детское экспериментирование
статья
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Содержание
1. Введение
1.1.Актуальность темы.
- Цель, задачи работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
2. Основная часть
2.1. Практическое содержание разделов.
2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников.
Заключение
Библиография
Приложения
1. Введение
1.1. Актуальность темы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
1.2. Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
2. Основная часть
2.1. Практическое содержание разделов
Проанализировав требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой), изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.
На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2).
Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий «В гостях у профессора Знайкина» (Приложение 3) и картотека опытов (Приложение 4).
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок
Тема: «Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.
Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.
Тема: «Камни»
На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.
2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.
Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.
Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» (Приложение 5).
В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» (Приложение 6).
Была создана фотовыставка детской экспериментаторской деятельности.
В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми. Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях.
Заключение.
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Библиография
- Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
- Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
- Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
- Материалы Интернет-сайтов
Приложение 1
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего возраста
Тема | Содержание | Цель | Форма организации |
Вода | Д/Упражнения: «Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т.п. | Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. | Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты. |
«Водичка, водичка» | Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. | Режимные моменты | |
«Напоим кукол» | Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. | Часть занятия | |
«Чистые ручки» | Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. | Игра | |
«Помощники» | Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. | Режимные моменты | |
«Найди пингвиненка» | Дать представление о том, что вода прозрачная. | Опыт | |
«Прятки» | Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной. | Опыт | |
«Разноцветная водичка» | Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить. | Часть занятия | |
«Будем пить» | Дать представление о том, что вода не имеет вкуса. | Режимные моменты | |
«Что получиться?» | Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются. | Опыт | |
«Вкусная водичка» | Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус. | Опыт | |
«Заморозим» | Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. | Опыт | |
«Разогреем» | Дать представление о том, что лед может превращаться в воду. | Опыт | |
«Теплая, холодная» | Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной. | Часть занятия | |
«Куда делась вода?» | Выявить процесс испарения воды. | Опыт | |
«Откуда берётся вода?» | Познакомить с процессом конденсации. | Опыт | |
«Высушим» | Дать представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. | Часть развлечения | |
Песок | «Песочек» | Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. | Игра |
«Посыпалки» | Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться. | Опыт | |
«Испечем угощение» | Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. | Часть занятия | |
«Следы» | Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Игра | |
«Песчинки» | Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | Наблюдение на прогулке | |
Воздух
| «Поймаем воздух» | Дать представление о том, что воздух не виден. | Игра |
«Наберем воздух в стакан» | Дать представление о том, что воздух не пропускает воду. | Опыт | |
«Выпустим воздух из стакана» | Дать представление о том, что вода может выместить воздух. | Опыт | |
«Буря в стакане» | Дать представление о том, что воздух легче воды. | Игра | |
«Утопим игрушки» | Дать представление о том, что воздух легче воды. | Режимные моменты | |
«Мой веселый звонкий мяч» | Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. | Игра | |
«Лодочка плыви» | Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | Часть занятия | |
«Сделаем ветерок» | Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. | Наблюдение на прогулке | |
Камни
| «Помоем камешки» | Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. | Опыт |
«Легкий – тяжелый» | Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. | Часть занятия | |
«Теплый – холодный» | Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми. | Опыт | |
«Какой формы камень?» | Дать представление о том, что камни имеют различную форму. | Часть занятия | |
«Помоем камешки» | Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. | Опыт | |
«Твердый – мягкий» | Дать представление о том, что камни твердые. | Опыт | |
Бумага | «Бумажные листочки» | Дать представление о том, что бумага легкая. | Опыт |
«Тонкая – толстая» | Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой. | Опыт | |
«Порвем бумагу» | Дать представление о том, что бумага может рваться. | Опыт | |
«Кораблик» | Дать представление о том, что бумага не тонет в воде. | Опыт |
Приложение 2
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:
1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
- Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
- Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
- Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
- Разные виды бумаги, пластилин;
- Красители пищевые и не пищевые;
- Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
- Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
- Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
- Детские фартуки;
- Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
- Схемы проведения опытов.
2. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
- Свойства воды;
- Воздух и его свойства;
- Твердое тело: камень; песок
- Свойства бумаги
Приложение 3
Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим из цикла
«В гостях у профессора Знайкина»
Занятие 1
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.
Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные
Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей
Ход занятия:
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент 1. 2. Динами ческая пауза 3. Итоги | Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости в свою лабораторию. Пойдем? Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного. Ребята, что у меня в стаканчике? Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок? Вывод: Песок состоит из множества песчинок. А теперь давайте проведем эксперимент с песком. Что это? Суньте руки в песок. Достаньте ручки. Они мокрые? Значит и песок сухой. Он не намочил руки. Стряхните ручки. Стали руки чистыми? Это потому, что песок сухой, он легко стряхивается с рук. А теперь давайте польем песок. Суньте в него руки. Какой стал песок? А почему песок мокрый? Достаньте ручки. Какие стали ручки? Стряхните ручки. Стали руки чистыми? Это потому, что мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми? Вывод: Песок бывает сухой и мокрый, если его полить водой. Сухой песок легко стряхивается с рук, а мокрый – нет. А сейчас пойдемте мыть руки. Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами два тазика с песком. Определите, где находится мокрый песок. Давайте испечем угощение для наших мам: скатаем колобки и сделаем «пирожные» с помощью формочек. Д/игра «Угощение для мамы» Какие красивые у вас получаются «пирожные»! Песок мокрый, поэтому из него легко лепить. Давайте попробуем слепить угощение из сухого песка. У вас получается? Почему? Почему песок не лепится? Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет. Нам пора возвращаться в группу. Что мы сегодня узнали? Давайте попрощаемся с профессором Знайкиным. | Да Одеваются, проходят Песок Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. Ответы детей Песок Нет Да Дети поливают песок так, чтобы он стал влажным Мокрый Потому что его полили водой Грязные, мокрые Нет Помыть их водой Дети трогают песок в обеих емкостях, выполняя задание Дети выполняют задание. Нет Потому, что песок не лепится Потому, что он сухой Ответы детей До свидания |
Занятие 2
Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.
Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.
Воспитывать желание помогать близким.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Спецодежда; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.
Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый
Предварительная работа: рассматривание камнямней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей
Ход занятия:
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент 1. 2. 3. 4. Итоги | Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас к себе в лабораторию, где он проводит опыты, и просит помочь ему. Пойдем? Вот мы и в лаборатории у профессора Знайкина. Посмотрите вот сюда Что это? Какие они? Возьмите самый маленький камень и скажите, какой он по тяжести? А теперь возьмите камень побольше и скажите, какой он по тяжести? Да, ребята камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины. А теперь мы их спрячем в этот чудесный мешочек и поиграем с ними. Игра « Чудесный мешочек» А теперь, ребята, проведем такой опыт: один камень положим на подоконник (зимой), а другой на батарею. А теперь потрогайте их и скажите, какими они стали? Почему этот камень стал холодным? А почему этот камень стал теплым? Молодцы, правильно! Камни бывают холодными и теплыми в зависимости от температуры. Пошел как-то профессор Знайкин на речку и нашел на берегу красивые камешки. Нравятся они вам? Какого они цвета? Давайте поможем профессору Знайкину собрать камешки. Д/И «Собери камешки». А сейчас возьмите комочек ваты и сожмите его в руке. Что произошло? Почему? А теперь возьмите камень и сожмите его в руке. Что произошло? Почему? Да правильно! Вот так мы узнали, что камни твердые. Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями. Что вы сегодня узнали? Профессор Знайкин говорит вам спасибо за помощь. До свидания, ребята, приходите еще. | Да Воспитатель и дети одевают халаты Дети проходят к столу, где лежат камни. Камни; большие и маленькие. Легкий. Тяжелый. Воспитатель предлагает детям достать из мешочка камень и рассмотреть его, уточняя величину камней. Холодными и теплыми Он лежал в холодном месте. Он лежал на горячей батарее. Ответы детей Дети собирают камешки в ведерки, группируя их по цвету Вата сжалась, потому что она мягкая Ничего, он не сжимается. Потому что он твердый Ответы детей До свидания |
Занятие 3
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.
Дать представление о том, что воздух невидим.
Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.
Обогащать словарь.
Вызвать положительные эмоции настроя.
Оборудование: телефон, халаты, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.
Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая
Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей
Ход занятия:
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент Сюрпризный момент 1. 2. 3. Итоги | Давайте покажем, какие мы дружные. Обнимите друг друга. Вот какие мы дружные! У меня зазвонил телефон. Алло! Здравствуйте, профессор Знайкин! Хорошо, мы сейчас придем. Ребята, звонил Профессор Знайкин и снова приглашает нас в гости. Пойдем? Проходите. А вот и я! Здравствуйте ребята! Я профессор Знайкин, сегодня расскажу и покажу вам много нового, интересного. А вы будете моими помощниками. Надевайте халаты. Ну, что мои помощники готовы? Приглашаю вас в свою лабораторию. Проходите. Здесь у меня живут бегемотики. Они хотят поиграть с нами в прятки. Сейчас с нами поиграет вот этот бегемотик. Закрывайте глазки, а бегемотик спрячется. Открывайте глазки. Куда спрятался бегемотик? Мы его видим? А почему мы его видим? Вода прозрачная, поэтому сквозь нее можно видеть. А теперь добавим в воду немного муки. Размешиваем, вы мне помогайте. Размешали хорошо, положили ложки на блюдце. Возьмите бегемотиков, спрячьте в воду. Вы видите их? А почему? Вода мутная. В мутной воде ничего не видно. Теперь мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной. Покажите, где прозрачная вода? А где мутная? Ребята, а еще мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы поиграем с воздухом. Посмотрите, что это у меня? Потрогайте пакет. Что в нем? Сейчас я поймаю в него воздух. Поймала! Потрогайте. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Анечка, что в пакете? Теперь я выпускаю воздух из пакета. Пакет снова стал тоненьким. Почему? Попробуйте сами поймать воздух. Ты тут, а ты там. П/И «Поймай воздух» Молодцы! Теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде. Теперь мы поиграем с бумагой. Возьмите бумагу. Положите ее на ладошку, поднесите ко рту и подуйте сильно-сильно. Что произошло? Почему? Дыхательная гимнастика Поиграли с бумагой, а теперь проведем опыт. Возьмите в руки два листа бумаги, потрогайте. Один лист бумаги тонкий, а другой – толстый. Где тонкая бумага? А где толстая? Возьмите тонкую. Попробуйте смять. Покажите, что случилось с бумагой? Попробуйте оторвать кусочек. Бумага легко порвалась. Давайте порвем ее на маленькие кусочки. А теперь возьмите толстую бумагу и порвите ее. Не получается? Почему? Правильно, тонкая бумага легко мнется и рвется, а толстая не мнется и не рвется. Молодцы!!! Снимаем халаты. Вам понравилось у Профессора Знайкина? Чем мы сегодня занимались? Мы обязательно придем за новыми знаниями. До свидания! | Воспитатель обнимает детей Звонок по телефону Разговор по телефону Да. Надеваю халат, очки, колпак Да. На столе стакан с водой, бегемотики (из киндер яйца) В стакан с водой Вода прозрачная Повторяют Дети кладут ложками в прозрачную миску муку и размешивают Нет. Вода стала мутной Повторяют Ответы детей
Пакет Он пустой Воздух (повторяют все) В нем нет воздуха Раздаю каждому пакетик Раздать кусочки бумаги Бумага слетела с ладони Потому что она легкая На столе толстая и тонкая бумага Ответы детей Легко смялась Дети выполняют задание Нет. Бумага толстая Да Ответы детей До свидания! |
Приложение 4
Картотека опытов
Эксперименты с водой
Тема: «Что получиться?»
Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.
Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.
Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.
Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.
Эксперименты с песком
Тема: «Следы»
Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.
Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).
Вывод: На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.
Эксперименты с воздухом
Тема: «Утопим игрушки»
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.
Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.
Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.
Эксперименты с камнями
Тема: «Легкий – тяжелый»
Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.
Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).
Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.
Эксперименты с бумагой
Тема: «Бумажные листочки»
Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.
Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.
Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).
Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.
Приложение 5
Сценарий родительского собрания
Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста
Форма проведения собрания: семинар-практикум
Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.
Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.
План собрания:
1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».
2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.
Ход собрания:
1 часть.
«Маленькие исследователи»
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.
Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.
Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
2 часть.
Элементарные опыты:
«Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»
Приложение 6
Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
- активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
- быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
- радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...
СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»
Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...
«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»
laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...
Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...
Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...