Доклад "Что такое Сенсорика и почему так важно ее развивать"
методическая разработка (младшая группа)

Делявская Марина Николаевна

Доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_chto_takoe_sensorika.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       МАДОУ «Детский сад «Родничок»

                                                           Доклад на тему:

                             «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

                                                                                                         Подготовила воспитатель:

                                                                                                                            М.Н.Делявская

                                                               2019г.

                                                                                   

                                                                                       «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю»  

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.                        

 В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.

У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его

жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и  в которые мы советуем играть так же и дома.

 «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует» Б. Прейер  

Вспомним, что же, это такое сенсорное развитие? Попробуем сделать это с помощью непривычного для нас интерактивного метода – КЛАСТЕРА

Небольшая справка:

Кластер, в переводе с английского языка означает гроздь, кисть, - метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например: ЗИМА =ЛЫЖИ, САНКИ, ПРАЗДНИК, ДЕД МОРОЗ, СНЕГОВИК, ПОДАРКИ, ЁЛКА, НОВЫЙ ГОД.          

Давайте еще выберем слово.

Предложить присутствующим ответить на вопрос «Что для каждого родителя дороже всего на свете?» (дети, ребенок), и обсудить, ответив на вопросы одним словом: какой он? что делает?

Придумать одну фразу, связанную с темой разговора, подвести одним словом итог-вывод по теме разговора. (примерный вариант) ребёнок здоровый, любимый, подвижный, озорной играет, шалит, познает, изучает, развивается самое дорогое в жизни счастье.

Вывод: только что вы, сами того не подозревая, отметили очень важные вещи: здоровый ребенок двигается, играет, развивается - и это самое настоящее счастье для каждого родителя!

В ДОУ предлагается использовать так: на доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.

 Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

Кожное восприятие включает в себя:

  • тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое),
  • осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное),
  • температурные ощущения (холодный- холодно, теплый- тепло, горячий- горячо),
  • барические ощущения (вес, тяжесть).

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.

При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.

Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому малыши так и норовят все схватить и потянуть в рот.

Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие. А вот оградить ребенка от опасных предметов – ваша первоочередная задача.

- Вспомним какие представления о цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М.А. Васильевой?

В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:

  • С основными цветами спектра.
  • С понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т.д.).
  • С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).
  • С представлением количества (много-мало).

К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны

- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.  «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

Сенсорные эталоны:

Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей.

Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.

Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей...

Что такое сенсорика и почему так важно её развивать?

Значение сенсорного воспитания. Развивающие игры....

Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие....

Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать

Что такое сенсорикеа и почему т ак ваажно ее развивать...

«ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРИКА И ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ?»

laquo;Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может ­войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания...

Статья "Что такое сенсорика? И почему так важно её развивать?"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а так же запахе, вкусе и т.п.Ранний ...

Что такое сенсорика и почему так важно её развивать?

В материале говорится о значении сенсорного воспитания у детей раннего возраста...