Консультация для педагогов «Распространение ППО»
консультация

Выборнова Юлия Владимировна

Как оформить материал о передовом педагоге.

- Структура наполнения папки

- Рецензия от руководства ДОУ о педагоге, его опыте работы.

Приложение:

- Перспективный план работы

- Лучшие работы детей.

-Доклады, разработки, проекты и другие материалы,  сделанные педагогом за последние 2-3 года.

- Конспекты занятий.

- Статьи журналов и газет, брошюры и др.

- Оригинальные наглядные пособия, изготовленные педагогом (объемные или фото с описанием).

- Общие результаты работы педагога: знания и воспитанность  детей(материалы диагностики детей, анкетирование родителей).

- Фотографии воспитателя и детей, материалов по оформлению группы, кабинета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Распространение ППО»

            Повышение уровня воспитательно-образовательной работы с детьми во многом зависит от стремления всех педагогов овладевать опытом лучших воспитателей. Поэтому основная задача заведующей и старшего воспитателя ДОУ – видеть все передовое и делать его достоянием каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом. Изучение лучшего опыта работы педагогов, анализ его и внедрение в практику должны быть основой методической работы ДОУ.

           Успех работы всего коллектива зависит от успехов и неудач каждого педагога, поэтому старший воспитатель каждого ДОУ должен хорошо знать особенности работы во всех группах. Опыт лучших педагогов  нужно делать достоянием всех. Роль старшего воспитателя в обобщении опыта очень велика, т.к. именно он должен увидеть этот передовой опыт в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами достигаются хорошие результаты.

       Опыты могут представить заведующий, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, физинструкторы, инструкторы по плаванию,  педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели родного языка, педагог-психолог. Хорошо, если обобщается опыт двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе, опыт совместной работы с семьей, учителями школ. Может быть  обобщен и опыт работы всего детского сада по работе в каком-либо направлении.

            Передовой опыт предполагает:

-высокие результаты обучения;

- оптимальность, экономичность средств и сил, которые

затрачиваются для достижения определенного педагогического

результата;

- устойчивость, постоянность успехов воспитательно-образовательной работы.

         Основным при оценке опыта является результат воспитания и обучения, который выражается в высоком уровне знаний, умений, навыков и воспитанности детей, а следовательно в эффективности используемых средств.

Высоких показателей можно достигнуть разными путями.

В одном случае педагог применяет в работе с детьми что- то новое, свое, и именно эти творческие элементы обеспечивают ему успех в работе. Этот опыт можно  назвать новаторским. Он особенно ценен, так как вносит в практику новое. Педагоги-новаторы направляют свои творческие усилия на создание системы работы, обеспечивающей всестороннее развитие детей в соответствии с программой.

       В других случаях воспитатели достигают высоких результатов благодаря творческому применению передового опыта в конкретных условиях данного учреждения. Это те педагоги, которые овладели всей суммой знаний в данной области и успешно применяют в своей работе уже разработанные наукой и апробированные опытом методы и приемы. Положительный опыт таких педагогов, которые хотя и не создали  своего, оригинального, но грамотно используют передовое, также может служить образцом для тех, кто еще не достиг высокого уровня работы.

Изучать и внедрять в практику следует опыт педагогов обоих направлений. Работа по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта должна удовлетворять следующим важнейшим требованиям: быть актуальной по направленности, объективной по содержанию,  научной по характеру и методам осуществления и действенной по результатам.

Изучение передового опыта – это длительное наблюдение за работой педагога (посещение занятий, режимных процессов и т.д.).

Обобщение передового педагогического опыта надо начинать с анализа качества знаний, владения программным материалом (сознательного и прочного усвоения его), уровня воспитанности, владения навыками культурного поведения.

Провести анализ передового педагогического опыта – это значит:

- выявить способы, приемы, посредством которых достигнут  положительный результат;

- выделить главное;

- выяснить, нет ли перегрузки детей, не достигаются ли успехи по данному вопросу за счет других;

- определить,  есть ли в передовом опыте истинная новизна, нет ли  надуманных приемов;

- определить научность методов, соответствуют ли они требованиям педагогики и психологии, учитывают ли возрастные и индивидуальные особенности детей;

- выяснить, в какой степени они развивают познавательную  активность и способности детей;

- четко определить систему работы педагога.

Этапы и методы изучения передового опыта.

1. Определение целей  и задач изучения. Выбор актуальной тематики.

2. Выявление носителей передового опыта, имеющих достижения.

3. Собирание фактов:

непосредственно:

1. Наблюдение воспитательно-образовательного процесса

2. Беседы с педагогом, детьми, автором опыта.        

3. Анализ документации  группы, методических работ.

4. Помощь в осмыслении и собирании опыта (помощь при определении темы (возможна тема самообразования), а также в систематизации имеющегося материала по ней).

Опосредованно:

1 Педагогическая литература.

2. Рукописные материалы из опыта (записи, дневники, планы, доклады).

3. Заочные задания по описанию своего опыта (подвести теоретическую, научную базу под наработанным практическим материалом, сравнить с другими методиками, программами  и т.п.).

4. Анализ, обобщения, выводы.

1. Анализ материалов автора опыта по проблеме. Характеристика и обоснование системы работы педагога на основе анализа воспитанности детей, условий(диагностические данные по группе, методический инструментарий).

2. Знакомство, просмотр опыта работы на уровне города (РМО, городские семинары, педагогические чтения, августовские совещания, и т.д.).

5. Проверка, на практике правильных выводов и эффективность приемов и методов, заслуживающих распространения.

6.  Апробация, одобрение опыта компетентной комиссией,

рекомендация  для распространения (совет педагогов ДОУ, педактив ДОУ, аттестационная комиссия,  и т.п.).

               Работа педагога по самоанализу педагогического опыта.

В работе по обобщению опыта существует определенная последовательность (поэтапность обобщения).

Началом работы по обобщению педагогического опыта следует считать накопление педагогом разностороннего фактического материала: конспекты, методические разработки отдельных тем программы, планы, сценарии, проекты, дидактические пособия, дневники наблюдений, тезисы докладов и выступлений и др..

          На первом этапе работу ведет сам педагог под руководством администрации ДОУ и старшего воспитателя. Когда педагог накопит достаточно большой фактический материал необходимо систематизировать его, описать опыт работы и подготовить выступление на научно-практической конференции ДОУ или же на педсовете, семинаре.

          Целесообразно для начала составить описание отдельных наиболее удачных приемов и методов работы и раскрыть их на  конкретных примерах. При описании опыта своей работы педагогу необходимо помнить следующее:

1. Выбранная для описания методическая тема должна быть конкретной2. Педагогическая и методическая литература используется не для повторения уже известного, а для углубления и систематизации  выводов, полученных в работе.

3.  В начале описания должна быть дана характеристика условий, в которых формировался опыт.

4. В описании опыта следует показать, как проверялась его результативность: уровень знаний, умений и навыков детей, их воспитанность.

5. В заключение описания опыта необходимо указать на те трудности, которые встретились при разработке этой проблемы, а также определить перспективы на будущее.

                        Материалы для обобщения опыта воспитателя.

1 Решение педагогического совета ДОУ об изучении и обобщении опыта работы педагога по конкретной проблеме (протокол педагогического совета).

2. Краткая производственная и общественная характеристика педагога.

3. Научно-методический        анализ        воспитательно-образовательной работы педагога.

4. Перечень выступлений педагога по обмену опытом работы на конкретную тему на конференциях, педагогических чтениях, КМО, и др., для педагогов других ДОУ, для студентов педучилищ, института и т.п.

5.  Доклады (тезисы выступлений) педагога на педсоветах, семинарах, конференциях за последние 2-3 года.

6. Система творческих работ педагога:

- методика изложения тем;

- методика организации занятий.

7. Приложения: материалы по оформлению группы, образцы  конспектов занятий, работы детей, фотографии, планы, схемы, анкеты, альбомы и т.д..

8. Последователи опыта работы данного педагога в ДОУ (здесь можно приложить отзывы коллег педагога, педагогов других ДОУ).

9.  На основании этих обобщенных материалов могут быть подготовлены: тематический листок, статья в газету, журнал, брошюра и т.п..

1О. Организация выставок.

Рекомендации педагогу, обобщающему свой опыт.

1. Внимательно следить за научно-методической литературой, вести библиографию литературы по интересующему  вопросу.

2. Сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт  работы: планы, личные наблюдения за развитием детей, отмечая  при этом все сомнения, неудачи.

3. Избирая тему для обобщения опыта, следует постараться учесть успехи и недостатки в своей работе и работе ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую педагог считает наиболее важной и нужной, стараясь ее оформить как можно точнее, конкретнее.

4. Определить форму обобщения: это может быть доклад, статья, книга.  Но можно обобщить опыт и по другому. Например, привести в систему  методические материалы педагога  (планы, карточки,  схемы,  виды самостоятельных работ детей), сопроводив их краткими разъяснениями.

5. Набросать краткий план темы (2-4 основных вопроса), затем составить по теме тезисы. Вспомнить и поместить в плане факты, которые будут использованы как основные для оформления  выводов. Снова и снова уточнять план, уже в нем должна быть основная идея и логика изложения темы.

6. Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сократить введение, избегать общих фраз, не стремясь писать “наукообразно”. Литературу использовать не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации личных наблюдений и выводов.

7. Оценивать критически свой опыт. Говоря об успехах, не забывать рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано как растут и развиваются дети.

8. Материал следует излагать кратко, просто, лаконично,  избегая повторений.

9. Работая над темой, не избегать советов с коллегами, рассказывая им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появится  ценные мысли, нужные факты.

10. Следует подобрать и надлежащим образом оформить  приложение (схемы, карты, таблицы, работы детей, списки литературы и т.д.)

11. Следует помнить, что обобщая педагогический опыт педагог выполняет важную общественную обязанность, способствует дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.

Как оформить материал о передовом педагоге.

- Структура наполнения папки

- Рецензия от руководства ДОУ о педагоге, его опыте работы.

Приложение:

- Перспективный план работы

- Лучшие работы детей.

-Доклады, разработки, проекты и другие материалы,  сделанные педагогом за последние 2-3 года.

- Конспекты занятий.

- Статьи журналов и газет, брошюры и др.

- Оригинальные наглядные пособия, изготовленные педагогом (объемные или фото с описанием).

- Общие результаты работы педагога: знания и воспитанность  детей(материалы диагностики детей, анкетирование родителей).

- Фотографии воспитателя и детей, материалов по оформлению группы, кабинета.

Этапы и методы распространения передового опыта.

Практический показ: открытые занятия, режимные моменты, взаимопосещения, педагогические практикумы по ознакомлению на месте с опытом работы.

Внесение в муниципальный банк данных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...