Доклад на тему: «Использование методик развивающего обучения с дошкольниками»
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №19»
Круглый стол с педагогами МБДОУ
Доклад на тему:
«Использование методик развивающего обучения с дошкольниками»
Подготовила :Капуста Ирина Владимировна
г. Солнечногорск
2018 г.
В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процессы обучения и воспитания.
Установка на развитие — это современная стратегия обучения детей. Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.
Философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ был выделен ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:
Условия организации занятий с развивающими играми
- - раннее начало;
- - создание обстановки, опережающей развитие детей (развивающая среда);
- - свобода в выборе деятельности, в продолжительности занятия каким-либо делом;
- - максимальное напряжение сил ( свои возможности);
- - доброжелательная помощь взрослых
Создание развивающей и обучающей среды в группе
- чёткое выделение игровых уголков, полное развёртывание игрового материала;
- игры могут быть выставлены в ситуации, напоминающей игровую деятельность;
- новые игры вводятся постепенно (обыгрываются в совместной деятельности с детьми);
- игры должны быть красивые, художественно оформленные;
- должны быть созданы условия для развития мелкой моторики (шнуровки, застёжки, пазлы и т. д.).
Общность методик
- Конструктивные элементы (резинка, прозрачные цифры, шнурки, липучки и т.д.).
- Многофункциональность (с помощью одной игры можно решать ряд образовательных задач).
- Широкий возрастной диапазон участников игры.
- Использование в различных условиях (в детском саду и дома; с группой детей и индивидуально).
- Эмоциональная культура (ситуации успеха; проявление качеств личности – творца и т. д.)
- Подготовка к проведению развивающих игр
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
- установление соответствия возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого учителя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.
- Порядок проведения
развивающих игр - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий;
- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры .
Особенности методик
- Разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Они занимаются с удовольствием. Малыши постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее.
- Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет. Для малышей приготовлены простые задания, для ребят постарше задания усложняются. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности.
- Многофункциональность и универсальность. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию детей и проявлению творческих способностей.
- Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
- Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами. Этот момент является ключевым в технологии Воскобовича. Взрослый будет выступать полноправным партнером малыша, несмотря на возраст.
- Высокая вариативность. К играм предложено много заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными развивающими упражнениями.
Организация развивающих игр
Педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению развивающей игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению развивающей игры входят:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение развивающих игр включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
показ игровых действий, в процессе которого учитель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
определение роли учителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
подведение итогов игры -- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов учитель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Рассмотрим подробнее некоторые приемы и методы руководства развивающими играми.
Игра становится методом обучения и принимает форму развивающей, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре учитель знакомит класс с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
С помощью развивающей игры учащийся может приобретать и новые знания: общаясь с учителем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, он получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения -- на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что учитель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Педагог способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.
Большое значение имеет темп игры, заданный педагогом. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ учителя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует учитель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в развивающих играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.
Педагог с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е. любую вещь, которая в конце отыгрывается.
Используемые методики
- В.В.Воскобович(«Геоконт», «Математический планшет»)
- Золтан Дьенеш («Логические блоки»)
- В.А Кайе( «Соты Кайе» )
- Макото Шичида («Танграм»)
Методика Воскобовича
Геоконт
Название игры образовано от словосочетания «геометрический контур»
Цель :
развивать моторику рук;
учиться ориентированию по системе координат
учиться анализировать и сравнивать.
Материал: доска , цветные резиночки и подробная инструкция.
Ход игры: дети создают узоры, закрепляя резинки на гвоздиках по схемам или придумывая их самостоятельно.
Ожидаемый результат:
- познавать азы моделирования;
- ориентироваться в системе координат;
- знакомиться с понятиями «симметрия» и «асимметрия»;
Методика Дьенеша
Логические блоки
Предназначены для обучения математики в игровой форме
Цель игр: выявлять свойства объектов: цвет, толщину, формы и разный размер. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.
Материал: набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:
- — цветом (синие, желтые, красные);
- — формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);
- — толщиной (тонкие и толстые);
- — размером (маленькие и большие).
- В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.
Ожидаемый результат: Повышение уровня логического мышления, познавательных и творческих способностей детей. Проявление самостоятельности, инициативы. Успешное овладение основами математики.
Методика Макото Шичиды
Танграм
Цель :уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Правила игры: при составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.
Материал: Квадрат 10 на 10 см из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами.
Ход игры: выдается конверт с 7 танами и лист картона,на котором выкладывают картинку с образца.
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, которая используется как технология математического и плоскостного моделирования
«Методика Кайе"
Развивающая игра «СОТЫ КАЙЕ»
Цель игры: сформировать творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление; сенсомоторные координации.
Материал: набор состоит из 84 объемных элементов, форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, оборотная сторона однотонная.
Ход игры: Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе.
Ценным качеством сот Кайе является то, что их можно использовать как материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна, т.е. художественного конструирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему "Использование нетрадиционных методик рисования с детьми младшего дошкольного возраста"
в данном материале содержатся как теоретические, так и практические советы по использованию нетрадиционных методик рисования с детьми младшего дошкольного возраста...
Доклад из опыта работы «Использование технологий развивающего обучения детей 5 – 7 лет в образовательных областях «коммуникация», «познание».
«Использование технологий развивающего обучения детей 5 – 7 лет в образовательных областях «коммуникация», «познание»....
Доклад на Тему: «Использование дидактических игр как метод обучения старших дошкольников»
Ителектуальное рахзвитие дошкольников методом дидактических игр, которые используются в в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Они помогают усваивать знания, овладевают...
Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методик рисования с детьми младшего дошкольного возраста».
Дети младшего дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание, сосредотачиваться на чем-то. Заинтересовать дете...
Из опыта работы Михайловой Татьяны Евгеньевны воспитателя МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна». Тема: «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша».
Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогами ДОУ....
Доклад по теме: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...
Доклад на тему: «Технологический подход к обучению старших дошкольников основам игры в шахматы».
Почему стоит учить детей играть в шахматы? Обучая ребенка игре в шахматы, мы оказываем положительное влияние на многие сферы его развития. Игра в шахматы влияет на память, логическое мышление, формиру...