Мастер- класс с педагогами "Путешествие в страну "Сенсорики""
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад «Родничок»
Мастер- класс
с педагогами по теме:
«Путешествие в страну «Сенсорики»»
Провела воспитатель:
М.Н.Делявская
2019г.
«Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю».
Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.
Оборудование: маленькие пластиковые бутылки, баночки, тарелочки, фасоль, крупные макароны, крупа – пшено, силуэты фигур, цветные прищепки бельевые, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами.
Спасибо, что вы нашли время и пришли на мой мастер-класс.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его
жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть так же и дома.
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания»
Б. Прейер
И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры - путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие? Попробуем сделать это с помощью непривычного для нас интерактивного метода – КЛАСТЕРА.
Небольшая справка:
Кластер, в переводе с английского языка означает гроздь, кисть, - метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.
Например: ЗИМА =ЛЫЖИ, САНКИ, ПРАЗДНИК, ДЕД МОРОЗ, СНЕГОВИК, ПОДАРКИ, ЁЛКА, НОВЫЙ ГОД.
Давайте еще выберем слово.
Предложить присутствующим ответить на вопрос «Что для каждого родителя дороже всего на свете?» (дети, ребенок), и обсудить, ответив на вопросы одним словом: какой он? что делает?
Придумать одну фразу, связанную с темой разговора, подвести одним словом итог-вывод по теме разговора. (примерный вариант) ребёнок здоровый, любимый, подвижный, озорной играет, шалит, познает, изучает, развивается самое дорогое в жизни счастье.
Вывод: только что вы, сами того не подозревая, отметили очень важные вещи: здоровый ребенок двигается, играет, развивается - и это самое настоящее счастье для каждого родителя!
В ДОУ предлагается использовать так: на доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.
Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому малыши так и норовят все схватить и потянуть в рот.
Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие. А вот оградить ребенка от опасных предметов – ваша первоочередная задача.
- Вспомним какие представления о цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М.А. Васильевой?
В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:
- С основными цветами спектра.
- С понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т.д.).
- С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).
- С представлением количества (много-мало).
К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны
- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?
Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.
Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
2 часть (практическая): «Игра – путешествие в страну Сенсорику».
Создание проблемной ситуации
Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.
Мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!
Поскорее встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Вы теперь маленькие детки:
Вспомним как вас звали мамы в детстве (Леночка, Анечка, Танюшка, Ирочка..)
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику вас повезёт!
- Как гудит поезд? (Ту – туу). Поехали! Ручки согнули, завели мотор. Чух – чух – чух..(дыхательная гимнастика.)
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)
Вот поезд наш едет, колеса стучат.
А в поезде нашем ребята сидят!
Тук, тук стучат колеса, мчится паровоз.
Он в страну «Сенсорику», вместе нас привез!
-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? Надо отгадать. Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
- Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)
(выставляются совята соответствующего цвета)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная».
На каждой станции будем выполнять задания. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.
Упражнение с мячом массажным.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Игра 1. Игры с прищепками для детей это веселое и интересное, а также необыкновенно полезное занятие. Именно тренировка пальцев и выполнение ребенком точных движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.
Уже давно научно обосновано, что качество речи человека напрямую зависит от того, насколько хорошо и развиты пальцы и рука у человека.
Тренировать ручку малыша нужно уже с самого раннего возраста, делать массаж, просить взять и дать определенные предметы, использовать для игр игрушки с различной фактурой. Игры с прищепками для такой «тренировки руки» подходят идеально, вырабатываются хватательные навыки, укрепляется и развивается кисть.
Предлагаю вам оживить наши картинки!
-А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится?
– Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое!
И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что? Яблоко!
А ещё придумать массу интересных поделок: ёжикам подобрать иголки- прищепки в цвет ёжика, ёлка, божья коровка и т.д. Дети очень любят играть прищепками, и подолгу играют, хотя не сразу получается пристегнуть прищепку, но для этого я беру не очень тугие прищепки. Пристегнули прищепки, а нам пора в путь.
Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)
Вот поезд наш едет, колеса стучат.
А в поезде нашем ребята сидят!
Тук, тук стучат колеса, мчится паровоз.
На следующую станцию, вместе нас привез!
-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались одни (квадраты)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная).
Игра 2. Участники стоят паровозиком друг за другом. Ведущий рисует на спине последнего, рисунок и участники передают по цепочке, рисуя на спине впереди стоящего.
Затем на спине участника рисует геометрическую фигуру, каждому свою. Надо выложить из шнурков такую же фигуру.
Рисование фигур на спине. Это очень полезная игра, знакомая многим из детства. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение.
Занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)
Вот поезд наш едет, колеса стучат.
А в поезде нашем ребята сидят!
Тук, тук стучат колеса, мчится паровоз,
На следующую станцию, вместе нас привез!
Станция называется «Раз фасоль, два фасоль!»
Но сначала пальчиками поработаем, поиграем с пробками «Шагаем в пробках».
Крышки способствуют развитию мелкой моторики и координации пальцев рук.
Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.
Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт… или
Идет бычок качается…
Хорошо, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Игра 3. Игры с крупами, фасолью и макаронами способствуют развитию мелкой моторики.
Игра «Пересыпаем крупы»
Это самые простые, но любимые всеми детишками игры. Можно просто пересыпать из миски в миску, в воронку, руками, ложками разного размера, небольшим половником.
Достаем из крупы фасоль, складываем в бутылку, миску.
Игра «Сортируем макароны»
- Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик!
Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны по разным тарелочкам.
- Помогите ребенку. Если это необходимо, справиться с заданием.
- А паровоз снова зовёт нас в путь.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.
Закрываем глаза и опять превращаемся из ребяток в педагогов.
Игра 4. -Наш поезд прибыл на конечную станцию «Сделай сам»
А сейчас предлагаю Вам изготовить развивающую игрушку своими руками «Забавный осьминог»
на это отводится 10-15 минут
И так, начнём! (звучит мелодия «Куда уходит детство»)
Очень просто и красиво! Если сделать разного цвета, учить, закреплять цвета, счет, количество, величину различать и поиграть можно. Сплетая из ниток «ноги» для осьминога, очень удобно и весело учиться плести косички. Можно на «ноги» надевать резиночки для волос, подбирать резиночки по цвету, считать их и т.д.
Кстати, современные биологи считают, что «ног» у осьминога всего две, а остальные шесть конечностей-щупалец – это «руки». И руки эти – совершенно удивительные! На каждом щупальце есть два ряда присосок. Они позволяют осьминогу карабкаться по отвесным скалам и, даже, ходить «по потолку» в подводных пещерах. Но это еще не все! Благодаря присоскам, осьминог «пробует» на вкус все, до чего дотрагивается. Ведь в присосках есть вкусовые рецепторы – как на языке у человека – которые позволяют понять, съедобно это, или нет.
Цвет ниток для нашего осьминога может быть любым. Тем более что в природе эти обитатели морских глубин могут менять свой цвет – для маскировки или по настроению. Так, спокойный осьминог – коричневого цвета, если он напуган, то становится белым, а если разозлиться, то красным.
Педагоги изготавливают игрушку. Можете готовую игрушку взять себе в группу или подарить малышам в ясельную группу.
Рефлексия:
Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс.
- На сегодняшнем мастер- классе я узнала, что.
- Для меня новым было (не было)
- В своей работе я буду (не буду) использовать представленные методы и приемы.
Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, несмотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала.
Желаю вам творческих успехов в работе!
Спасибо за внимание!
- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Желаю вам творческих успехов в работе!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...