Семинар для педагогических работников «Влияние загадки на развитие и воспитание детей».
методическая разработка на тему

Рим Елена Анатольевна

Семинар для педагогических работников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

для педагогических работников

МБДОУ «Детский сад №75 «Сказка»

на тему:

«Влияние загадки на развитие и воспитание детей».

воспитателя высшей квалификационной категории Рим Е.А.

от 27 февраля 2018 года

Слайд 1

Слайд 2

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей посредством загадки.

Оборудование и наглядные пособия: 

- выставка книг на тему: «Загадки для детей» (авторские, народные), учебно-методические пособия;

- альбомы с загадками «Угадай-ка»

- проектор, экран, ноутбук, презентация «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

- Мольберт, магниты, карточки-модели по А.А. Нестеренко для составления загадок

- мешочек с сюрпризами (мелкие игрушки, конфетки, наклеечки)

- столик, вывеска «Магазин» и предметы: машинка, ножницы, тетрадь, мяч, карандаши, книга… (для игры «Магазин» с педагогами)

Слайд 3

     Наша жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся их разгадать. Вот вам первая загадка Владимира Ивановича Даля: «Без лица в личине» (Загадка)

Личина – устаревшее название  – маска. «…Я пошел на свет и увидел актеров, в личинах и в уродливых нарядах, похожих на те, что изображены на рисунках…»  А. Д. Салтыков, «Письма из Индии» , 1841 г.

Слайд 4

- Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, любят ли ваши дети загадки? А вы любите загадки?

- А всегда ли  получается находить отгадку?

Вы не раз, верно, ломали голову в поисках того, что прячет от вас загадка за мудреным странным описанием. Вы знаете, как нелегко, порой найти ответ и какую радость приносит такая находка.

Обыкновенная загадка неотъемлемая часть детства, это одно из средств всестороннего развития ребенка.

Слайд 5

Константин Дмитриевич Ушинский (русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России) писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?

Загадка – это не просто забава, не просто игра. Она помогает с самых малых лет развить у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума и сообразительность, умение рассуждать и доказывать, учит видеть прекрасное.


Откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с нами?

 

Впервые термин «загадка» встречается в памятниках древнерусской письменности середины XVII в.

Слайд 6

До сих пор нет ни одной обобщающей этот исторический собирательский, издательский и исследовательский опыт работы. Кроме небольшого очерка В.В. Митрофановой в ее известной монографии в фольклористике «Русские народные загадки», в которой детально и возможно полно дана  история собирания и изучения русских народных загадок с ее проблемами и итогами.

Митрофанова В.В. «Русские народные загадки» Л., 1978. С. 6-29. учебники, учебные пособия и хрестоматии для школ и вузов, 'диссертационные исследования.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
http://www.dissercat.com/content/russkaya-narodnaya-zagadka-istoriya-sobiraniya-i-izucheniya#ixzz57m9ztoQS1 

Сведения о загадках древнего периода можно обнаружить в других жанрах фольклора - в сказках и песнях, в сборниках пословиц. Первые собиратели даже не всегда различали между собой пословицы и загадки.

Первые специальные сборники загадок, рукописные и печатные, появляются только в XVIII веке. Сборник загадок В.А. Левшина можно считать началом популярных изданий для детей. Тексты от руки вносились на свободные листы рукописей или фиксировались в небольших специальных тетрадках.

Слайд 7

Владимир Иванович Даль (русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора)  уже в 40-е годы XIX в. собрал свой основной фонд словарного и фольклорно-этнографического материала и опубликовал основные работы по вопросам народного быта и творчества. Главнейшие его труды — «Толковый словарь живого великорусского языка» и «Пословицы русского народа» -вышли в начале 60-х годов. В последнем сборнике были опубликованы и загадки.

Слайд 8

Определение загадки

Одной из первых (и надо признать -удачной) попыток дать научное определение загадки можно считать статью в «Словаре древней и новой поэзии» (1821), составленном Николаем Фёдоровичем Остолоповым (русский поэт, переводчик):

 «Загадка есть краткое сочинение, по большей части в стихах, в котором без наименования вещи исчисляют ее через подобозначущие слова, через описание причин, действий, свойств и тем возбуждают желание к открытию ее значения».

Многие исследователи, исходя из того, что загадка загадывается в расчете на разгадку, определяют её как текст в форме вопроса и ответа.

 
(Титова Н. Г. История и изучение народных загадок в отечественном и зарубежном языкознании [Текст] // Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 197-203. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/183/ (дата обращения: 21.02.2018).

Владимир Иванович Даль (русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора)  писал, что загадка — это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки".

Слайд 9

Наиболее точное определение загадки принадлежит Влади́миру Проко́пьевичу Ани́кину (советский и российский филолог-фольклорист, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова): "Загадка — это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность".

Загадка как самостоятельный жанр фольклора стал существовать  во второй половине XIX — первой половине XX вв. Это объясняется общим высоким уровнем развития фольклористики как науки, определившей загадки как самостоятельный жанр фольклора, и тем, что загадки, как поэтическое явление духовной жизни народа, сразу же привлекли к себе внимание педагогов.

Сегодня мы будем говорить о загадке, как о фольклорном жанре народно-поэтического творчества и влиянии ее на развитие и воспитание ребенка.


Мир загадок удивителен и своеобразен, в нем много неожиданностей и парадоксов. Загадка состоит из текстовой части и отгадки, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом проявляется своеобразная жанровая закономерность. Отгадка в тексте никогда не называется прямо, она заменена метафорой (слово или выражение, употребляемое в переносном значении). Метафоры строятся так, чтобы «заманить» отгадывающего в ловушку, заставить идти по ложному пути, посмеяться над его недогадливостью. Как правило, если загадывается неодушевленный предмет, то в качестве метафоры чаще выбирается одушевленный предмет, и наоборот.

Слайд 10

 «Скатерть бела весь свет одела» (снег), «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла» (корова)

Читая загадки, над одними мы весело посмеемся, над другими задумаемся, а третьи может и разгадать не сумеем. Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только речевую подготовку детей, но и развивает их мыслительные способности.

Слайд 11

История возникновения загадки.

Загадки пришли к нам от тайного языка языческих времен, из глубокой древности. Давным-давно, в те времена, когда люди за каждый клочок земли воевали с дремучими лесами, когда железный плуг да топор за богатство считались. Много бед подстерегало тогда человека. Ударит молния в дерево, забушует лесной пожар – бросай жилье и поле – сам спасайся! Дикие звери вытопчут посевы… Волки нападут на стадо… В охоте нет удачи… И от всего этого зависело не простое благополучие, зависела жизнь целого народа.

Не было у человека власти над природой, зато был большой страх перед ней – такой могучей и непонятной. И казалось древнему охотнику, землепашцу и скотоводу, что всюду подстерегают его враждебные существа: в лесу – хозяин леса Леший, в реке – Водяной и русалки. Даже в своем доме человек не чувствовал себя полновластным хозяином. На дворе и в избе, кроме него, хозяйничал еще невидимка – Домовой. Люди верили в волшебные силы и различных богов, поэтому собираясь на охоту или в лес за грибами, старались вслух не произносить то, зачем они идут, чтобы заранее не гневить богов, не накликать беду. Наши предки считали, что не только Леший или Домовой, но и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимает человеческий язык. Природа подслушивает, что говорят между собой люди, и заранее готовится к встрече с ним. Не зря гласит пословица: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». И люди, в те далекие времена, на охоту ли собирались, на рыбную ли ловлю или просто в лес со стадом, все равно старались таких слов, как «сеть», «капкан», «топор», вслух не произносить. Ведь все эти слова были связаны с успехом дела! Строго-настрого запрещалось называть и зверя, на которого охотились или встречи с которым боялись. Вдруг лесной дух или сам зверь услышат – как бы не сорвалось!  Вместо настоящих названий придумывали другие.
А для того чтобы природу перехитрить, а друг друга понимать, придумали особый «тайный» язык, особую загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, а корову «рыкушей». Коня звали все лето «долгохвостым», петуха – «голоногим». Сибиряки называли медведя по-разному: «дедушкой», «хозяином», «черным зверем». Свинью называли «низкоглядкой».

Вот из этой «тайной» речи, «подставными» словами и родились когда-то загадки. В ней неназванный предмет или явление ( дождь, вьюга, радуга) описывались путем указания на какие-либо признаки. Загадки связывают все явления мира в единую сеть понятий, способных истолковываться друг через друга.

Ведь чтобы стать охотником, пастухом, или даже хозяином в собственном доме, каждому человеку нужны были не только ловкость, умение да голова на плечах – нужно было еще и знание «тайного» языка. И загадки исполняли у наших предков важную службу – помогали детям этот трудный язык выучить.

Слайд 12

У некоторых народов бытовали «вечера загадок». Это был ритуал, обычно проводимый поздней осенью, когда переделаны все дела по хозяйству. Собирались и стар и млад в какой-нибудь избе. Кто-нибудь из стариков начинал мудреные вопросы задавать, а молодежь должна была отвечать. Загадывали старики не просто, как вздумается, а держались строгого порядка. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему всего ближе, - об одежде, о доме. Потом круг расширялся: задавали про огород, сад, поле, пасеку… А последними шли загадки о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце – обо всем, что казалось в древности самым непонятным и загадочным. Так проще было найти отгадку, проще было запомнить, что как называется.

Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями людей.

Таким образом, оказывается очевидной педагогическая направленность в использовании народом загадок. Отсюда и понятна их многовековая жизненность и популярность как среди взрослых, так и детей.

Умение загадывать и отгадывать причудливые загадки всегда считалось на Руси признаком мудрости. Не случайно в далёкой древности загадка была не столько развлечением, сколько испытанием, ценой отгадки могла стать жизнь. Можно вспомнить сказки, в которых отразилось это назначение загадок: «Иван — русский богатырь», «Царевна, решающая загадки», «Сказка о царе Берендее», «Любитель загадок», «Умная внучка», «Дочка-семилетка».

Слайд 13

Загадки включали в различные обряды: посвящение юноши в воина, отбор претендентов на роль руководителей, вождей.

Большое место загадки занимали в свадебном обряде (с древних времен и до наших дней): они задавались жениху для испытания его ума и находчивости. Загадывались они в святочных играх, вплетались в весенние обрядовые песни, отражались в мифах.

Кто были авторы загадок, которые пришли к нам сейчас и которые мы загадываем нашим детям – уже не узнать, поэтому и говорят, что загадки народные, то есть пришли от наших предков.

Постепенно менялись отношения человека и природы. Покорились людям леса, побежали по земле от деревни к деревне дороги до самых городских стен. Почувствовал крестьянин свою силу, меньше стал бояться Лешего да Домового, перестал верить, что звери и деревья понимают человеческую речь. Стали ненужными загадочные «обманные» названия, забылись «тайные» промысловые языки. 
Но загадки остались жить. Даже стали еще умнее и краше.

Слайд 14

Загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством – средством обучения детей.

Для детей всё, что их окружает, все, что они видят – это загадка. Им предстоит ещё много чего разгадать, много в чем разобраться, открыть тайны и расширить горизонты. Разгадывание загадок, будет первым шагом, который будет и радовать, и удивлять, и обучать одновременно.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать  загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый  раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы.

Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус.

Что это за шар? (арбуз)

Покраснел зеленый сад –

Капли красные висят.

Всем знакомы капли эти:

Их и взрослые и дети

С удовольствием едят.

Только косточки летят. (вишня)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (велосипед)

Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность.

Слайд 15

Юлия Георгиевна Илларионова (автор известной книги, можно сказать методического пособия «Учите детей отгадывать загадки») считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков  доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Следовательно, загадка развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Расширяет представления о материальном и духовном мире. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, рассматривает слово как живое и многогранное речевое средство, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас.

Слайд 16

В загадках используются разнообразные художественные средства:

1. Метафора -слово или выражение, употребляемое в переносном значении («На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (березки).

2. Сравнение помогает живо и красочно передавать признаки («Желтый одуванчик по двору идет// Желтый одуванчик зёрнышки клюёт» (цыпленок).

3. Антитеза - противопоставление, создающее поэтический парадокс («Маленькая птичка, а громко поет» (сверчок).

4. Отрицание («Легкий - не пух; мягкий-не мех// Белый, а не мел, оденет всех» (снег).

5. Гипербола - преувеличение («В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет» (холодильник).

6. Эпитет – выразительность и красота произношения («Красна девица сидит в темнице, а коса - на улице» (морковь).

Каждый жанр фольклора имеет свои характерные стилистические приемы. Так, гиперболы (преувеличения) чаще встречаются в былинах, символы — в традиционных лирических песнях, сравнения — в пословицах и поговорках. Излюбленным стилистическим средством загадки является метафора. В подавляющем большинстве загадок загадываемый предмет не называется. Вместо него загадывается его метафорический заменитель (эквивалент). Народ говорит о загадке: «Без лица в личине». «Лицо» — это загадка, «личина» — ее метафора. В ней мысль выражается, не открыто и прямо, а переносно.

Например: «Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку. А пришла, молода — весь мост развела» (мороз и весна).

Часто предметы и явления неживого мира сопоставляются с живыми существами, и тогда возникают олицетворения. Так, например, ведра сравниваются в загадках с двумя братцами, которые пошли на речку купаться; умывальник — со щукой, тело которой находится в воде, а хвост снаружи. Олицетворения, оживляя и одухотворяя неживой мир, придают загадке большую поэтичность, создают яркие образы и картины.

Слайд 17

Cуществует несколько видов загадок.

1. загадки-признаки /Конь стальной, хвост льняной / - иголка

2. загадки-вопросы / Без какого ключа не откроешь дверь. / - родник, скрипичный ключ, гаечный ключ, водопроводный ключ

3. загадки-cравнения / Кругла как мяч, желта как репа. / - луна, солнце

4. загадки-действия /Упадет-поскачет, ударят-не плачет. / мяч

5. загадки-противопоставления /Не огонь, а жжется. / крапива

6. Загадки-описания /Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки. / яблоко

Слайд 18

- А теперь, давайте попробуем и мы с вами на основе художественных средств составить свою загаду (блин, танк, глаза)

Педагогический коллектив придумывает загадки о человеке, глазах, о мебели, о животных, о транспорте, о явлениях природы и т.п.

(самые активные получают сюрпризы из мешочка)

Подсказки-модели по А.А.Нестеренко см.Приложение

Слайд 19

Как отобрать загадку для дошкольника?

Слайд 20

При  отборе воспитателем  загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, учитывать воспитательную ценность и педагогическую целесообразность. Определить доступность  содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности  возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа  выбранной загадки, точность и полнота характеристики.

Недопустимы загадки для детей грубого содержания с использованием просторечной лексики и вульгаризма.

Именно, в зависимости от вышеупомянутых критериев, детям предъявляются загадки различного вида.

        

Слайд 21

Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.

ДЕТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательные (прямые):

Длинная, гладкая,

Оранжевая, сладкая,

Зайчики едят

И нам велят. (Морковь)

Такие загадки могут быть и разговорной формы :

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? ( Замок)  

Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. ( Кошка)                                                                                                                                                                                      

Для этого же возраста подходят загадки с рифмующейся отгадкой:

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок)

Малышам хорошо предложить загадки на хорошо знакомую тему, т.е. на ту, где   у них уже накопился достаточный словарь, и дети могут свободно высказывать свои  предположения.

Или загадки по типу «Доскажи словечко». Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово  так и просится на язычок. И польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме.

Шубу теплую в колечках носит тихая…овечка.

Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.

Сама я ледяная.
Моя юбка – кружевная.
Я кружусь как балеринка.
Угадали? Я …

В огороде пусто, 
Если нет …

Или

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.

(Пила) С.Я.Маршак

Авторские загадки постоянно пополняются всё более новыми, написанными на современный лад, но это не всегда хорошо. Многие из них могут быть глупыми, написанными людьми, далекими от понимания детской психологии и знания родного языка. Поэтому если уж и разгадывать авторские загадки, то только тех авторов, с которыми мы хорошо знакомы. Тем, которым доверяем, и которые проверены несколькими поколениями детей: Б.Заходер, Е.Благинина, С.Маршак, К.Чуковский и т.п.


Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные-вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинки) Елена Благинина

Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными  и хорошо известными детям признаками.

Под соснами , под елками,

Бежит мешок с иголками. Ёж

      Тематика для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта, продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка.

Слайд 22

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой. Исходя из этого предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, некоторых орудий труда, одежде, транспорта и пр. Загадка может выступать в форме рассказа:

В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет.

Он называется… (буфет)

В этом возрасте  популярны загадки с рифмующимися отгадками:

С неба падают зимою

И окружаться над землею

Легкие пушинки, белые  … (снежинки).

Но, дети этого возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще не велик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы  детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.

Скатерть бела, всю землю одела (зима).

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

И, еще один вид загадок, которые воспитатели используют при проведении развлечений и праздников - заученные загадки-вопросы. Такие загадки и ответы на них способствуют формированию у детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми. Например, «Что для человека дороже всего на свете?  - Нет ничего дороже Родины».

Вывод:  лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для младшего и среднего возраста.

Слайд 23

При отборе загадок для работы с детьми СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению. Необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний, которые отображают содержание программы познавательно–речевого развития.

Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие. 

 

Зимнее стекло

 Весной потекло. Лед

Растут зеленеют

Упадут пожелтеют

 Полежат почернеют. Листья

Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками шит.

При солнце, при месяце

Серебром блестит.  Снег

Загадки, предполагающие несколько отгадок, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.

Без крыл летит,

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце).

Загадки,  включающие в себя метафоры:

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

Загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук).

Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора. Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это ... (мишка,  белка)        

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает ... (корова, обезьяна)

В этом возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки, для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.

Молода – похожа на серп, поживет – станет, как лепешка. Что это?

Правильным ответом на эту прекрасную загадку будет, конечно, же, луна. Именно луна, когда молода, похожа на серп, а в полнолуние похожа на лепешку. (Месяц, луна).

Или загадки Л.Н.Толстого из его «Азбуки»:

Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. ( пол и потолок)

Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления.

Для 5 мальчиков пятеро чуланчиков, а выход одон. (Перчатка)

Слайд 14

Методика работы с загадками или как преподносить загадку ребенку?

Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился наблюдать, активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

Сначала дошкольники отгадывают загадки, опираясь на восприятие самых простых знакомых предметов. Воспитатель подбирает предметы (картинки) и располагает их перед детьми. После того как предметы будут рассмотрены, произведен анализ загадки (выделить признаки) педагог загадывает о них загадку, например:

 «Два конца, два кольца, посередине гвоздик».

Далее воспитатель еще раз рассматривает с детьми ножницы, поясняет загадку.


Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации.

Например, загадку К. Чуковского о сосульке лучше предложить на зимней прогулке:

Растет она вниз головою, 
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет — 
Заплачет она и умрет.

Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составлять загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.

Слайд 25

- Уважаемые коллеги, давайте поиграем в игру «Магазин».
(подготовительная к школе группа)

На столе вывеска «Магазин» и лежат предметы: машинка, ножницы, тетрадь, мяч, карандаши, книга…

Воспитатель объявляет, что открывается новый магазин. В нем будут продавать разные игрушки. Как можно назвать такой магазин? (Дети придумывают названия: «Буратино», «Чебурашка», «Золотой ключик» и др.)

Магазин не обычный, особенный, загадочный. Детям сообщают правила игры!

Покупателям в этом магазине нужны не деньги, а ум, смекалка, сообразительность.
Каждый покупатель должен подумать, какая игрушка ему нужна, и сказать продавцу (воспитателю) загадку про эту-игрушку.
Можно вспомнить известные загадки, а лучше придумать свои.
Педагог дает образец, как надо покупать игрушку. Дети загадывают загадки — покупают игрушки.

Развертывается игра.

Слайд 26

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть ее мудрую глубину и эстетическую привлекательность.

Загадки используются как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Тогда их уместно применять во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности. Игра «Найди отгадку», «Угадай по описанию», «Что лишнее», «Да - нет», «Чем похожи?», «Подбери похожий предмет»

Загадку можно предложить детям в начале деятельности (ОД, наблюдения, беседы). Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Используют загадки и в завершении деятельности. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представление детей о характерных свойствах предмета или явления.

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.

Отгадай, какое слово есть у каждого портного? 
Это слово вместо шубы ежик носит на спине. 
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. (Игла)

Всем известно, что при необходимости загадка всегда найдет свое продолжение в продуктивной деятельности детей.

Дети могут отгадывать загадки индивидуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем не обязательно за отгадку). При отгадывании загадок можно использовать педагогический прием «Помоги»: дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха помогает ребенку чувствовать уверенность в себе.

Слайд 27

В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их  в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления. 

Основные требования к загадкам и их успешному применению

1. Чем выразительнее читает воспитатель загадку, тем внимательнее слушают ее дети, тем лучше они воспримут и проанализируют ее содержание. Загадки могут быть прочитаны по книге, наизусть без книги, рассказаны. Выбор способа передачи зависит от вида загадок, от возраста слушателей и ситуации.

2. Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью,  особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д.

Например, занятие – знакомство с весенними растениями.

Он и мачеха и мать, 
Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

В белой шубке стоит дед, 
Если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)

Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика - обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся. Конфуций (древний мыслитель и философ Китая) говорил:

«Что я слышу – я забываю, 

Что я вижу - я помню, 
Что я делаю - я понимаю».

Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.

3. Словарная работа с детьми. Присутствие образных выражений. Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения, слова дети не поймут,  и это будет служить препятствием к восприятию загадки, тогда необходимо пояснить непонятное слово таким приемом: во время загадывания загадки, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или краткой фразой. Например, «терем» - большой, светлый дом.

        

4. Предварительная работа. В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию загадок: обратиться к личному опыту, чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили ответами на предлагаемые загадки, показать картины, связанные с текстом загадок.

Не следует на одном занятии предлагать детям загадки разной тематики. Необходимо ограничивать круг предметов, фактов, подлежавших узнаванию, направлять мысль ребенка в определенную область знаний, подбирая загадки одной тематике.

Если все же предлагаете, то круг загадок должен быть ограничен определенным местом для поиска отгадки (групповая комната, лесная поляна, улица города и т.п.) Например, «Знаешь ли ты предметы, среди которых живешь?» (загадываются загадки о мебели, игрушках, обитателях уголка природы и др.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение загадки велико! Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Развивайте в себе и в детях умение систематически наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Этот удивительный жанр, хотя и имеет древнее происхождение, но интересен и сегодня.

И помните, что загадок для детей много не бывает!

 А теперь загадка для вас, уважаемые коллеги.

Слайд 28

В древнегреческом мифе, позже нашедшем отражение в драме Софокла «Царь Эдип», злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку
— Кто утром ходит на четырех ногах, днем — на двух, а вечером — на трех?
И только смышленый Эдип, не задумываясь, ответил:
— Ты говоришь о человеке. Младенцем, на рассвете своей жизни, он ползает на четвереньках. Днем, в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах. А когда наступают сумерки его жизни, старость, берет в руки палку или костыль — это ему третья нога. Остальных постигла страшная участь.

 

Слайд 29

Желаю, чтобы у нас, как можно дольше был,  день!

Слайд 30

Из опыта работы

Еще в начале учебного года мы начали учить детей составлять описательные загадки. Например, изучив тему «Животные», когда дети усвоили особенности внешнего вида животных, их повадки, среду обитания и пр., они легко составили такие загадки:

«Живет в море, носит на себе домик».

«У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого это загадка?»

 Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки мы записываем и оформляем альбомы. Потом их используем в работе: на занятиях, в игре.

Тематические альбомы «Угадай-ка» - по овощам, транспорту, животным.

На первых порах дети с трудом придумывали загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием.  

Загадки собственного сочинения от Семена С. – загадки-таблицы, Даши Г. – «Летает как птица, а крыльев нет»(Вертолет), «Почти как книга, но не книга. Дети в школу берут и ручками пишут». (Тетрадь)

Слайд 31-32

Слайд 33

ВСЕМ УДАЧИ В РАБОТЕ С ЗАГАДКОЙ!

Слайд 34

Могу посоветовать прочитать книгу Юлии Георгиевны Илларионовой «Учите детей отгадывать загадки»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградова Е. Наши любимые загадки. Санкт-Петербург. Сова. 2007.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. Москва, 1882.
  3. Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/russkaya-narodnaya-zagadka#ixzz57m0SV219
  4. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль. Академия развития. 2004.
  5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
  6. Клименко Т. 1000 пословиц поговорок, загадок. Санкт-Петербург. Сова. 2008.
  7. Комкова А.Ю. Русские народные загадки. Москва. Омега. 2006.
  8. С. Г. Лазутин Поэтика русского фольклора Учеб. пособие для студентов филологических специальностей
  9. Лысаков В.Г. 1000 загадок. Москва. Полиграфиздат. 2002.
  10. Нестеренко (Селюцкая) А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов. Москва. BOOKINFILE, 2013. http://e-learning.apkpro.ru/content/e-publ/nesterenko-triz.pdf 
  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 4-е изд. Москва, 1997.
  12. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
  13. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
  14. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Москва. Просвещение. 1970.
  15. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. Москва. Астрель. 2006.
  16. Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Справочное пособие по русскому языку 1-2 классы.Москва. Астрель. 2010.
  17. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению. Москва. Астрель. 2003.
  18. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника. Санкт-Петербург. Литера. 2010.
  19. Хрестоматия по фольклору. Составитель Селиванов Ф.М.. Москва. Просвещение. 1972.

Модель 1 по А.А. Нестеренко

ПРИЗНАК

Какой?

ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ («ПОХОЖЕСТЬ»)

Что бывает таким же?

Модель 2 по А.А. Нестеренко

Что делает?

Что (кто) делает так же?

 

 

 

 

 

 

Модель 3 по А.А. Нестеренко

На что похоже?

Чем отличается?

 

 

 

 

 

 

Модель 4

Свои варианты

ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ («ПОХОЖЕСТЬ»)

Что бывает таким же?

Форма

Цвет

Часть предмета


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние загадок на развитие и воспитание детей

Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой. Вы не раз, верно, ломали голову в поисках т...

Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадка...

«Влияние семьи на развитие и воспитание детей».

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие и воспитание детей»....

«Влияние семьи на развитие и воспитание детей».

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие и воспитание детей»....

«Влияние загадок на развитие и воспитание детей».

laquo;Влияние загадок на развитие и воспитание детей»....

Консультация для воспитателей: «Влияние загадок на развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация и видеопрезентация для воспитателей ДОУ«Влияние загадок на развитие и воспитание детей дошкольного возраста». Виды загадок,место в учебно-воспитательном процессе, роль з...