Социальный проект "Сюжетно ролевые игры, как способ развития воображения у детей младшего возраста"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ДОЛГОСРОЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Сюжетно ролевые игры, как способ развития воображения у детей младшего возраста».
Младшая группа 2017-2018гг.,
воспитатели Куприянова Н.В., Федоренко Т.Н.
Проект:
Долгосрочный с младшей до подготовительной группы, групповой, социальный.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность темы: Жизнь современного дошкольника достаточно заполнена книгами, телевидением, общением со взрослыми вне детского сада. В современном мире , в мире компьютеризации наши дети разучились играть в сюжетные игры. Стало общим местом утверждение, что детей надо учить играть. Концепция становления сюжетной игры в дошкольном возрасте. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Концепция подкреплена экспериментальными исследованиями и опытной работой, показавшими, что данный подход к организации игры в детском саду позволяет значительно повысить уровень свободной самостоятельной игры дошкольников. Что очень важно в условиях образовательных стандартах, все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе сюжетной игре, как важным факторам развития детей.
Гипотеза: Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.). Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку».
Цель: сформировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. Развивать воображение с помощью сюжетно ролевой игры.
Принцип организации сюжетной игры:
- воспитатель должен играть вместе с детьми.
- воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
- начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
Этапы работы:
- научить малышей неоднозначно воспринимать окружающие их предметы.
- Формирования воображения.
- Организация индивидуальных сюжетно ролевых игр.
- Формирование игрового действия с предметом-заместителем.
Работа с родителями: важно эффективно организовать общение с родителями, чтоб семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Нужно воскресить отношения в семье, которые существовали в старину, т.е. авторитет родителей, путём совместных взаимодействий.
- Приглашение родителей на организованную, образовательную деятельность по проекту.
- Оформление папок передвижек и лепбуков.
- Организация совместных фото выставок по проигранным темам.
- Совместная подготовка атрибутов к играм.
Методы и приёмы: метод обучения- система последовательны взаимосвязанных способов работы педагогов и детей, направленная на достижения поставленных целей.
Приём:
- Использования сюжетных ситуаций.
- Использование простых и понятных детям ситуаций.
- Имитирования реальных, понимаемых детьми смысла игровых ситуаций.
- Включающий уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом.
- Обыгрывания случайно возникшего у ребенка действия.
Предполагаемый результат: Постепенное формирование у детей 4-го года жизни, умений принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
План реализации проекта:
месяц | Название с/ролевых игр | Цель: |
октябрь | 1. «Собираемся на прогулку» Модель ролевого поведения:
Доп.роль (реб.1) осн.роль Доп.роль (реб.2) (взрос.) Доп.роль (реб.3) 2. «Магазин» Модель ролевого поведения:
(определение какой сегодня будет магазин)
Дополнительная роль (покупатель) Осн. роль Дополнительная роль продавец (покупатель) 3. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно). | 1. Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. 2. Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». |
ноябрь | 4. «Игрушки у врача» Модель ролевого поведения: Семья Мед. пункт Поликлиника скорая аптека помощь
5. «День рождения Степашки». Модель ролевого поведения: Накрыть стол, расставить приборы. • Стряпаем торт. • Сварить компот. • Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста) • Накормить кукол( гостей) из тарелки тортом, напоить чаем, компотом. • Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. 6. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно). | 4. Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар». 5. Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: |
декабрь | 7. Строим дом. Модель ролевого поведения:
Доп.роль (реб.1) осн.роль Доп.роль (реб.2) (взрос.) Доп.роль (реб.3) Затем изменить схему взаимодействия: Осн. Роль( реб.) ---- Допол. Роль( взр.) 8. «Почта» Модель ролевого поведения:
9. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно). | 7. Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». 8. Цель: Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди. • Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты. • Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире. |
январь | 10. «Парикмахерская» Модель ролевого поведения: 11. "Пора кушать". Модель ролевого поведения: • Накрыть стол, расставить приборы. • Сварить суп, кашу на плитке • Сварить яичко • Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста) • Накормить куклу из тарелки супом, кашей • Вскипятить молоко • Помыть посуду, вытереть ее полотенцем 12. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно). | 10. Цель:Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытье, стрижка шерсти). • Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т. п.). • Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы? 11. |
февраль | 13. "Приходите в гости к нам" Модель ролевого поведения: 14. "Домашние заботы" Модель ролевого поведения: 15. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно). | 13.Цель: Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками). Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Предложить им угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть. Разложить угощенье на тарелки, покормить гостей 14. Постирать куклам одежду (в тазике, в ванночке). Постирать одеяло, простынку (кусочек ткани, салфетку, платочек) Погладить белье (игрушечным утюжком или кубиком) Сложить белье в шкафчик, в ящичек комода (в коробку) |
март | 16. 17. 18. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно). | |
апрель | 19. 20. 21. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно). | |
май | 22. 23. 24. Свободная сюжетная игра возникшая по инициативе ребенка (ежедневно). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Аннотация: в статье раскрыто значение сюжетно-ролевых игр для развития воображения ребенка, приведены обоснования необходимости использования данного вида игры в работе ДОУ Ключевые слова: сюжетн...
Режиссерская игра как средство развития воображения у детей дошкольного возраста
В статье раскрыта роль режессерских игр для детей дошкольного возраста....
Игры-импровизации как способ развития воображения у дошкольников младшего возраста
Игры-импровизации как способ развития воображения у дошкольников младшего возрастаВалентина ХрапунковаИгры-импровизации как способ развития воображения у дошкольников младшего возрастаИгры – имп...
Друдлы как способ развития воображения у детей дошкольного возраста
Что такое Друдлы ? Как работать с техникой "Друдлы"? Ответы на эти вопросы, примеры заданий в этой технике....
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В жизни дошкольника игра занимает важное место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир, их бытие. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно...
Игры и упражнения для развития воображения у детей младшего возраста. я
Игры и упражнения для развития воображения. ...
Теневой театр как способ развития воображения у детей дошкольного возраста
Теневой театр как способ развития воображения у детей дошкольного возраста...