Рабочая программа средней группы «Золотой ключик» на 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа (средняя группа)
Настоящая рабочая программа разработана для средней группы детского сада на основе основной образовательной программы (ОП ДОО) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 83.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТ: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующий
МБДОУ ЦРР - Д/с №89 МБДОУ ЦРР – Д/с №89
«ПАРУС» «ПАРУС»
Протокол №4 П.И. Филиппова
от «11» сентября 2018 г. «11»сентября 2018 г.
Рабочая программа
средней группы
«Золотой ключик»
на 2018 – 2019 учебный год
Составители:
Аммосова Т.Я., воспитатель
Захарова В.А., воспитатель
Якутск, 2018
Содержание
1.Целевой раздел Рабочей программы:
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
1.1.3. Основания разработки Рабочей программы
1.1.4. Возрастные особенности детей средней группы
1.1.5. Социальный портрет группы
1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планы освоения Рабочей программы)
1.3. Оценка результатов освоения Рабочей программы
1.4. Срок реализации Рабочей программы
2. Содержательный раздел Рабочей программы:
2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
2.1.1. Комплексно-тематическое планирование
2.1.2. Содержание образовательной деятельности
2.2. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
3. Организационный раздел Рабочей программы:
3.1. Режим пребывания детей в группе
3.1.1. Распорядок дня в холодное время года
3.1.2. Гибкий режим в холодное время года
3.1.3. Индивидуальный щадящий режим после перенесённых заболеваний
3.2. Условия реализации Рабочей программы
3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка
3.3.1. Планирование образовательной деятельности при пятидневной неделе
3.3.2. Организация образовательной деятельности при пятидневной неделе
3.4. Методическое обеспечение рабочей программы
Приложения
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы
Настоящая рабочая программа разработана для средней группы детского сада на основе основной образовательной программы (ОП ДОО) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Цель Рабочей программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства;
- создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка дошкольников к жизни в современном обществе;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цели Рабочей программы реализуются в процессе организации разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Исходя из поставленных целей Рабочей программы, формируются следующие задачи:
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
- Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
- Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями.
- Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
- Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
- Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования (см. п.1.4. ФГОС ДО):
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество ДОУ с семьей.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО: культурно-исторический подход, личностный подход, деятельностный подход.
1.1.3. Основания разработки рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
- Устав МБДОУ ЦРР – детский сад № 89 «Парус»
1.1.4. Возрастные особенности детей средней группы
Игровая деятельность. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
Развитие образного и словесно-логического мышления. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание; дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Развитие воображения. У детей среднего дошкольного возраста формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течении 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении, каких – либо действий несложное условие.
Речь. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифма. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
1.1.5 Социальный портрет группы
Количественный состав группы
Всего | Девочек | Мальчиков | ||
Кол-во | в % | Кол-во | в % | |
39 | 19 | 48,7% | 20 | 51,2% |
Анализ этнического состава воспитанников группы
Наименование национальностей | Всего | Девочек | Мальчиков | |||
Кол-во | в % | Кол-во | в % | Кол-во | в % | |
Саха | 22 | 56,4 | 15 | 38,4 | 9 | 23 |
Русские | 18 | 46,1 | 4 | 10,2 | 11 | 28,2 |
Группы здоровья
Наименование групп | Всего | Примечание | |
Кол-во | в % | ||
1 группа здоровья | 10 | 25,6 | |
2 группа здоровья | 29 | 74,3 | |
Дети с ОВЗ | 5 | 12,8 | |
Дети - инвалиды | 2 | 5,1 | Андреева Елизавета, Исаев Кирилл |
Социальный статус семьи
Статус | Количество | Процент | Примечание |
Полные семьи | 33 | 84,6 | |
Неполные семьи | 6 | 15,3 | |
Многодетные семьи | 9 | 23 |
1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
(планируемые результаты освоения программы)
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности.
• Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Ребенок владеет разными формами и видами игры.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребёнок открыт новому, проявляет стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Ребёнок проявляет уважение к жизни в различных её формах и заботу об окружающей среде.
- Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.)
- Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
1.3.Оценка результатов освоения Рабочей программы
При реализации Рабочей программы может производиться оценка индивидуального развития детей.
Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования;
- оптимизации работы с группой детей.
1.4. Срок реализации Рабочей Программы
2018 - 2019 учебный год (с сентября 2018года по май 2019 года).
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2. Инновационные технологии (современные образовательные технологии), формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей данной группы.
- Проектная деятельность.
- ИКТ-технология («Примерные способы применения ИКТ-технологий в образовательно-воспитательной деятельности ДОУ» http://aneks.spb.ru/index.php/2012-02-17-05-23-58/57-2012-11-20-13-07-27/2728-2014-11-30-20-28-08).
- ТРИЗ-технология, методы развития творческого воображения дошкольников («Игры и упражнения для развития творческого воображения дошкольников» http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/1466-2012-08-09-10-26-28.html).
- Сказкотерапия.
- Исследовательская технология ("Занимательные опыты с воздухом, водой, песком и статическим электричеством" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-pre-school/2448-2013-03-02-20-53-23.html).
- Мнемотехника.
- Технология музыкального воздействия.
- Логоритмика.
10.Пальчиковая гимнастика (пальчиковая гимнастика для детей 4-7 лет
https://nsportal.ru/detskiy sad/raznoe/2014/01/19/palchikovaya-gimnastika).
11.Гимнастика для глаз ("Физминутки нам нужны, для детей они важны!" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1470-2012-08-12-09-54-47.html).
12.Релаксационные упражнения (элементы психогимнастики), ("Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/98-2011-12-05-14-06-41/1459-2012-08-01-13-28-44.html) («Релаксация для детей средней группы».https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/30/relaksatsiya-dlya-detey).
2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе детского сада. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей 5-6 лет, обеспечение их дальнейшей социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2.1.1. Комплексно-тематическое планирование
В основе Рабочей программы лежит тематический подход. Каждая неделя посвящена определённой теме, которая первоначально рассматривается в ходе ОД «Познавательное развитие», проводимой в понедельник. Все остальные ОД продолжают предложенную тему, в большей или меньшей степени связаны с ней. Даже на тех ОД, которые имеют цели, не связанные с темой недели, дается краткое упоминание темы недели в отдельных моментах. Тема недели по возможности закрепляется в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, в работе с семьёй. В соответствии с темой недели варьируется РППС, меняется содержание «Центров активности».
Использование комплексно-тематического принципа планирования с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей.
Годовое комплексно-тематическое планирование на 2018 - 2019 учебный год.
Средняя группа «Золотой ключик»
Неделя | Тематика | Содержание | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | |||
I | Жизнь в детском саду. | Знакомство с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка. Закрепление знания правил поведения в детском саду. Формирование дружеских взаимоотношений детей. | Экскурсия по детскому саду. Беседа. |
II | Мой город. Моя страна | Формировать начальные представления о родном крае. Познакомить с ее историей и культурой. Воспитывать любовь к родному краю. | Выставка картин «Мой любимый город Якутск». |
III | Что нам лето подарило? | Закрепить обобщающие понятия «фрукты», «овощи», «ягоды». Воспитывать бережное отношение к природе, которое щедро одаривает нас своими богатствами. | Оформление альбома совместно с родителями. |
IV | «Что нам осень принесла?» | Закрепление представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Формировать умение описывать погоду, отмечать красоту осеннего леса. | Выставка картин об осени. Осенняя ярмарка «Дары осени». |
Октябрь | |||
I | Как живут люди в селах и деревнях | Знакомство с различиями города и села, обогащение представления о труде людей. | Выставка рисунков. |
II | Береги свое здоровье! | Расширение представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. Привитие интереса к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. | Выставка стендгазет ЗОЖ (с родителями). |
III | Одежда. Обувь. Головные уборы | Обогащение представления о мире предметов, развитие умения самостоятельно определять материалы, сравнивать предметы, рассказывать об истории создания предмета, о том, что любая вещь создана трудом многих людей. | Сюжетно-ролевая игра. |
IV | Зимние узоры. | Познакомить с признаками зимы. Расширение и обогащение знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры). | Выставка детских рисунков. |
Ноябрь | |||
I | Москва. Звезды Кремля. | Дать представление о Москве- столице России. | Выставка картин РФ. |
II | Наши добрые дела | Формировать первичные представления о добре и зле. | Выставка стендгазеты. |
III | Наша природа | Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. | Выставка детских рисунков. |
IV | Животные и растения Якутии | Знакомство с разнообразием родной природы. | Сюжетно-дидак. игра «Экскурсия по Якутскому зоопарку». |
Декабрь | |||
I | Шахматы. Шашки. | Формирование желание играть в игры, учить выполнять правила игры, побуждать детей к самостоятельности в игре. | Турнир в группе. |
II | Моя семья. | Формировать умение правильно определять членов семьи на фото, рассказывать о них, описывать характерные черты внешности; воспитывать уважение к ним. | Выставка детских рисунков. |
III | Мастерская Деда Мороза | Поощрение посильного участия детей в подготовке к встрече новогоднего праздника. | Выставка детского творчества. |
IV | Новый год у ворот | Формирование представления детей о самом долгожданном празднике, о новогоднем чуде. | Праздник «Новый год». |
Январь | |||
II | Зимние забавы | Обогащение представления детей об окружающем мире. | Зимнее развлечение «Игры и забавы». |
III | Человек | Расширение представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентирование внимания детей на особенностях их организма и здоровья. | Защита проекта (по желанию). |
IV | Игрушки. Народная игрушка | Знакомить с названиями игрушек (дымковская, матрешка, Петрушка и.т.д.) учить сравнивать их по размеру, материалу, из которого они сделаны. Формировать умение создавать сюжетные композиции. | Выставка детского художественного творчества. |
Февраль | |||
I | Опасности вокруг нас | Формирование основы безопасного поведения жизнедеятельности человека. | СРИ «Опасности вокруг нас» |
II | Неделя сказок Театр и дети | Формирование интереса к сказкам, театру. | Драматизация сказки. |
III | Наша армия. День Защитника Отечества | Расширение представления о государственных праздниках, о Российской армии, воспитание уважения к защитникам отечества. | Сюжетно-ролевая игра. |
IV | Профессии. | Развивать мышление, внимание. Формировать умение рассказывать о профессии. | Развлечение в муз.зале, поздравление мальчиков, пап и дедушек. Стенгазета «Папа-гордость моя!» |
Март | |||
I | Мамин праздник | Формирование любви, нежности и уважения к самому родному человеку на Земле – маме. | Утренник 8 марта. |
II | Дикие животные и домашние | Знакомить с названиями животных, местом их обитания. Формировать умение составлять характерные черты животных, составлять композицию. | Сюжетно-дидактическая игра. |
III | Весна. Признаки весны. | Расширение и обогащение знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц. | Выставка детского художественного творчества. |
IV | Проводы зимы | Формирование представления о традиционном русском празднике. | Развлечение «Масленица». |
Апрель | |||
I | Царство леса | Знакомить с названиями деревьев, описывать их, передавать характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев. Познакомить с названиями птиц, их значением. | Изготовление кормушек совместно с родителями. |
II | Тайны космоса | Формировать первичные представления о планетах, звездах. Знакомство с первым космонавтом Ю.А. Гагариным. | Эксперимент. Выставка детского худ. творчества. |
III | Мы живем на Земле | Формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. | Эксперимент, выставка детского творчества. |
IV | День Республики Саха (Якутия) | Расширение представления о малой Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край. | Выставка картин об Якутии. |
Май | |||
I | День Победы | Дать представление о празднике День Победы. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. | Фестиваль «Битва хоров». |
II | Правила дорожного движения. Светофор. | Познакомить с некоторыми дорожными знаками, значением сигналов светофора. Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора. | Изготовление макетов, поделок совместно с родителями. |
III | ОБЖ | Закрепление правил безопасного поведения во время игр в разное время года, расширение знаний об источниках опасности в быту, уточнение знаний о службах «01», «02», «03». | Выставка детского художественного творчества. |
IV | Здравствуй, лето! Ысыах | Формирование представления о традиционном национальном празднике, культуре народа Саха. | Праздник встречи лета «Ысыах». |
2.1.2. Содержание образовательной деятельности
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.
1.Социально - коммуникативное развитие: направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.
Основные цели и задачи:
- Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
- Формирование гендерной и семейной принадлежности.
- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
- Формирование основ безопасности.
2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие формирует первичные представления ребёнка о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.). Познавательное развитие развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности, в том числе опытно-экспериментальная деятельность.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества. Также к речевому развитию относится развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные цели и задачи:
- Развитие речи детей.
- Знакомство с художественной литературой.
4. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
Основные цели и задачи:
- Приобщение к искусству.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивно-модельная деятельность.
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательная активность, связанная с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.)
Основные цели и задачи:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- физическая культура.
Неотъемлемой частью образовательной области «Физическое развитие» также являются:
- Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников.
- Физкультминутки (двигательно-речевые, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения), это необходимая составляющая каждой ООД статического плана (методическая разработка «Физминутки нам нужны, для детей они важны!»http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1470-2012-08-12-09-54-47.html)
- Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна.
- Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время.
- Точечный самомассаж, гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика (холодный период года, риск заболевания ОРЗ, ОРВИ).
- Система закаливающих мероприятий:
- контрастные воздушные ванны (групповое помещение и спортивный зал) - после дневного сна и на физкультурных занятиях;
- ходьба босиком по влажной дорожке после дневного сна;
- облегчённая одежда детей (групповое помещение) - в течение дня;
- мытьё рук, лица, шеи прохладной водой (групповое помещение) - в течение дня;
- полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры;
- неукоснительное соблюдение режима проветривания.
В части Рабочей программы, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%), представлены:
1. Парциальные программы
Социально-коммуникативное развитие | Я-ТЫ-МЫ. Программа социально- эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. | О.Л. Князева. |
Люби и знай родной край. – Якутск.: 2007 | Е.Е. Хохолова, Т.В. Платонова. | |
Физическое развитие | Комплексная программа физического воспитания для ДОУ РС (Я) «Кэнчээри» . | В.П. Васильева, О.А. Уржумцева. |
Программа «Физическая культура – дошкольникам», М. Владос. | Л.Д. Глазырина | |
Речевое развитие | Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015. | М.Л. Филина |
Художественно - эстетическое развитие | «Ладушки"- программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева |
Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. | И.А. Лыкова. | |
Познавательное развитие | Каждый ребенок талантлив! (программа дополнительного образования дошкольников) | под ред. П.И. Филипповой, Т.В. Платоновой. |
Юный эколог. - М.: Мозаика Синтез, 2010. | С.Н. Николаева |
2.2. Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями)
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы:
- Проведение тематических родительских собраний (3 раза в год).
- Консультации для родителей. Родители по желанию могут ознакомиться с текстом каждой консультации в бумажном варианте.
- Консультации специалистов – педагога – психолога, логопеда, педагогов дополнительного образования и др. по вопросам содержания и технологии образовательного процесса.
- Ежедневное открытое общение с родителями и их информирование посредством мессенджера «Whats Аpp» и другим социальным сетям по любым интересующим их вопросам в группе «Золотой ключик».
- Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей.
- Совместные посещения детей, родителей и воспитателей детских театров, проведение экскурсий в музеи (в выходные дни).
- Организация тематических праздников с участием детей и родителей.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ
План работы с родителями на 2018-2019 учебный год
Сроки проведения | Название мероприятия | Форма |
Сентябрь | «Что нам лето подарило?» Оформление альбома совместно с родителями. | Оформление альбома совместно с родителями. |
Сентябрь |
«Что нам осень принесла?» | Выставка картин об осени. Осенняя ярмарка «Дары осени». |
Октябрь | Родительское собрание «Воспитание у детей среднего возраста самостоятельности в обслуживании». Оформление информационных стендов. | Оформление информационных стендов. |
Октябрь | «Береги свое здоровье!» | Выставка стенгазет ЗОЖ с родителями. |
Ноябрь | Консультация «Играйте вместе с детьми». Беседа «Развитие логического мышления у детей». | Беседа с родителями. |
Ноябрь | «Нашим дорогим мамам посвящается!» | Выставка детских рисунков ко Дню Матери. |
Декабрь | Консультация «Как провести с ребенком выходной день с пользой для здоровья». Папка–передвижка «Зимние игры и развлечения». | Повышение уровня педагогических знаний родителей. Реализация единого подхода в воспитании детей среднего дошкольного возраста. |
Декабрь | Конкурс новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза». | Выставка поделок. |
Декабрь | Проведение Новогоднего утренника. | Соревнование, игры, дни открытых дверей. |
Январь | Беседа «Что нужно знать о здоровье зубов наших детей». | Родительские уголки, информационные стенды, папки- передвижки. |
Январь | «Книжкина» неделя. | Участие родителей в создании развивающей среды; оформление книг своими руками. |
Февраль | Неделя сказок. | День открытых дверей, внесение атрибутов к сказке. |
Февраль | «Лучше папы друга нет» - проведение утренника к 23 февраля. | Стенгазета, изготовление поделок «Наши руки не для скуки». |
Март | «Портрет моей мамочки». Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». | Оформление фотовыставки. |
Март | Праздничный утренник ко Дню 8 марта. | День открытых дверей, игры, конкурсы. |
Март | Проводы зимы. | Развлечение «Масленица». |
Апрель | Царство леса. | Изготовление кормушек совместно с родителями. |
Апрель | Тайны космоса. | Выставка поделок на тему «Тайны космоса». |
Май | День Победы «Битва хоров». | Внесение атрибутов, формы одежды, репетиции. |
Май | Родительское собрание «Наши успехи и достижения».
| Родительское собрание «Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год». Поощрить родителей-активистов грамотами, благодарностями. |
Май | Праздник встречи лета «Ысыах». | Участие родителей в конкурсах, соревнованиях, оформлении. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Режим пребывания детей в группе
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.
При составлении режима пребывания детей в группе учитывались климатические особенности региона и города Якутска. Основными чертами резко-континентального климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.
Исходя из климатических особенностей региона, распорядок дня составляется в соответствии с выделением двух периодов: холодное время года, зимний период, учебный год (сентябрь-май) и тёплое время года, летний период, каникулы (июнь-август).
3.1.1. Распорядок дня в холодное время года
Режим дня детей средней группы. Холодный период года.
Прием детей, самостоятельная деятельность, игры, дежурство. | 7.30 - 8.30 | |
Утренняя гимнастика. | 8.30 - 8.40 | |
Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.40 - 8.55 | |
Самостоятельная деятельность. | 8.55 - 9.00 | |
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – перерыв 10 мин. | 9.00 - 9.55 | |
Второй завтрак (витаминизация). | 10.00 - 10.10 | |
Прогулка (игры, наблюдения, самостоятельная деятельность). | 10.10 - 11.30 | |
Подготовка к обеду, обед. | 11.30 - 12.30 | |
Подготовка ко сну, дневной сон. | 13.00 - 15.00 | |
Постепенный подъем, закаливание. | 15.00 - 15.20 | |
Подготовка к полднику. Полдник. | 15. 20 - 16.00 | |
Игры, самостоятельная деятельность. | 15.00 - 16.20 | |
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – продуктивная, досуг – 1 раз в неделю. | 16.30 - 17.00 | |
Игра, самостоятельная деятельность. | 17.00 - 17.45 | |
Подготовка к ужину, ужин. | 17.20 - 18.00 | |
Игры, самостоятельная и совместная деятельность, труд, уход домой. | 18.30 - 19.30 |
3.1.3. Индивидуальный щадящий режим дня после перенесённых заболеваний
Назначается перенёсшим заболевание детям и часто болеющим детям медицинским работником ДОУ для снижения физической и интеллектуальной нагрузки по рекомендации лечащего педиатра на определённый срок в зависимости от состояния здоровья ребёнка и диагноза заболевания. Ориентировочные сроки щадящего режима:
1. ОРВИ, грипп, ангина, острый бронхит, острый гнойный отит, БА после обострения – 25 дней.
2. Острая пневмония, острые инфекционные заболевания, обострение экземы, сотрясение мозга ср. тяжести, состояние после полостных операций, после тонзилэктомии – 2 месяца.
3. Острый пиелонефрит, менингит – более 2-х месяцев.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМЕ ДНЯ ПРИ ЩАДЯЩЕМ РЕЖИМЕ | РЕКОМЕНДАЦИИ |
Приход в ДОУ | 8.00 – 8.30 индивидуальная «минутка общения». |
Утренняя разминка | Снижение нагрузки по бегу, прыжкам на 50%. Включение дыхательных упражнений. |
Гигиенические процедуры (умывание) | Температура воды 16-20 градусов, тщательное вытирание рук, лица. |
Закаливающие процедуры (воздушные ванны, бодрящая гимнастика) | Снимается пижама и надевается сухая футболка. |
Питание | Садятся первыми за стол. |
Подготовка к прогулке, выход на прогулку | Одеваются и выходят на улицу последними. |
Прогулка | Вовлечение в умеренную двигательную деятельность. |
Возвращение с утренней прогулки | Возвращение первыми, под присмотром взрослого замена влажной майки на сухую. |
Физкультурное занятие | По рекомендации лечащего педиатра – освобождение до 10 дней. Далее – отмена или снижение нагрузки по бегу, прыжкам на 50%. |
Занятие интеллектуальное (статического плана) | Вовлечение в активную интеллектуальную деятельность в первую половину занятия. |
Дневной сон | Укладывание первыми, подъём по мере просыпания. Постепенный подъём, зарядка с упражнениями на дыхание, ходьба по «дорожкам здоровья», воздушные процедуры. |
Совместная деятельность с воспитателем | Учёт настроения и желаний ребёнка. |
Самостоятельная деятельность | Предлагать места, удалённые от окон и дверей. |
Уход домой | До 18.00. |
3.2. Условия реализации Рабочей программы
Важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Для выполнения этих условий необходимо выполнение определённых требований к реализации Рабочей программы:
1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.
2. Формирование у детей доброжелательных, внимательных отношений.
3. Развитие у детей самостоятельности.
4. Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
5. Создание условий для развития познавательной деятельности.
6. Создание условий для развития проектной деятельности.
7. Создание условий для самовыражения средствами искусства.
8. Создание условий для физического развития.
3.2.1.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
Чтобы выполнить все перечисленные требования к реализации Рабочей программы, необходимо создание и постоянное обновление развивающей предметно - пространственной среды в группе.
РППС группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Трансформируемость пространства группы предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих РППС группы.
Вариативность РППС группы даёт детям возможность свободного выбора деятельности. Оснащение уголков РППС меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В качестве таких уголков развития в группе выступают:
• зона для ролевых игр;
• книжная зона;
• зона для настольно-печатных игр;
• зона природы (наблюдений за природой);
• спортивная зона;
• зона ряжения;
• игровая зона (с игрушками, строительным материалом);
• зоны для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.
РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования. При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.
Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка
3.3.1. Планирование образовательной деятельности при пятидневной неделе
Виды образовательной деятельности | Количество ОД в неделю |
Познавательное развитие: - формирование элементарных математических представлений; - ознакомление с окружающим миром. | 1 1 |
Развитие речи: - развитие речи. | 1 |
Изобразительная деятельность: - рисование - лепка - аппликация | 1 0,5 0,5 |
Физическая культура: - в помещении - на прогулке | 2 1 |
Музыка | 2 |
ИТОГО: | 10 |
3.3.2. Организация образовательной деятельности при пятидневной неделе
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, продолжительность непрерывной ОД для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. В середине времени, отведенного на ОД, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 20 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
РАСПИСАНИЕ
организованной образовательной деятельности (ООД)
в средней группе «Золотой ключик» на 2018-2019 учебный год.
Продолжительность ООД- не более 20 минут; перерыв между ОД – не менее 10 мин.
Дневная нагрузка: 2 ОД до 40 минут в 1-ой половине дня
Недельная нагрузка: 10 ОД - 3 ч. 20 минут.
День недели | Время | Образовательная область | Продолжительность ООД |
Понедельник | 09.10 – 09.30 | Ознакомление с окружающим миром (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие) | 20 минут |
09.50 - 10.10 | Музыка (художественно-эстетическое развитие) | 20 минут | |
Вторник | 09.10-09.30 | Формирование элементарных-математических представлений (познавательное развитие) | 20 минут |
10.20 -10.40 | Физкультура (на свежем воздухе) (физическое развитие) | 20 минут | |
Среда | 09.10 – 09.30 | Музыка (художественно-эстетическое развитие) | 20 минут |
09.40 – 10.00 | Рисование (речевое развитие) | 20 минут | |
Четверг | 09.10-09.30 | Развитие речи (речевое развитие) | 20 минут |
15.30-15.50 | Физкультура (физическое развитие) | 20 минут | |
Пятница | 09.10–09.30 | Аппликация / Лепка (художественно-эстетическое развитие) | 20 минут |
10.10–10.30 | Физкультура (физическое развитие) | 20 минут |
3.4. Методическое обеспечение Рабочей программы
1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС ДО пода ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. Мозаика-Синтез, 2014.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
4. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений (4- 5 лет)», М.: Мозаика- синтез, 2016.
5. Л.В. Куцакова «Конструирование из природного материала (4- 5 лет)», М.: Мозаика- синтез, 2016.
6. Л.В.Куцакова, «Трудовое воспитание в детском саду (3-7 лет)», М.:Мозаика- синтез, 2015.
7. Л.И.Пензулаева, «Физическая культура в детском саду (4-5 лет)», М.:Мозаика- синтез, 2015.
8. К.Ю.Белая, «Формирование основ безопасности у дошкольников (2- 7 лет)», М.:Мозаика- синтез, 2016.
10. М.М.Борисова, «Малоподвижные игры и игровые упражнения (3-7 лет)», М.:Мозаика- синтез, 2016.
11. Н.Ф.Губанова, «Развитие игровой деятельности (4- 5 лет)», М.:Мозаика- синтез, 2016.
12. О.А. Соломенникова, «Ознакомление с природой в детском саду (4-5 лет), М.: Мозаика- синтез, 2016.
13. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013.
14. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
15. Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
16. М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3 – 7 лет», М.: Мозаика-синтез, 2013
18. Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3 – 7 лет», М.: Мозаика-синтез, 2013.
19. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 - 7 лет», М.: Мозаика-синтез, 2013.
20. О.В. Добина «Ознакомление с предметным и социальным окружением (4-5 лет), М.: Мозаика-синтез, 2016.
21. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду (4-5 лет), М.: Мозаика-синтез, 2016.
22. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду (4-5 лет), М.: Мозаика-синтез, 2016.
23. Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
24. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
25. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4 – 7 лет)», М.: Мозаика-синтез, 2013.
26. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3 – 7 лет)», М.: Мозаика-синтез, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа второй группы раннего возраста на 2018 - 2019 учебный год.
Программа также опубликована на сайте МКДОУ "Детский сад №6 "Ягодка"....
Рабочая программа воспитателя средней группы компенсирующей направленности на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основнойобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 &laqu...
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа для средней группы детского сада....
Рабочая программа 2 группы раннего возраста на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа 2 группы раннего возраста построена на основе ООП МБДОУ, разработанной, в свою очередь, на основе программы "От рождения до школы" п/ред. Н.Е Веракса и др. и включает все о...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми. Средняя группа 4-5 лет. 2018-2019 учебный год.
Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических к...
Рабочая программа воспитателя средней группы № 7 "Васильки" на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа воспитателя средней группы № 7 "Васильки" на 2018-2019 учебный год...
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА» НА 2018 - 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД"
Настоящая рабочая программа второй группы раннего возраста разработана воспитателем МБДОУ «ЦРР – ДЕТСКИЙ САД № 56» Антоновой В. В., на основе основной образовательной программы МБДОУ...