Доклад "Что такое Сенсорика и почему так важно ее развивать"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Родничок»
Доклад на тему:
«Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»
Подготовила воспитатель:
М.Н.Делявская
2019г.
«Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю»
Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его
жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть так же и дома.
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует» Б. Прейер
Вспомним, что же, это такое сенсорное развитие? Попробуем сделать это с помощью непривычного для нас интерактивного метода – КЛАСТЕРА.
Небольшая справка:
Кластер, в переводе с английского языка означает гроздь, кисть, - метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.
Например: ЗИМА =ЛЫЖИ, САНКИ, ПРАЗДНИК, ДЕД МОРОЗ, СНЕГОВИК, ПОДАРКИ, ЁЛКА, НОВЫЙ ГОД.
Давайте еще выберем слово.
Предложить присутствующим ответить на вопрос «Что для каждого родителя дороже всего на свете?» (дети, ребенок), и обсудить, ответив на вопросы одним словом: какой он? что делает?
Придумать одну фразу, связанную с темой разговора, подвести одним словом итог-вывод по теме разговора. (примерный вариант) ребёнок здоровый, любимый, подвижный, озорной играет, шалит, познает, изучает, развивается самое дорогое в жизни счастье.
Вывод: только что вы, сами того не подозревая, отметили очень важные вещи: здоровый ребенок двигается, играет, развивается - и это самое настоящее счастье для каждого родителя!
В ДОУ предлагается использовать так: на доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.
Кожное восприятие включает в себя:
- тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое),
- осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное),
- температурные ощущения (холодный- холодно, теплый- тепло, горячий- горячо),
- барические ощущения (вес, тяжесть).
Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.
Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому малыши так и норовят все схватить и потянуть в рот.
Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие. А вот оградить ребенка от опасных предметов – ваша первоочередная задача.
- Вспомним какие представления о цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М.А. Васильевой?
В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:
- С основными цветами спектра.
- С понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т.д.).
- С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).
- С представлением количества (много-мало).
К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны
- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?
Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей.
Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.
Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей...
Что такое сенсорика и почему так важно её развивать?
Значение сенсорного воспитания. Развивающие игры....
Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие....
Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать
Что такое сенсорикеа и почему т ак ваажно ее развивать...
«ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРИКА И ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ?»
laquo;Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания...
Статья "Что такое сенсорика? И почему так важно её развивать?"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а так же запахе, вкусе и т.п.Ранний ...
Что такое сенсорика и почему так важно её развивать?
В материале говорится о значении сенсорного воспитания у детей раннего возраста...