Педагогический совет по экологическому воспитанию дошкольников.
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Удивительный мир природы встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Приглашаю вас поговорить о экологическом воспитании детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский .
Цель педагогического совета : создание условий для формирования целостной системы экологического воспитания дошкольников через реализацию принципа интеграции образовательных областей в различных видах деятельности Задачи : - систематизировать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. - совершенствовать педагогическое мастерство педагогов, установить взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ по данной тематике; -содействовать сотрудничеству детей и взрослых в благоустройстве и озеленении территории ДОУ.
Повестка педагогического совета Природа и ребенок . Воспитание экологической культуры дошкольника в рамках ФГОС (ст. воспитатель Ананина О.А.) ; Анализ образовательной деятельности по экологии в ДОУ. (ст. воспитатель Ананина О.А.); Деловая игра «Экологическое лукошко» (муз. руководитель Кирпиченко Е.А.); Презентации «Из опыта работы» (воспитатели групп); Решение педагогического совета.
В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”
• Цель экологического образования - на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
• Задачи экологического воспитания : Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы; Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе; Осознание своего собственного «Я» как части природы; Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.
Экологическое образование дошкольников в рамках ФГОС. Сoздание эффeктивной системы экологического образования в детском саду, основанной на интегрированном подходе. Реализация экoлoгичeскoгo oбpазoвания через разные виды деятельности ребенка: -экспериментирование; -наблюдение; -труд; -игру; -музыкальную; изобразительную; -физическую деятельности
• Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; • У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.
• Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников
Научность формирование мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения
Доступность Крайне важным является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста
Гуманистичность Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира
Прогностичность формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях
Деятельностность Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду
Целостность Этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы
Конструктивизм педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Важно привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения
Регионализм Формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером
Системность формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего».
Преемственность Упорядоченность, реализация принципа системности, отработка системы усложнения знаний по нарастающей в зависимости от возраста ребенка
Интеграция необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка
Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Сюжетно ролевые и д/игры. Просмотр фильмов о природе. Целевые прогулки в природу. Наблюдение в природе Создание книг – самоделок. Чтение детской художественной литература Труд в мине – центре природы Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Беседы с детьми на экологические темы. Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений Изобразительная деятельность по экологической тематике. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе . Экологические досуги, праздники. Макет совместная деятельность воспитателя и воспитанников.
Нетрадиционные виды совместной деятельности . ypoки дoбpoты; . ypoки мышлeния; . экoлoгичeскиe кружки; . экoлoгическиe конкурсы; . экoлогичeскиe ауцкионы, викторины, марафоны; . экoлoгичeскиe сказки; . клyб исслeдoвaтeлeй пpиpoды; . лабopaтopия юнoгo экoлoгa; . сoстaвлeниe экологических карт; . экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии; . экoлoгичeские мyзeи; . дни экoлoгичeскoгo творчества; . экoлoгические пpaздники и фecтивaли
Познавательный • Окружающая среда и здоровье ребенка • Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе • Пути решения этих проблем • Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром • Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный Участие в природоохранных акциях совместно с детьми •Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах •Выращивание растений • Чтение совместно с детьми литературы Ценностный • Природа как универсальная ценность для человека • Значение природы в жизни человека • Здоровье ребенка и природа •Человек – часть природы •Формирование разумных потребностей Нормативный • Знание правил поведения вовремя отдыха на природе. • Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми. • Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция • Знание психологических особенностей ребенка, соответствующих его возрасту, потребностей, в том числе в общении с природой. Модель «Экологическое просвещение родителей»
«Экологическое лукошко» деловая игра для педагогов
« Из опыта работы»
Целевые ориентиры ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Педагоги: • ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей. Дошкольники: • радуются встрече с природой •по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами •видят разнообразие природного мира •признают ценность жизни •имеют представления о правилах поведения в природе •сформировано начало экологической культуры Родители: • участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы.
Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
Решение педагогического совета 1. Для систематизации работы по формированию у дошкольников основ экологической культуры разработать рабочую программу по экологическому воспитанию в каждой возрастной группе . сроки- до 25 мая 2017г; ответственный- воспитатели групп 2.Провести открытое мероприятие , посвященное всемирному, Дню Леса, (21 марта ) Дню Земли (21 апреля) 16.03- 20.04 17г сроки- - ответственный- 3. Разработать и оформить совместно с родителями и детьми экологический паспорт участков групп. сроки- до 25 мая 2017г; ответственный- воспитатели групп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Выступление на педагогическом совете по экологическому воспитанию " Требования к проведению наблюдений"
Экологическое воспитание " Требования к проведению наблюдений"...
Доклад на педагогическом совете "Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста" С. Н. Николаевой
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. «Концепция экологического воспитания дете...
Педагогический совет "Методика экологического воспитания "Азбука природолюбия" в соответствии с ФГОС ДО" 2017 г.
28 апреля 2017 года в МДОУ № 51 воспитатель, Шершнеа Ангелина Валерьевна, выступила с ообщением и презентацией для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание через игру, исследование, наблюдение&quo...
Выписка из педагогического совета по экологическому воспитанию дошкольников
Тема: «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО и ФОП ДО»Цель: создание организационно-методических условий для внедрения в образоват...