 31.08.2017 №
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 1-2 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа характеризует специфику и особенности организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста.
Рабочая программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса и включает в себя учебный план, календарный график, календарное тематическое планирование образовательной деятельности.
Рабочая программа ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава содержания образовательной деятельности с учётом достижений современной науки.
1.1.1 Нормативные документы для разработки рабочей программы.
Нормативно-правовую основу разработки рабочей программы составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Закон Санкт-Петербурга от 26 июня 2013 года N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге"
- Устав СПб ГКУЗ «Специализированный психо – неврологический дом ребёнка № 7» Красносельского района
- Положение о порядке разработки утверждения и структуре рабочих программ СПб ГКУЗ «Специализированный психо – неврологический дом ребёнка № 7» Красносельского района
1.1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, социализация и всестороннее развитие ребенка раннего возраста в различных видах деятельности.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.3 Принципы и подходы к реализации рабочей программы:
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:
познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.
1.1.4 Нормативный срок освоения рабочей программы
Нормативные сроки освоения рабочей программы – 1 год.
1.1.5 Принципы построения образовательного процесса
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
- Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с разными образовательными потребностями.
1.1.6 Целевые ориентиры в младенческом возрасте
К концу первого года жизни ребенок:
- Активно проявляет потребность в эмоциональном общении, поиске разнообразных впечатлений, чувствительность к эмоциям и смыслам слов взрослых, избирательное отношение к близким и посторонним людям;
- Активно обследует разнообразные предметы, интересуется и манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;
- Во взаимодействии со взрослым пользуется разнообразными средствами общения: мимикой, жестами, голосовыми проявлениями (лепечет, произносит первые слова); стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами; различает поощрение и порицание взрослыми своих действий;
- Охотно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, рассматривает картинки, узнает, что на них изображено, по просьбе взрослого может показать названный предмет; пытается сам использовать мелки и карандаши;
- Стремится проявлять самостоятельность при овладении навыками самообслуживания (есть ложкой, пить из чашки и пр.);
- Проявляет двигательную активность: свободно изменяет позу, сидит, ползает, встает на ножки, переступает ногами, ходит самостоятельно или при поддержке взрослых.
- Содержательный раздел рабочей программы
Младенческий возраст (2-12 месяцев)
Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе – ключевая задача периода раннего развития ребенка в период младенческого и раннего возраста.
Важнейшая задача взрослых – создать и поддерживать позитивные и надежные отношения, в рамках которых обеспечивается развитие надежной привязанности и базовое доверие к миру как основы здорового психического и личностного развития (Б.Боулби, Э.Эриксон, М.И.Лисина, Д.Б. Эльконин, О.А.Карабанова и др.). При этом ключевую роль играет эмоционально насыщенное общение ребенка со взрослым (М.И. Лисина).
Основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- Развития надежной привязанности как условия здорового психического и личностного развития на протяжении жизни;
- Развития базового доверия к миру;
- Развития эмоционального (ситуативно-личностного) общения младенца со взрослым;
- Познавательной активности по отношению к предметному окружению и предпосылок ориентировочно-исследовательской активности;
- Физического развития ребенка
В ходе эмоционального общения на данном возрастном этапе закладываются потенциальные возможности дальнейшего развития ребенка, создается основа для формирования таких личностных характеристик, как положительное самоощущение, инициативность, любознательность, доверие и доброжелательное отношение к окружающим людям.
Особое значение для данного возрастного периода имеет поддержка потребности в поиске, развитие предпосылок ориентировочно-исследовательской активности ребенка.
2.1 Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"
Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
В области социально-коммуникативного развития
Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии: обращается к ребенку с улыбкой, ласковыми словами, бережно берет на руки, поглаживает, отвечает на его улыбку и вокализации, реагирует на инициативные проявления ребенка, поощряет их.
Создает условия для положительного самовосприятия ребенка: обращается по имени, хвалит, реагирует на проявления недовольства ребенка, устраняет его причину (пеленает, переодевает, кормит и др.), успокаивает.
Способствует предречевому развитию ребенка: сопровождает ласковой речью все свои действия в ходе режимных моментов, комментирует действия ребенка, называет предметы, игрушки, организует эмоциональные игры, напевает песенки.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.
2.2 Образовательная область "Познавательное развитие"
Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.
В области познавательного развития
Взрослый создает условия для обогащения ребенка новыми впечатлениями, поддерживает проявления любознательности: помещает в поле зрения и досягаемости ребенка игрушки и предметы разной формы, величины, цвета, фактуры, звучания; после того, как младенцу исполнится 3 месяца, вкладывает игрушку ему в ручку; время от времени носит ребенка на руках, показывает и называет предметы, находящиеся в помещении.
2.3 Образовательная область «Речевое развитие»
Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как
средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов
детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
В области речевого развития
- процессе взаимодействия с ребенком взрослый внимательно относится к попыткам ребенка выразить свои желания, потребности и интересы, тем самым поощряя начало активной речи. Он пытается понять, чего хочет ребенок, и вербализирует то, что тот хочет «сказать» или спросить. В ходе общения и игр взрослый стимулирует понимание ребенком речи: комментирует собственные действия и действия ребенка, называет окружающие предметы, читает детские стихи, поет песенки, показывает картинки, рассказывает, что на них изображено. Организует игры, включающие ритмические стихи и движения.
2.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
В области художественно-эстетического развития
Взрослый организует предметно-пространственную среду, заполняя ее необходимыми оборудованием, предметами и материалами – музыкальными инструментами, репродукциями картин, бумагой, мелками, карандашами, красками и т. п. Взрослый организует прослушивание детьми фрагментов музыкальных произведений; демонстрирует звучание детских музыкальных инструментов, побуждает пританцовывать и/или позволяет детям свободно двигаться под музыку. Взрослый рассматривает вместе с ребенком картинки, репродукции картин; показывает короткие инсценировки с куклами, пальчиковыми игрушками; рисует в присутствии детей, побуждая их тем самым к собственной изобразительной деятельности; предоставляет детям возможность использовать все материалы для самовыражения и/или экспериментирования с ними: извлекать звуки из инструментов, чиркать каракули мелками или карандашами, экспериментировать с красками и т. п.
2.5 Образовательная область «Физическое развитие»
Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи.
В области физического развития
Взрослый способствует прежде всего двигательному развитию, организует полноценное питание, режим дня, включающий сон и регулярное пребывание на свежем воздухе, время от времени проводит массаж.
Развитию крупной и мелкой моторики на данном этапе следует придавать особое значение.
В области крупной моторики
Взрослый поощряет самостоятельную активность и развитие свободного движения организует безопасную предметно-пространственную среду, способствующую развитию
свободной двигательной активности, самостоятельному перемещению ребенка в помещении, попыткам делать первые шаги.
Для развития здоровой пространственной координации и двигательного аппарата ребенка важно, чтобы ребенок учился перемещению в пространстве и прямостоянию самостоятельно, без активного вмешательства взрослых. Необходимо предоставлять ребенку возможность развиваться по индивидуальной траектории моторного развития. Большинство детей активно ползают, но существует множество детей, пропускающих фазу активного ползания и двигающихся по-другому.
Следует также помнить, что сроки развития прямостояния у разных детей сильно варьируются в возрастном диапазоне от 10 месяцев до 1,5 и более лет. Искусственное ускорение этого процесса, беспокойство родителей (законных представителей) и неадекватные требования могут нанести ребенку вред.
В области мелкой моторики
Взрослый насыщает среду предметами из разнообразных материалов (дерева, пластмассы, материи, шерсти и т. п.) различной величины и формы, ощупывание которых способствует развитию мелкой моторики ребенка, учитывая требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей. Развитию мелкой моторики способствует также экспериментирование с карандашами, мелками и т. п..
2.6 Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года
2.6.1 Задачи воспитания и обучения
- Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие.
- Поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка.
- Способствовать своевременному формированию общих движений и движений руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреждать усталость ребенка.
- Формировать зрительные и слуховые ориентировки. Обогащать сенсорный опыт.
- Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную работу по овладению активной речью.
- Поощрять попытки детей включаться в процесс самообслуживания.
- Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательное отношение к близким людям.
- Пробуждать интерес к игрушкам, картинкам, музыке, пению; поддерживать активность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.
- Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений, систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
2.6.2 Воспитание при проведении режимных процессов
- Формировать положительное отношение к режимным процессам, не нарушать режим, соблюдать постоянство условий и единство требований детям в семье и организации, осуществляющей образовательную деятельность по Программе (Организации) .
- Детей, живущих по одному режиму, кормить по мере пробуждения. Создавать у детей положительную установку на одевание, кормление, укладывание. Привлекать малышей к посильному участию в этих процессах.
Сон.
- Создавать условия для глубокого и продолжительного сна. Дети должны спать на веранде или в спальне с открытыми окнами, вне помещения, где бодрствует другая возрастная подгруппа.
- После болезни и в период адаптации следует приучать детей ко сну на свежем воздухе постепенно.
Бодрствование.
Создавать условия для активного бодрствования каждого ребенка: с 2 месяцев — в манеже; с 7–8 месяцев — за барьером на полу.
Осуществлять целенаправленное обучение в процессе игр-занятий. Поощрять активное обращение ребенка ко взрослому, а также умение самостоятельно занять себя.
Поддерживать положительное эмоциональное состояние детей, предупреждать появление отрицательных привычек (сосание пальцев, раскачивание и т. п.).
Предлагать каждому ребенку разнообразные игрушки для освоения необходимых навыков. Своевременно обновлять и усложнять игровой материал с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Побуждать детей к самостоятельным действиям и передвижениям, активным речевым реакциям. Для поддержания активности детей менять виды деятельности. Следить, чтобы дети подолгу не оставались в статичной позе, не мешали друг другу.
Организовывать места для игр с теми игрушками, которым дети отдают предпочтение.
Создавать в группе спокойную обстановку, чтобы каждый ребенок мог слышать взрослых, себя, прислушиваться к голосовым проявлениям других детей (гулению, лепету), проявлять речевую активность.
Следить за порядком в группе, систематически обрабатывать игрушки.
Массаж и гимнастику должен проводить специалист.
Кормление.
Формировать привычку съедать положенную порцию.
Учитывать избирательное отношение детей к еде.
Приучать к выполнению самостоятельных действий: с 2,5–3 месяцев придерживать бутылочку во время кормления, брать ее и подносить ко рту; с 4–5 месяцев есть с ложки полугустую пищу; с 5–6 месяцев пить из чашки, которую держит взрослый; с 7 месяцев есть хлеб, держать его в руке.
12 месяцам сформировать навык брать со стола чашку, держать ее пить самостоятельно.
До 7–8 месяцев кормить ребенка, держа его полулежа на руках, с 8 месяцев (когда научится самостоятельно сидеть) — за высоким столом.
8 месяцев кормить одновременно двух сидящих за столом детей, давая им поочередно по 2–3 ложки пищи, приучать доброжелательно относиться к сидящему рядом малышу, не мешать ему. Формировать умение с 8–9 месяцев пользоваться салфеткой.
11–12 месяцам приучать ребенка самостоятельно подходить к низкому столу, садиться в кресло.
Создавать у детей положительную установку на фразу взрослого: «Сейчас будем есть». Знакомить с названиями некоторых предметов сервировки (чашка, тарелка, ложка), формировать умение понимать действия (садись, пей, ешь хлеб и т. д.).
Активизировать речь ребенка (ам-ам, дай, на и т. п.).
Формировать умение благодарить взрослого после еды кивком головы или облегченным словом.
Подготовка ко сну, укладывание, подъем.
При укладывании детей формировать у них положительное отношение к этому процессу. Создавать установку на сон, негромко петь колыбельную и т. п.
Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (детей, нуждающихся в более длительном сне, укладывать первыми, поднимать последними, уставшего малыша уложить пораньше). Особое внимание уделять детям, недавно поступившим в группу.
первых недель жизни приучать засыпать без дополнительных воздействий (укачивание, соска и т. п.).
Поднимать детей только по мере пробуждения. Обеспечивать их эмоционально положительное состояние (неторопливые действия взрослых, приветливая речь).
Соблюдать последовательность одевания.
Побуждать к активным голосовым реакциям (лепет, облегченные слова). Развивать понимание речи при назывании взрослым предметов обуви, одежды; привлекать детей к выполнению некоторых действий (поднять руку, подать колготки) и повторению за взрослым отдельных слов.
Проведение гигиенических процедур.
Формировать положительную установку на водные процедуры. Обращать внимание ребенка на чистоту рук; мыть лицо и руки по мере загрязнения, перед едой.
Ежедневное или через день (после 6 месяцев) купать ребенка (перед ночным сном).
Формировать понимание речи взрослого в процессе выполнения водных процедур.
Поддерживать речевые и двигательные реакции ребенка в процессе водных процедур (умывание, купание и т. д.).
Высаживание на горшок.
С 7–8 месяцев формировать у детей умение проситься на горшок. Высаживать ребенка сразу после сна, если он проснулся сухим, а также спустя 10–15 минут после еды.
Поощрять первые попытки ребенка сигнализировать — звуками, лепетом, поведением — о необходимости физиологического отправления, хвалить при положительном результате.
Высаживать в определенном месте и на индивидуальный горшок. Приучать к элементарным навыкам опрятности. Воспитывать потребность находиться в сухой одежде.
- Воспитание в играх – занятиях
Формировать умения, которые не могут появиться у ребенка без специального обучения (развитие движений, действий с предметами, совершенствовать восприятие и др.).
Проводить во время бодрствования индивидуальные игры-занятия при условии, что остальные малыши, играющие самостоятельно, спокойны и заняты.
Игры-занятия с детьми от 2 до 8–9 месяцев проводить в манеже или за барьером на полу, с 8–9 месяцев — за столом или в групповой комнате.
Длительность индивидуальных игр-занятий — 2–3 минуты, с подгруппой — 5–7 минут. Заниматься с несколькими детьми (до 5–7 человек) одновременно следует тогда, когда у них образован первичный запас элементарных ориентировок в окружающем, а также сенсорных умений (примерно с 5–6 месяцев).
Формировать подгруппы с учетом уровня развития детей, их индивидуальных различий.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение немного подождать, пока взрослый не предложит действовать.
Развивать умение слушать и понимать речь взрослого, обращенную непосредственно к ребенку и ко всем детям.
Поощрять попытки действовать адекватно заданию, радоваться достигнутому результату.
2.7.1 Развитие восприятия
От 2–3 до 5–6 месяцев
Закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей.
Поощрять попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука (разговаривающий взрослый, звучащая игрушка и т. п.).
Совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами
сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лежа на спине, животе; на руках у взрослого).
Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери, воспитателя (к 4 месяцам).
Развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи зна-комого взрослого (ласковая, веселая, строгая).
Способствовать тому, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребенка формировались новые умения: наталкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать ее (к 3 месяцам).
Развивать зрительно-моторную координацию рук в ситуациях, когда ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает ее, манипулирует ею (к 4 месяцам).
От 5–6 до 9–10 месяцев
Обогащать восприятие ребенка посредством стимулирующего зрения, слуха, осязания. Предлагать его вниманию предметы разной формы (круглые, овальные, прямоугольные), из разного материала (мягкие, упругие и т. п.).
Способствовать эстетическому восприятию красочно оформленных игрушек, красивой посуды, цветущего растения и т. п.
Развивать координацию рук. Способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой), дотягиваться до игрушки, предмета (подготовка к ползанию, ходьбе). Организовывать игры-развлечения.
От 9–10 до 12 месяцев
Продолжать обогащать сенсорный опыт. Совершенствовать зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Предлагать послушать звучание барабана, дудочки, гладить, мять предметы из разных материалов.
Формировать у ребенка умение понимать, что шарик катится, проваливается в круглую лунку, что на кубик можно поставить другой кубик и т. п.
Игры-занятия с подгруппой детей. Предлагать озвученные взрослым или «говорящие» игрушки («Чудесный мешочек»), проводить игры-развлечения («Ладушки», «Прятки» и т. п).
2.7.2 Развитие речи
От 2–3 до 5–6 месяцев
Способствовать формированию слуховых и зрительных связей как основы понимания речи.
Побуждать ребенка прислушиваться к разным интонациям разговаривающего с ним взрослого.
Формировать предпосылки активной речи. В процессе общения вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции: в 4–5 месяцев — певучие гласные (гуление), в 5–6 месяцев — отдельные слоги (ба, ма, па). Произносить звуки, отдельные слоги вслед за ребенком, побуждать к повторному их произнесению. Способствовать развитию артикуляционного аппарата.
От 5–6 до 9–10 месяцев
Развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова. Помогать устанавливать связь между предметом словом, его обозначающим. Поощрять попытки ребенка по слову взрослого взглядом отыскивать близкого человека («Где мама?»), предметы, постоянно находящиеся в определенном месте («Где часы?»). С 8–9 месяцев побуждать детей к поиску предметов, находящихся в разных местах помещения.
Продолжать развивать предпосылки активной речи.
Формировать умение вслед за взрослым произносить знакомые слоги (к 9 месяцам), подражать разным интонациям взрослого.
Развивать и поддерживать стремление детей по собственной инициативе взаимодействовать со взрослыми в играх-развлечениях: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Прятки» и др.; поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка.
Игры-занятия с подгруппой детей. Побуждать детей выполнять ряд действий со знакомыми игрушками: кукла Ляля идет — топ-топ, пляшет — ля-ля-ля, уходит — до свидания, пока-пока.
Поддерживать желание детей подражать отдельным звукосочетаниям при показе действий со знакомой сюжетной игрушкой: ав-ав — собачка лает, ам-ам — собачка ест.
Активизировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет) при показе заводной игрушки, в играх-развлечениях («Поехали-поехали» и др.).
Способствовать хорошему настроению детей, дружелюбному отношению к сверстникам.
От 9–10 до 12 месяцев
Расширять ориентировку в окружающем. Формировать способность понимать речь взрослого, знать свое имя и откликаться на него (9 месяцев). Закреплять умение находить предмет в разных местах комнаты; определенную игрушку среди других игрушек (с 9 месяцев); выполнять простые поручения («Найди куколку», «Покорми собачку»); понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, отличающиеся по разным признакам: куклы в разных платьях, собачки разного размера и т. п. (к 11–12 месяцам).
Активизировать выполнение одного и того же действия с разными игрушками (укладывать спать куклу, мишку, зайца и т. д.).
Формировать умение узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом. Вызывать эмоциональный отклик на художественное оформление картинок.
Формировать умение понимать смысл слов «можно» — «нельзя», «хорошо» — «плохо», показывать основные части собственного тела и части тела куклы.
Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым словам (10 месяцев), пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий (собачка — ав-ав, спит — бай-бай) и первыми полными словами (мама, папа, дядя, баба и т. д.).
Игры-занятия с подгруппой детей.
Организовывать показы сюжетных игрушек, наблюдения за живыми объектами (котенок, цыпленок). Побуждать детей выполнять поручения («Возьмите мячики!» и т. д.).
Способствовать укреплению дружелюбного отношения к взрослым и детям, вызывать радость от восприятия живого объекта.
2.7.3 Развитие движений
От 2–3 до 5–6 месяцев
Формировать ситуативно-деловое общение взрослого с ребенком.
Стимулировать развитие кисти руки, умение захватывать игрушки (4 месяца), брать игрушку из разных положений и длительно заниматься ей.
Формировать умение изменять положение собственного тела: повороты на бок (4 месяца), со спины на живот (5 месяцев), с живота на спину (6 месяцев).
Закреплять умение длительно лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.
Развивать движения, подготавливающие к ползанию.
Развивать упор ног (поддерживая ребенка под мышки в вертикальном положении). Формировать умение упираться ногами в твердую поверхность (5 месяцев).
Упражнять в умении сохранять равновесие (плавно покачивая малыша в горизонтальном и вертикальном положениях).
От 5–6 до 9–10 месяцев
Стимулировать дальнейшее развитие рук, манипуляцию с предметами, самостоятельное ползание (к 7 месяцам).
Учить ползать (с 6 месяцев) (подзывая ребенка к себе и привлекая игрушкой (с 6 месяцев)). Стремиться к тому, чтобы малыш к 7 месяцам активно и подолгу ползал.
Поддерживать стремление ребенка самостоятельно присаживаться из лежачего положения, а затем садиться, вставать и опускаться, держась руками за опору (к 8 месяцам).
Способствовать развитию умения переступать вдоль барьера, придерживаясь за него руками, переходить от одного предмета к другому (9 месяцев).
Поддерживать попытки ребенка вползать на горку и спускаться с нее (8 месяцев), подниматься на горку по лестнице, держась за перила (10 месяцев), перелезать через бревно, влезать в дидактические ящики (с 8–9 месяцев).
Упражнять в умении сохранять равновесие (сидя, стоя, переступая). Игры-занятия с подгруппой детей. Объединять детей для выполнения упражнений (ползание, переступание). Использовать мячи разных размеров, крупные сюжетные и музыкальные игрушки.
От 9–10 до 12 месяцев
Совершенствовать ранее освоенные ручные и общие движения.
Формировать умение ходить, придерживаясь за предметы, переходить от одного предмета к другому; ходить при поддержке за обе руки, спокойно подниматься и спускаться по лестнице и с горки, приседать на корточки, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать и опускаться (к 10–11 месяцам).
Игры-занятия с подгруппой детей. Закреплять умение детей ходить, ориентироваться в окружающем пространстве (игры «Найди по голосу (кошку)», «Достань с горки игрушку», «Собери раскатившиеся шарики», «Догони собачку» и др.).
Поддерживать и закреплять чувство удовлетворения от совместных действий, радостного сопереживания товарищам.
2.7.4 Развитие действий с предметами
От 2–3 до 5–6 месяцев
Помогать ребенку захватывать, ощупывать игрушку, висящую над грудью, манипулировать ею (с 4 месяцев).
Формировать умение брать игрушку из рук взрослого (5 месяцев) из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у взрослого), перекладывать ее из одной руки в другую (6 месяцев).
От 5–6 до 9–10 месяцев
Формировать у ребенка умение вначале по показу и слову взрослого, а затем только по его слову выполнять действия: стучать погремушкой, катать мяч, вынимать из коробки и вкладывать в нее предметы (с 6–7 месяцев), перекладывать игрушку из одной руки в другую (6 месяцев).
Создавать условия для развития действий с предметами в соответствии с их свойствами: резиновые игрушки сжимать, прислушиваясь к их звучанию, мячи катать, мелкие предметы вынимать из миски, ведерка и вкладывать их обратно (к 9–10 месяцам).
Развивать мелкую моторику рук. Формировать у детей умение расстегивать кнопки, снимать кольца со стержня, открывать коробки (по показу взрослого).
Развивать движения пальцев, предлагая брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, большие пуговицы. Организовывать игры: «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.
Игры-занятия с подгруппой детей.
Организовывать катание мячей (во все стороны и к взрослому), шариков по желобу и т. д.
От 9–10 до 12 месяцев
Способствовать самостоятельному достижению определенного результата в действиях с предметами: вкладывать один полый предмет в другой, открывать и закрывать коробки, снимать и нанизывать кольца на стержень, накладывать кубик на кубик, втыкать грибки в отверстия специального столика.
Организовывать игры с дидактической коробкой.
Формировать умение выполнять по подражанию первые игровые действия с сюжетными игрушками: «Покачай, покорми, потанцуй...».
Развивать мелкую моторику: учить ребенка катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни, и т. д.
Игры-занятия с подгруппой детей.
Эти же задания предлагаются для игр-занятий с подгруппой детей.
2.7.5 Музыкальное воспитание
Развивать музыкальные способности детей. Способствовать развитию восприятия музыки.
Развивать слуховое внимание; вызывать эмоциональную отзывчивость на пение взрослых и звучание инструментальной музыки.
Формировать интерес к пению взрослых, плясовым движениям, также способствовать проявлению активности детей через подпевание отдельных слогов и использование при движениях под музыку хлопков, приплясываний, помахиваний погремушкой, платочком, шариком.
От 2–3 до 5–6 месяцев
Развивать музыкальное восприятие, формировать навык сосредоточиваться на пении взрослых и звучании музыкальных инструментов. Вызывать эмоциональную отзывчивость на веселую и спокойную мелодии. Поощрять «участие» в пении взрослых (движения рук и ног, произнесение отдельных звуков и др.). Вызывать радостное оживление при звучании плясовой мелодии.
Формировать умение с помощью взрослого приподнимать и опускать руки, приседать; самостоятельно звенеть погремушкой, колокольчиком, бубном, ударять в барабан.
От 5–6 до 9–10 месяцев
Приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки. Способствовать эмоционально положительному отклику на веселую, быструю, грустную, спокойную, медленную мелодии, сыгранные на разных музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, металлофон и др.).
Формировать положительную реакцию на пение взрослого, звучание музыки. Стимулировать пропевание звуков и подпевание слогов. Способствовать проявлению активности при восприятии плясовых мелодий.
Развивать умение выполнять с помощью взрослых следующие движения: хлопать в ладоши, притопывать и слегка приседать, сгибать и разгибать ноги в коленях, извлекать звуки из шумовых инструментов.
От 9–10 до 12 месяцев
Способствовать возникновению чувства удовольствия при восприятии вокальной и инструментальной музыки. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (веселая — спокойная, быстрая — медленная). Пробуждать интерес к звучанию металлофона, флейты, детского пианино и др.
Побуждать подражать отдельным певческим интонациям взрослого (а-а-а...), откликаться на песенно-игровые действия взрослых («Кукла пляшет», «Сорока-сорока», «Прятки»), по-разному реагировать на музыку плясового характера, состоящую из двух контрастных частей (медленная, быстрая). Побуждать детей активно и самостоятельно прихлопывать в ладоши, помахивать рукой, притопывать ногой, приплясывать, ударять в бубен, играть с игрушкой, игрушечным роялем.
2.7.6 Игры развлечения
Окружить ребенка любовью и вниманием. Общаться с ним; играть, забавлять, учить познавать окружающий мир. Привлекать внимание к интонациям голоса взрослого, звукам музыки.
Стремиться к тому, чтобы ребенок чаще слышал классическую и народную музыку, доступную для его восприятия.
Организовывать народные игры, игры с игрушками, способствующие появлению у детей радости, оживления («Прятки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Поехали-поехали», «Танцуем вместе с Катей», «Лошадка скачет», «Мишка пляшет», «Птичка поет», «Зайка спит» и др.). С помощью любимых игрушек инсценировать потешки, прибаутки, песенки, попевки, стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки»).
Приобщать к играм с музыкальными игрушками: треугольником, свистульками, музыкальным молоточком, шарманкой и др. Формировать интерес к народным, механическим и заводным игрушкам, вызывать радостное настроение от игр с ними.
- Организационный раздел программы
3.1 Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде
Предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию основной образовательной программы, разработанную с учетом Программы. Программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет право самостоятельного проектирования развивающей предметно -пространственной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании РППС учитывает особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В соответствии со Стандартом возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.
В соответствии со Стандартом РППС обеспечивает и гарантирует:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья.
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Предметно-пространственная среда обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
При проектировании пространства внутренних помещений, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.
Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1) содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4) доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо следующее.
В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях.
Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей. Для этого желательно, чтобы в групповых и прочих помещениях Организации имелось оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п.).
3.2 Примерные режимы дня
Примерный режим дня для детей от 6 до 9 месяцев (№3)
6.00 | Пробуждение после ночного сна, туалет и первое кормление |
6.00 - 8.00 | Бодрствование, игра |
8.00 – 10.00 | Сон на воздухе |
10.00 | Кормление |
10.00 – 12.00 | Бодрствование, занятия |
12.00 – 14.00 | Сон на воздухе |
14.00 | Кормление |
14.00 – 16.00 | Бодрствование, занятия |
16.00 – 18.00 | Сон на воздухе |
18.00 | Кормление |
18.00 – 20.00 | Бодрствование, занятия |
20.00 – 6.00 | Ночной сон |
22.00 | Ночное кормление |
Примерный режим дня для детей от 9 месяцев до 1 года ( №4)
7.00 – 7.30 | Подъём, туалет, игра |
7.30 | Завтрак |
7.45 – 9.00 | Игра, занятия, прогулка |
9.00 – 11.30 | Сон на воздухе |
11.30 | Обед |
12.00 – 14.00 | Игра, занятия, прогулка |
14.00 – 15.30 | Сон на воздухе |
15.30 | Полдник |
15.30 – 17.00 | Сон на воздухе |
17.00 – 19.00 | Игра, занятия, прогулка |
19.00 | Ужин |
19.30 – 20.00 | Игра |
20.00 – 7.00 | Ночной сон |
- Методическое обеспечение образовательной деятельности
Реализация образовательных областей осуществляется через следующее программно-методическое обеспечение:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20.05.2015 № 2/15)
- "От рождения до школы". Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.: "Мозаика-Синтез", 2014г.
- Развитие и воспитание детей в домах ребёнка. В.А. Доскин, З.С. Макарова, Р.В. Ямпольская, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, М.В. ЛещенкоР.В. 2007г.
- Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт ЭЛ. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1996.
- Печора К.Л. Актуальные проблемы развития и формирования поведения детей раннего возраста в условиях дома ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. № 4.
- Тонкова-Ямпольская Р.В., Фрухтп Э.Л., Голубева Л.Г., Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. М., 1989.
Социально – коммуникативное развитие
- Борисенко М. Г, Лукина Н. А. Мне купили игрушку.- Санкт- Петербург
« Паритет».2004.
- Под ред. Е. А. Стреблевой, Г. А. Мишиной. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Метод. пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2006. — 160 с. — (Ранняя помощь).
Речевое развитие
- Л. Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М. , 2000
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Начинаем говорить (развитие речи). – Санкт – Петербург 2004
- О. В. Елецкая, У. Ю. Вареница. День за днем говорим и растем. Пособие по развитию детей раннего возраста. - М., 2005
Игры – занятия с дидактическим материалом
- Л. Н Павлова. Развивающие игры- занятия с детьми от рождения до трех лет. М., 2005
- Э. Г. Пилюгина. Сенсорные способности малыша. М., 2003
- О. В. Закревская. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. ГНОМ и Д, 2009
Игры-занятия со строительным материалом
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Творю. Строю. Мастерю. – Санкт – Петербург 2004
- О. В. Закревская. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. ГНОМ и Д, 2009
Коррекционно - развивающая работа
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем. – Санкт – Петербург 2003
- И. Е. Аверина. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» - М.,2006
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Учимся слушать и слышать/ развитие слухового восприятия, внимания и памяти. – Санкт – Петербург 2005
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Смотрим, видим, запоминаем /развитие зрительного восприятия, внимания и памяти/ – Санкт – Петербург 2005
- П.А.Павлова, И.В.Горбунова. «Расти здоровым, малыш!»- М., 2006
- Е. Черенкова. «Оригинальные пальчиковые игры» - М., 2008
- Галанов А.С.– Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). — М.: «ТЦ Сфера», 2006. — 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога старшей группы в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа педагога составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой....
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы в соответствии с ФГОС ДО на 2016-17 г.г.
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Цель реализации примерной основной образовательной программы дошкольного общего образования – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО....
Рабочая программа для подготовительной группы в соответствии с ФГОС
Рабочая программа для подготовительной группына 2015-2016 учебный год в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа для подготовительной группы в соответствии с ФГОС
Рабочая программа для подготовительной группы в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познаватель...
"Рабочая программа воспитателя подготовительной группы в соответствии с ФГОС ДО на 2017 - 2018 учебный год".
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6», в соответ...
- Мне нравится (1)