«Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Макляк Кристина Борисовна

Цель:Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.

Задачи:

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Рисованиеинтересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по рисованию способствуют:

- развитию речи:

- ознакомлению с окружающим миром:

- развитию фантазии и творчества:

- личностному развитию:  т. к. очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям;

- эстетическому развитию:

методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

рисование часто несёт в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.


С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». на раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши.                                      Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. то есть всем тем, что может оставлять видимый след. при этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. 

выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования, влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, возник не случайно. работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход.   Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению  их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. 
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. 

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. 
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается.  Чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах

Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. 
Принципы :
Свою работу воспитатель строит на следующих принципах: 
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. 
Дети  учатся думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивается наблюдательность. 
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. 
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. 
Для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение. занятия лучше начинать не с предметного рисования, а с развития у детей чувства цвета. каждому ребенку необходимо найти своё понимание цвета и научиться, с его помощью выражать свои эмоции. В процессе своей работы важное значение придаю творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. в свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть с красками, водой и бумагой. дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. а такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или будет работать в полиции. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир. 

Описание некоторых техник нетрадиционного рисования 
 

Слайд № 3Рисование пальчиками. 

Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с раннего возраста. Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку. 

Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование пластилином:
Слайд № 4Вместо красок – пластилин 

На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку. Работа получается  очень декоративной, издалека такая работа выглядит, как написанная маслом. руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.

Слайд № 5Рисование вилкой

обычная пластиковая вилка может создавать настоящие творческие шедевры. сколько удивления и восторга испытывают дети, когда им предлагают рисовать таким необычным способом.

скажу сразу, что рисовать вилкой в первый раз трудно. поэтому в первый раз можно рисовать вилкой рука в руку со взрослым.



Слайд № 6Поролоновые рисунки или простая губка

почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. далеко не всегда. на помощь может прийти поролон. советуем сделать из него самые разные фоны.



 

Слайд № 7 Оттиск печатками из картофеля. 

оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира , обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук. 


Слайд № 8Батик:

батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. ткань предварительно крахмалится, проглаживается. 
Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки. 
Эмоции детей конечно больше проявляются когда рисунок наноситься спонтанно.

 

Слайд № 9Разрисовка маленьких камешков. 

разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. в этой связи в идеале используются  камешки.

Слайд №10 Мастер - класс с родителями:

Это самая важная часть во всех заняиях с детьми. Потому

Слайд №11

Успешность развития детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость совместного с детским садом осуществления задач при формировании у детей базового объема знаний и навыков в театрализованной деятельности. Домашний театр издавна считался популярной формой семейного досуга. Опыт организации домашних театров показывает, что совместные постановки сплачивают, объединяют всех членов семьи

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»

«Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов...

«Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»

Методическая разработка  на тему«Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»...

Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста»

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, они помогают интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью....

Памятка-булет для родителей "Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста"

В буклетте кратко представлен материал об использовании нетрадиционных техник рисования для детей 2-3лет, а также выложены уже готовые образцы работ....

"Нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста"

Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне….             ...