Мастер-класс
материал
мастер-класс для педагогов "Развиваемся в игре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaemsya_v_igre.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» |
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Развиваемся в игре»
Подготовила и провела:
воспитатель
Андронова Светлана Александровна
1 часть. Вступительное слово ведущего:
Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития, а также осуществлять подготовку детей к школе. Одним из непременных условий успешного обучения ребенка в школе является развитие произвольного внимания и произвольной памяти.
Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания и памяти в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. А это значит, что хорошо развитые память и внимание являются для детей «языком познания».
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания, а со стороны родителей и учителей бывает много жалоб и на плохую память ребенка, особенно в 1 классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день в школу и т.п. Поэтому степень готовности ребенка к обучению в школе существенно зависит от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в дошкольном учреждении в течение предыдущих лет, как происходило у него развитие познавательных процессов.
Исследования показывают, что развитие произвольного внимания и памяти у старших дошкольников, при грамотном управлении этими процессами, может происходить довольно интенсивно и давать положительные результаты даже в течение одного года обучения.
Внимание и память старшего дошкольника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание или быстро запомнить то, что им неясно, непонятно, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Педагогам необходимо не только делать трудный и непонятный материал доступным и понятным, но и развивать у детей волевые усилия, а вместе с ними и произвольную память и внимание.
Вопрос к педагогам:
Какие же условия необходимы для поддержания у детей устойчивого произвольного внимания и развития произвольной памяти в разных видах деятельности?
Примерные выводы:
- Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
- Привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке – это создает определенную установку для развития внимания и памяти;
- Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;
- Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей;
- Тренировка произвольного внимания и памяти;
Ведущий:
Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания и памяти и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. Под влиянием игры внимание и память ребенка достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность успешного обучения в школе. Как писала в своей книге «Креативный ребенок» М. Монтессори: «Ребенок…посредством игр…приобретает способности и силы, которые требуются ему для формирования и развития».
2 часть. Игры с педагогами
Ведущий:
Сегодня мы рассмотрим и обыграем наиболее эффективные игры и игровые упражнения, которые, как показала практика, представляют наибольший интерес для детей, просты в изготовлении и применении. По ходу нашей работы вы можете предложить свои интересные игры или варианты представленных игр в нашей педагогической гостиной.
1. Игры – «Шифровки»
В этих играх применяется один из методов мнемотехники – метод «крокирования» (от франц. – чертеж, схема, набросок).
Этот метод помогает научить детей с помощью рисунков, схем, условных знаков и обозначений шифровать слова или «прочитывать» уже зашифрованные. Этот метод чаще используется в играх путешествиях, сюжетных играх, при обогащении словаря детей. Он помогает значительно повысить продуктивность запоминания.
Задание педагогам: «Придумаем кроки»
Педагоги заранее разделены на небольшие группы, каждая группа педагогов получает небольшой текст (2 – 4 предложения), который нужно «зашифровать» (т.е. нарисовать, условно обозначить) по своему усмотрению в течение 3 -5 минут. Затем педагоги поочередно «расшифровывают» получившиеся «кроки», отмечают наиболее удачные и четкие.
2. Игра «Кто быстрее соберет?»
Эта игра развивает у детей зрительно-моторную память.
Ведущий раскладывает на столе 5 разных предметов или игрушек. Одному из педагогов завязывают глаза, и он должен с максимальной быстротой собрать эти вещи в порядке, который указывает ведущий. Ведущий может поменять расположение предметов, и их по очереди должны собрать другие участники игры.
Тот, кто сделает это быстрее других, считается победителем. Время определяется по часам с секундной стрелкой.
3. Игра «Пуговицы»
Эта игра для развития объема памяти и внимания.
Описание: ведущий игры показывает карточки для игры и наборы пуговиц, внутри которых ни одна не повторяется. Для начальных игр достаточно игровых полей с 4 – 6 клетками. Затем количество клеток увеличивается на усмотрение педагога. Пуговицы кладутся на клетки поля, водящий располагает их по своему усмотрению, дает партнеру время – 20-30 сек., чтобы запомнить их расположение и накрывает поле листом чистой бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.
Если на первых этапах дети затрудняются в игре, следует научить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. Одновременно при этом надо закреплять умение ориентироваться на бумаге (вверху, внизу, столбец, ряд, влево, вправо и др.).
Задание педагогам: предлагается таблица с символами, расположение которых они должны воспроизвести по памяти на своих таблицах. Отмечаются педагоги, правильно и быстро справившиеся с заданием.
4. Игра «Кукловоды»
Ведущий предлагает одному педагогу выступить в роли «кукловода», а другому в роли «куклы». «Кукле» завязывают глаза и «кукловод» водит ее, держа за плечи по несложному маршруту в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад и т. д.Затем «кукле» развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца.
5. Игровое упражнение «Найди и зачеркни»
Это упражнение на развитие устойчивости внимания.
Играющим дается небольшой текст (можно газетный, журнальный и др.) и предлагается, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). В этом упражнении можно фиксировать время выполнения и проводить его в соревновательной форме. Для тренировки распределения и переключения внимания можно изменить инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркните букву «а», а букву «б» подчеркните». Или так: «Зачеркните букву «а», если перед ней стоит буква «н» и т.п.
6. Игры с использованием художественных текстов по типу «Кто самый внимательный?»
Такие игры развивают произвольное внимание и его объем.
Ведущий предлагает педагогам послушать стихотворение и затем ответить на вопросы:
Куда делся Понедельник?
- Где бездельник Понедельник? -
Спрашивает Вторник
- Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник!
Он для повара Среды
Притащил ведро воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
Ю. Мориц
Вопросы педагогам: Какой день недели является дворником? Для кого понедельник притащил ведро воды? Какой день недели кочегар? Что смастерил ему понедельник? Как в этом стихотворении называют пятницу? Кто с кем поехал на обед к воскресенью? В какой день недели был обед у воскресенья? Как вторник отзывается о понедельнике? Соответствует ли это действительности?
3 часть. Заключительное слово ведущего:
Как известно, мы, педагоги, тоже постоянно чему-то обучаемся, приобретаем новые знания и умения, и нам необходимы хорошая память и внимание, развитое мышление, которые также нуждаются в регулярной тренировке. Я предлагаю вам для тренировки экспресс-викторину «Круг или квадрат?». В каждом высказывании викторины прячется круг или квадрат. А может быть, то или другое. Что именно в каждом случае – вам и нужно определить.
- Самая знаменитая картина Казимира Малевича («Черный квадрат»)
- Форма публичного обсуждения («Круглый стол»)
- Роман А. Солженицына («В круге первом»)
- Способ посева ряда культур (Квадратно-гнездовой)
- Сторонники английского парламента в период Английской буржуазной революции («Круглоголовые»)
- Сбор казаков (Казачий круг)
Литература.
- Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу!, М., 1998
- Матюрин И., Чекаберия Е. Зрительная память. М., 1992
- Бодрова И. Технология развития памяти. М., 1999
- Ильина М. Готов ли ваш ребенок к школе? Минск, 1999
- Шмаков С. Ее величество – игра. М., 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...