Доклад к педсовету «Малые формы фольклора в воспитании детей младшего возраста»
консультация (младшая группа) на тему
Доклад к педсовету «Малые формы фольклора в воспитании детей младшего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu_rol_poteshki.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педсовету «Малые формы фольклора в воспитании детей младшего возраста»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач :
- воспитание звуковой культуры речи.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка : умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- обогащение словаря
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевыхобрасцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешек в том, что слова можно соединить с действием ребёнка. Содержание многих потешек богато глаголами. с их использованием демонстрируются действия, обозначенными словами, тем самым, связывая само слово с действием.
- формирование грамматического строя речи.
- развитие монологической и диалогической речи.
- развитие мелкой моторики рук.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учат соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроения и чувства : радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлением с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее :
* подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
* составлена картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
* подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.
Например, перед завтраком, умывание :
Вот журчит водица,
Мыльце пузырится.
Ты, журчи- водица,
Деткам дай умыться.
Завтрак
Кашей подкрепились,
Чаю сладкого напились.
Наблюдение за дождём
Дождик капнет на ладошку,
Все увидят каплю - крошку.
Если он польёт сильней,
Побегут ручьи быстрей.
Подготовка ко сну. Сон.
Солнышку и детям отдыхать пора.
Вот они все вместе уходят со двора.
Пообедать надо, надо им поспать,
А проснувшись, снова можно всем играть.
При подъёме : " Мы проснулись "
Мы проснулись, мы проснулись
И друг другу улыбнулись.
Ножки поднимаем,
Ручками вращаем.
Повращаем раз - другой
Сон уходит вон - долой.
Водой будем умываться,
Потом дружно одеваться.
Перед обедом :
Перед тем, как сесть обедать,
Что должны мы с вами сделать? (мыть руки)
Прогулка :
Солнышко устало на облачке сидеть.
Выходите, дети, спинки свои греть.
Поиграем вместе в "Каравай" и "Чехарду",
А, потом вы спрячетесь, а я вас - найду.
Потешки использую не только в режимных моментах, но и в организованной образовательной и совместно - партнёрской деятельности.
Методы и приёмы, используемые при работе с потешками :
- обыгрывание сюжета потешки.
В ходе ООД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации т. д.) с помощью которых создаётся полная картина действий. Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценировки произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Приём инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке и т. д.)
- словесные игры или игры "Доскажи словечко"
- подвижные игры и хороводные игры (У медведя во бору)
- пальчиковая гимнастика (Пальчик - мальчик, где ты был.)
- чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций, например: "Деревья большие"
Дерево большое,
Смотрите, вот какое.
До макушки не достать,
Даже, если на носочки встать.
- логоритмика (методика Железновой)
Итоги работы показали, что многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
* родным языком;
* разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие) ;
* первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребёнка.
Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
Современный ребёнок к 7 годам должен овладеть всей системой родного языка : говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки, - так "говорит теория"
Однако, на практике, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не могут соединять слова в фразы. Высказывания детей отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего даются детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
Именно поэтому, развитие речи у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.
На мой взгляд, одним из эффективных приёмов развития речи ребёнка - дошкольника является использование фольклора, ведь ни для кого не секрет, что ребёнок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребёнка : прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение.
Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию : колыбельные - успокаивают, весёлые - радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счёт многообразности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Трудно найти более ценный материал, для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно - прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия,
отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписываться в любой коллектив.
Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашёл своё место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребёнка с фольклорными произведениями как можно раньше.
Картотека «Потешки»
Потешки – утешки:
У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.
***
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не ной дорогой,
Куплю другой.
Ой не плачь, не кричи
Куплю тебе три.
***
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
***
Ах, капля – мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Потешки перед сном.
Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.
Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)
Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!
За окошком вечер,
А на небе месяц.
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка - в дупле,
Собачка - в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.
Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
Потешки о солнышке и о дождике.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Не иди, дождик, где косят,
А иди, где просят.
Не иди, дождик, где жнут,
А иди, где ждут!
Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
Дождик, дождик, посильней -
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
Свети, свети, солнышко,
Красное ведрышко!
Рано-рано вставай,
Своих деток согревай!
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.
Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Туча ты, туча,
Пролейся дождём,
Мы давно его ждём!
Дождик, дождик,
Поливай весь день
На наш ячмень,
На нашу рожь,
Чтобы хлеб был хорош.
Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку -
По полному ведёрку!
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!
Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги —
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки —
Куплю тебе башмаки!
Дождик, дождик
Как, кап, кап
Мокрые дорожки.
Все-равно пойдем гулять
Оденем сапожки.
Во время одевания на прогулку
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошеки;
Этот- с правой ножки,
Этот- с левой ножки,
Вот так хорошо!
***
Маша варежку сняла:
-Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
- Как живешь?
Умываемся с потешкой
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Детка умывайся веселей!
***
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.
***
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
***
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
***
Водичка-водичка,
Умой Ирино личико,
Ира кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Ирино личико.
Делаем массаж после сна с потешкой
Потягушеньки
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки (мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)
(гладим от головы до пяточек)
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
Хорошеньким – хорошок
Пригоженьким – пригожок
Стройненьким – стройнячок
А родненьким – родняшок.
Тушки-татушки, испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках,
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик) Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке)
***
Две старушки старые
Пирожки поставили.
Поставили на дрожжах -
Не удержишь на вожжах.
Подбавили гущи -
Они киснут пуще.
Прибавили молока -
Повалились на бока.
Подбавили маслица -
Они стали кваситься.
Пироги хорошие
И очень пригожие:
С маслом, с капустой
И ещё с картошечкой.
(при этих словах малыши перекатываются с бока на бок, поглаживают животик) (поглаживая ступню)
Маленькая ножка
Бежала по дорожке,
Маленькая пяточка,
На пяточке заплаточка
(пощипывать пяточку)
***
(легко постукивая по подошвам)
Токи, токи, тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Дашуньки
Едут по дорожке.
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ, топ, топ, топ -
Приехали!
***
Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Мишке толстопятому —
Заиньке усатому -
Лисичке-сестричке —
воробью да синичке
Кому в роток, (гладим большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок, кому в лапочку
***
(покалачивая по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.
***
(перебирая пальчики на ногах, начиная с мизинца)
Горошек – горошек,
Бобошек – бобошек,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использование малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста"
Полная работа по данной теме...
Значение малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста
Материал из опыта работы воспитателя группы раннего возраста....
Значение малых форм фольклора в развиии детей раннего возраста
материал из опыта работы воспитателя группы раннего возраста...
Значение малых форм фольклора в развиии детей раннего возраста
материал из опыта работы воспитателя группы раннего возраста...
Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста
Данная презентация предназначена для воспитателей дошкольных учреждений...
Значение малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста
Фольклор в развитии детей раннего возраста...
Презентация "Роль малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста"
Художественная литература....