Мастер-класс для воспитателей «Весёлые пальчики»
материал на тему
Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_vospitateley.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Весёлые пальчики»
Мастер-класс подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Черняева Мария Владимировна
Цель и задачи
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Участники: воспитатели.
Форма проведения: мастер-класс.
Ход мероприятия
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
- И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Воспитатель: - Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Наши веселые пальчики».
- Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
- Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
Воспитатель: - Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок.
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
Берём в левую руку и мнём только левой рукой.
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
Убираем смятую бумагу на край стола или парты.
На бумажку посмотри,
На что похоже говори!
Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка.
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём,
Заниматься мы начнём!
Воспитатель: - Для чего мы делали это упражнение?
- Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?
«Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай сам – и ты научишься».
- Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.
Теоретическая часть
Воспитатель: - Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука - это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
Воспитатель: - На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского - движение. Различают - крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика - это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике.
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика - это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
Воспитатель: - Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.
«Мастер на все руки».
«Золотые руки».
«Положа руку на сердце».
«Рукой подать».
«Руками развести».
«Руки опускаются».
«Обеими руками «за».
«Своя рука – владыка».
«Чужими руками жар загребать».
«Руки не оттуда растут».
«Как рукой сняло».
Практическая часть
Знакомство с разновидностями пальчиковых игр.
Воспитатель: - Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: - Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.
Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.
Игротренинг
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки.
Предложить педагогам показать пальчиковую гимнастику, которую они используют в своей работе.
Показ пособия «Пальчиковые шаги»
Игры с предметами и материалом
Воспитатель: - Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с прищепками, скрепками
1. Упражнения с речевым сопровождением.
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Котёнок»
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
«Гусь»
Гусь стоит,
И всё гогочет.
Ущипнуть тебя он хочет.
Га – га – га!
Берут в руки бельевую прищепку.
Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).
На каждый ударный слог. От большого пальца к мизинцу.
2. Воспитатель: - Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
3. Воспитатель: - Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.
Аналогично со скрепками.
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
Аналогично со скрепками.
Пособие «Веселая полянка» (с крабиками)
Ребенок закрепляет на ней полянке цветочки, бабочки («крабики»).
Игры с пинцетом и пипеткой
Воспитатель: - Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания.
Игры – шнуровки
(шнуровки, ленточки, замочки)
Воспитатель: - Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке).
Наматывание ленточек
Пособие «Черепашка»
Воспитатель: - Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
1. Самомассаж в «сухом бассейне»
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
2. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.
3. Дидактические игры «Накорми Колобка», «Накорми хрюшу», «Золушка».
4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.)
Игры с пробками от бутылок
Воспитатель: - Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах».
Мы едим на лыжах,
мы мчимся с горы,
мы любим забавы снежной зимы
Упражнение проводится с педагогами.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Дидактические пособия «Цветочная поляна», «Волшебная коробочка», «Светофор»
Сначала воспитатель показывает, как отвернуть пробки и предлагает детям повторить за ним, затем дети методом проб пытаются подобрать пробку нужного размера; воспитатель помогает.
«Чудесная коробочка» («сухой бассейн»)
«Комканье платка»
Воспитатель: - Берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
У меня живёт проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Воспитатель: - И, конечно же, такие традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как:
- рисование;
- лепка (пластилин, солёное тесто, глина);
- аппликация (мозаичная, обрыванием);
- модульное оригами.
Подведение итогов мастер-класса (рефлексия)
Упражнение «Чудесная коробочка»
Воспитатель: - Что бы Вы хотели бы положить в коробочку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений?
Педагоги пишут на листочках и кладут в коробочку, воспитатель зачитывает.
«Удачным сегодня было… »; «Я задумалась… »; «Мне бы хотелось в следующий раз… » Передаём по кругу.
В заключительной части семинара педагогам раздаются памятки с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Воспитатель: - Хочу закончить наш мастер-класс словами Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.
Желаю всем творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для родителей воспитанников "Играем пальчиками"
Коррекционная работа будет более эффективной, если в неё вовлечены родители детей. Мастер-класс является интересной формой взаимодействия родителей, детей и логопеда....
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....
Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР
Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...
Тематический вечер "Профилактика эмоционального неблагополучия с использованием сказкотерапии младших дошкольников" и Мастер - классы: изготовление игрушки "Зайчик на пальчик" и "Новогодний колокольчик"
Цель : Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики эмоционального неблагополучия младших дошкольников с использованием сказкотерапии. Создать условия для совместной деятельности детей, р...
Мастер-класс . Нетрадиционные техники рисования "Рисуем пальчиками"
"Рисуем пальчиками"...
Работа с родителями Мастер-класс для родителей «Дружат наши пальчики» (средняя группа)
Данный материал предназначен для родителей детей 4-5 лет....
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....