«Музыкально - театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями»
консультация на тему

Галкина Марина Вениаминовна

  Консультация для педагогов ДОУ   «Музыкально - театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Галкина Марина Вениаминовна

МБДОУ д/с №162 город Ульяновск

Музыкальный руководитель.

 

 «Музыкально - театрализованная деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста

в процессе ознакомления с профессиями»

          «Необходимо возбудить мысль ребенка к ремеслу…                                         Таким образом, в труде будет расти душа, и человек                                             станет мастером своего дела»           К.Д.Ушинский.

     Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде

взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС

дошкольного образования.

    Ранняя профориентация предполагает, помимо формирования знаний о различных профессиях, развитие у ребёнка психологической готовности к вхождению во взрослый мир профессий. Такая готовность к будущей профессиональной деятельности означает достижение определённого уровня знаний о профессиях и развитие личностных качеств (ответственности, устойчивости, внимательности, способности работать в команде и др.).

     

Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать.

 Цель:

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через театрализованную деятельность в условиях реализации программы ДОУ.

 Задачи:

- дать ребёнку максимально разнообразные представления о профессиях;

 - сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;

- научить детей отражать через театрализованную деятельность особенности, присущие различным профессиям.

      Знакомство детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, со спецификой различных профессий осуществляется через занятия, экскурсии, чтение художественной литературы, в процессе детских игр.

Средством ознакомления с содержанием труда могут выступать  произведения музыкального, изобразительного искусства, мультипликации. Например, репродукция картины П.Грузинского «Уборка хлеба», музыкальная увертюра «Урожайная» И.О.Дунаевского к фильму «Кубанские казаки» и  поучительный мФ «Хлеб» - яркий рассказ о нелегком труде хлебороба и цене выращенного хлеба.

Рассматривая репродукции мастеров, слушая соответствующие музыкальные произведения,  дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём.

Многие русские художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций и прослушивание музыкальных произведений соответствующей тематики, педагог сопровождает разъяснительной беседой, в которой делает акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых.

Стоит обратить внимание и на проведение тематических досугов, например, День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика.

 Среди разнообразных форм, помогающих осуществить знакомство детей с профессиями, является музыкально-театрализованная деятельность дошкольников.

Театрализованная деятельность это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку.    

   

    Музыкально-театрализованную деятельность называют «зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов). 

Надо сказать, что театрализованная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Театрализованная деятельность в процессе ознакомления с профессиями  помогает формировать у детей уважение к любому труду взрослых, развивать трудолюбие и интерес к выбору своей будущей  профессии.  

      В процессе профориентационной театральной деятельности имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.  

С целью выявления у детей знаний о различных профессиях проводятся беседы, развлечения, досуги на темы:

1. «Кем быть?»

2. «Чем пахнут ремесла?»

3. «Все работы хороши, выбирай на вкус!» и.т.д.

 Детям предоставляется возможность ориентироваться с предметами-заместителями, используя схемы-модели. В качестве примера предлагались следующие задания:

  1. «Угадай профессию» - педагог выставляет ряд карточек с изображёнными предметами, которые имеют отношение к той или иной профессии; детям предлагается угадать профессию.
  2. «Музыка профессий» из цикла занятий на тему «Звуки живут везде»- детям предлагается определить по шумовым звукам профессию.
  3.  «Отхлопай ритмический рисунок профессии», например, ма-ши-нист, по-вар, вос-пи-та-тель и.т.д.
  4. Игра-пантомима «Изобрази профессию мамы или папы».
  5. Игры на тему «Транспортные профессии» закрепляют знания детей ПДД.

     Работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста  через театрализованную деятельность направлена на расширение представлений детей о профессиях, связанных с творчеством, с театром (режиссер, гример, костюмер, декоратор, осветитель и др). 
Знакомство с профессией проходит по алгоритму: 
- название,
- место работы,
- трудовые действия,
- качества, которыми должна обладать профессия,
- результат труда. 

В процессе знакомства с профессией особое внимание  уделяется качествам и умениям, которыми должен обладать актер: умение перевоплощаться, вживаться в роль; умение петь и танцевать, а так же импровизировать; умение выразительно, четко говорить; умение действовать согласованно.
Вся работа
 направлена на формирование представлений детей о театральном искусстве, знакомство с профессиональной терминологией. 
С детьми смотрели серию развивающих видео на тему «Путешествие в театр», где дети знакомились с видами театров, жанрами театральных представлений, с устройством театра, театральными профессиями, театральной атрибутикой, правилами поведения в театре.
В работе с детьми используются игры на развитие умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, на развитие быстроты реакции, внимания, памяти и наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира: «Слушай хлопки», «Четыре стихии», «Запомни свою позу», «Дружные звери», «След в след», «Упражнение со стульями» и др. 

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная  работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Ничто никогда не выходит само:                                                                                   Само не приходит к нам на дом письмо,                                                                    Само не способно смолоться зерно,                                                                                   Само стать костюмом не может сукно,                                                                         Само не умеет свариться варенье,                                                                                  Само не напишется стихотворение.                                                                                 Мы делать всё это обязаны сами,                                                                                 Своей головой и своими руками.         В. Лунин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями

Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями...

Консультация для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»

«Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями .Профессия учитель

Презентациядля детей старшего дошкольного возраста  по ознакомлению с профессиями .Профессия учитель...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомления с профессиями родителей. Проект "Такие интересные разные профессии"

Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор пр...