Консультация для воспитателей "Сказкотерапия"
консультация

Наталья Александровна Егорова 75

Предмет «сказкотерапии».

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались.

Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыко и арттерапии, куклотерапии, всё это входит в элементы сказкотерапии.

Так что же такое «сказкотерапия»?

По Т. Зинкевич-Евстигнеевой «сказкотерапия» - это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребёнка, развития творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а так же обучения, диагностики и коррекции.

«Сказкотерапия» это ещё и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе с детьми просто необходимо, особенно на занятиях по развитию речи (тем более в тех группах, где могут находиться дети, имеющие проблемы в развитии речи). Комбинируя различные формы сказкотерапии можно помочь каждому ребёнку, в независимости от того логопат он или нет, прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие и способы воздействия с миром и другими людьми.

«Сказкотерапия» и развитие речи дошкольника.

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык – умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передаёт собеседнику при помощи жестов и мимики. Но львиная доля её приходится на, то уникальное умение, которое доступно только человеку. Это умение – речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врождённым умением, и осваивать её малышу приходится самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребёнком стоит большая, важная задача – овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить всё богатство и многообразие русского языка. И ребёнок, как правило, успешно справляется с её выполнением. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (в частности Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом речевого развития и творчества детей.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи. Вместе с тем, на

занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре).

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

* диалоговые взаимоотношения логопеда (если таковой имеется в дошкольном учреждении), воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

* взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

* насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности. Сказкотерапия

направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде НОД, так и в режимных моментах для развития речи.

Литература.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Основы сказкотерапии. СПБ.: Речь, 2010 г. 400 с.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Формы и методы работы со сказками. СПБ.: Речь, 2008 г. 233 с.: ил.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПБ.: Речь, 2010 г. 310 с.

Е.И. Тихеева. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение. 1981 г. 157 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное   образовательное  учреждение

 « Детский сад общеразвивающего вида №31»

Консультация для воспитателей

«Сказкотерапия»

подготовила

  воспитатель первой

квалификационной категории

Егорова Н.А.

г. Сергиев Посад

2019 г.

Предмет «сказкотерапии».

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о  мире передавались из уст в уста или переписывались.

Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыко и арттерапии, куклотерапии, всё это входит в элементы сказкотерапии.

Так что же такое «сказкотерапия»?

По Т. Зинкевич-Евстигнеевой «сказкотерапия»  - это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребёнка, развития творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а так же обучения, диагностики и коррекции.

 «Сказкотерапия» это ещё и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе с детьми просто необходимо, особенно на занятиях по развитию речи (тем более в тех группах, где могут находиться дети, имеющие проблемы в развитии речи). Комбинируя различные формы сказкотерапии можно помочь каждому ребёнку, в независимости от того логопат он или нет, прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие и способы воздействия с миром и другими людьми.

«Сказкотерапия» и развитие речи дошкольника.

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык – умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передаёт собеседнику при помощи жестов и мимики. Но львиная доля её приходится на, то уникальное умение, которое доступно только человеку. Это умение – речь. Нормальное развитие  детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врождённым умением, и осваивать её малышу приходится самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребёнком стоит большая, важная задача – овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить всё богатство и многообразие русского языка. И ребёнок, как правило, успешно справляется с её выполнением. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (в частности Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является самым благоприятным  периодом речевого развития и творчества детей.

 При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование  звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре).

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

* диалоговые взаимоотношения логопеда (если таковой имеется в дошкольном учреждении), воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

* взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

* насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности. Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде НОД, так и в режимных моментах для развития речи.

Литература.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Основы сказкотерапии. СПБ.: Речь, 2010 г. 400 с.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Формы и методы работы со сказками. СПБ.: Речь, 2008 г. 233 с.: ил.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по  сказкотерапии. СПБ.: Речь, 2010 г. 310 с.

Е.И. Тихеева. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение. 1981 г.  157 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....