Доклад для выступления на научно-практической конференции «Покровские чтения»
статья

Чижкова Светлана Вячеславовна
Тема: «Единство воспитателя и семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольника»

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Доклад для выступления на научно-практической конференции

«Покровские чтения»

Тема: «Единство воспитателя и семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольника»

Подготовила и выступила:

С.В. Чижкова

октябрь 2018 г.

        Жизненный и многолетний педагогический опыт работы в системе дошкольного образования позволяет мне с уверенностью сказать, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка – питании его души.

       Наверстать упущенное практически не возможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание на духовно- нравственном воспитании. Его корни лежат в православии, все наши нравственные ценности родом из Нового завета: уважение к родителям и старшим , любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, готовность признавать свои ошибки, терпеть, уступать. Педагоги нашего сада сердцем принимают эти нравственные нормы и следуют им в своей повседневной жизни. Слово не расходуется с делом. Воспитатели с детьми общаются на равных. Дети это подмечают, впитывают внутреннюю позицию взрослого, копируют его поведение.

         Но одного нашего желания недостаточно, необходимо еще желание родителей.

          Анкетирование родителей наших воспитанников показало, что они желают видеть своего ребенка любящим, добрым, отзывчивым, уважительным, порядочным, целеустремленным, аккуратным. Многие из них считают, что их дети агрессивны, непослушны, капризны. Нравственные качества высоко ценятся многими родителями.

           Важным аспектом являются согласованность в понимании целей, содержания и методов воспитания между ДОУ и родителями.

            Воспитательная работа в ДОУ носит просветительский характер. Духовно-нравственное воспитание осуществляется ежесекундно, на занятиях, праздниках, прогулках, в игре и быту. При этом нравственные ценности ненавязчиво передают детям, и выстраиваются в их сознании в определенную ценностную школу. Эта работа ведется через сердце, здесь недопустимы моралистические беседы, утверждения. Ребенок должен сам понимать, что хорошо, а что плохо ,как поступать можно и нужно, а как поступать нельзя. Задача педагогов помочь ему в этом разобраться.

         Знакомим их с народными игрушками, промыслами, праздниками, творениями отечественных писателей, художников, родным городом, его людьми и достопримечательностями, значимыми событиями в истории страны.

           Поскольку русская культура- культура православная, дети знакомятся с основами христианской религии. Воспитанники и выпускники детского сада с удовольствием посещают воскресную школу, у нас появились необычные для дошкольных учреждений праздники Рождество и Пасха. Воспитатели учат детей прощать, сострадать, быть честными. Приучают детей к добру и послушанию. Стараются не заглушать, не отодвигать вглубь то, что благодарно зреет в душе ребенка, а помогают раскрыться каждому малышу.

            На основе прочитанных рассказов, сказок,  проводят с детьми групповые и индивидуальные беседы. Тематика бесед разнообразна: «Имя», «Семья», «Родина», »Любовь», «Благодарность», «Осуждение», «Щедрость и жадность». В живом диалоге разбираем разные случаи из жизни, где сталкиваются с добром, злом, завистью, жестокостью. Именно так закладываются нравственные представления и будущая система ценностей. Это позволяет сформировать у ребенка личностное отношение к самостоятельному выбору и взаимодействию с окружающим миром. Большое значение уделяем труду, так как трудовое воспитание является средством духовного воспитания и нравственного развития ребенка. Стараются сформировать умение оказывать практическую помощь сверстникам, заботиться о младших, слабых, бережно относиться к предметам рукотворного и нерукотворного мира. Играя, ребенок действует реально. Поэтому воспитатели всегда обращают внимание на то, чтобы в играх малыши не становились духовно близорукими, чтобы в их игровую среду не проникали ложь, Жадность, хитрость, лицемерие, тщеславие.

               В вечернее время  используем в работе с детьми дидактические игры « Оцени поступок», «Хорошо плохо», «Спеши делать добро». Применяем в работе раскраски «Божий мир вокруг нас», «Здравствуй мир».

        С родителями ведется пояснительная работа, они вовлекаются в детские праздники, помогают в оборудовании игровых комнат. Проводим с ними индивидуальные и групповые беседы, консультации, родительские собрания, тренинги.

         В ДОУ были оформлены выставки репродукций: ко дню матери, «Художники о войне», фотовыставка из жизни семей воспитанников «Счастье в семье», выставка детских работ к празднику Святой пасхи.

          На праздниках посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, ребята с большим интересом слушали рассказы и рассматривали репродукции об Илье Муромце, Александре Невском, Дмитрии Донском, о героях Великой Отечественной войны и нашего времени.

          Мы сделали уже не мало, но работа предстоит еще большая. Необходимо так строить воспитательно-образовательный прооцесс, чтобы все хорошее в детях стало главным, стало стержнем, который вырабатывает у детей привычку к доброжелательности, поможет им избежать многих ошибок и уклониться от совершения недобрых поступков и злых дел.

            Подтверждением правильности выбранного пути и вдохновением для дальнейшей работы по духовно-нравственному воспитанию детей стали для меня Международные Рождественские образовательные чтения в Москве. Глинские чтения в городе Сергиев Посад, участницей которых мне посчастливилось быть. Со всех уголков бывшего СССР съехались педагоги на эти чтения с целью получить знания, поделиться опытом, пообщаться с единомышленниками.

           Обращаясь к участникам Рождественских чтений в г Москве, Святейший патриарх Московский и всея Руси сказал: «Надеюсь, что каждый из нас понимает, что Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы стали некогда великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны».

            И отрадно, что сегодня многие педагоги и родители понимают, что духовно-нравственное воспитание нужно начинать с дошкольного возраста. Потому что дошкольный возраст-это фундамент всего нашего воспитания. Если он будет некачественным, таким будет и здание. И наоборот, крепкая опора,

Устойчивость всего сооружения.

           Наш детский сад у нас не православный, а обычный, светский, мы не соблюдаем постов, не настаиваем на том, чтобы дети ходили в церковь. Но поскольку мы живем в России, мы будем укоренять своих детей в отечественной культуре. Державу, в конце концов, спасать и возрождать надо, а сделать это смогут лишь те, кто любит ее, знает и чтит свои национальные традиции, гордится ими. Мы не стремимся привести детей к храму, мы закладываем духовно-нравственные основы личности, даем жизненные ориентиры, формируем совестливого и неравнодушного человека, и рано или поздно посеянные нами зерна дадут о себе знать.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»

ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ  «Всероссийской  научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...

2.9. Выступления на научно-практических кон-ференциях, педагогических чтениях, фестивалях, круглых столах (в качестве докладчика, лектора)

2.9. Выступления на научно-практических кон-ференциях, педагогических чтениях, фестивалях, круглых столах (в качестве докладчика, лектора)...

Республиканская научно-практическая педагогическая конференция «Никольские чтения-2023"

Республиканская научно-практическая педагогическая конференция «Никольские чтения-2023: воспитание счастливого и успешного ребенка в ХХI ВЕКЕ», посвященной 145-ой годовщине со дня рождения...