Доклад по этно-культуре: «Ханты»
проект (старшая группа) на тему

Панкова Ирина Евгеньевна

Доклад по этно-культуре: «Ханты» - презентация детско-родительского и педагогического краткосрочного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад по этно-культуре: «Ханты»27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по этно-культуре: «Ханты»

1 сл. Актуальность.

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как воспитать толерантность и уважение к культуре малых коренных народностей, которые из покон веков были хранителями тайги и рек? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Хозяева тайги». Уже в дошкольном возрасте дети имеют представления о животном мире родного края, узнают обитателей тайги  по характерным признакам. Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о животном мире родного края.

2 сл. Цель:

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

3 сл. Задачи:

  • Формировать у детей предпосылки познавательно-исследовательской деятельности через поиск ответа на вопрос: «Что означают узоры на одежде хантов?»
  • Формировать представления детей о взаимосвязи человека и природы посредством ознакомления с экологической культурой хантов.
  • Уточнять и расширять знания о животном мире севера Томской области.
  • Актуализация понятия «Красная книга».
  • Развивать мышление, память, монологически связную речь.
  • Развивать интерес к истории и культуре родного края.

4 сл. Предварительная работа.

1.Анализ методической и художественной литературы.

2.Планирование деятельности по данной теме.

3.Работа с родителями – изготовление тематического альбома «Хантыйские узоры», Д/и «Составь узор», подбор книг о родном крае.

4.Подготовка дидактического и демонстрационного материала по теме.

5 сл. Тип проекта

По доминирующему методу: информационно-творческий;

По числу участников: индивидуальный;

По времени проведения: краткосрочный (три дня);

Участники: воспитанники старшей группы «Звёздочка»: Лена Саидова и Андрей Фролов, родители, воспитатель группы.

6 сл. Ожидаемый результат.

1. Наличие знаний у детей о культуре (в том числе и экологической) малого коренного народа севера – хантов; о существовании Красной книги; о вреде, который наносит природе человек; о правилах поведения в лесу,

2. Сформированные приёмы анализа и обобщения полученной информации у детей.

3. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

4. Повышение экологической культуры родителей.

5. Укрепление детско-родительских отношений в процессе совместной творческо-поисковой деятельности.

7 слайд. Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

Создание условий для формирования познавательного интереса у воспитанников:

  • Экскурсия в музей
  • Подбор литературного материала
  • Беседы с детьми по выявлению  наличия знаний и представлений у детей о быте хантов
  • Ввести детей в проблемную ситуацию: «Что означают узоры на одежде хантов?»

8 сл. 2.Практический (исследовательский) этап.

  • Дети с воспитателем выбирают орнамент (символ животного), о котором хотели бы получить информацию.
  • Дети с родителями готовят мини-проекты о символе и о животном.
  • Дети, родители и воспитатель готовят подборку орнаментов хантов и демонстрационный материал «Животный мир севера Томской области».

9 сл. 

Андрей сделал доклад «хозяин тайги». Лена – придумали настольную дидактическую игру «Заячьи лапки».

10 сл.

Была организована выставка детских книг о животных нашего края из домашних библиотек семей Фроловых и Саидовых.

11 сл.

В группе создана экспозиция «Животный мир в орнаментах хантов».

12.сл. 3. Заключительный этап.

  • Оформление книжной выставки.
  • Оформление стендовой выставки.
  • Представление докладов детьми: «Хозяин тайги» - Фролов Андрей, «Лягушка-волшебница живущая среди кочек» - Лена Саидова.
  • Представление дидактической игры «Составь узор» - Лена Саидова.

13 сл. Вывод. 

В ходе реализации проекта дети получили новые знания о живой природе, расширили свои знания о правилах поведения в природе, об охране природы.

Человек – это часть природы, в которой все взаимосвязано. Поэтому, беречь и охранять ее нам необходимо.


Пословицы народа ханты:

Не вода рыбака кормит, а сети.

Сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела.

Легким трудом не проживешь, человеком не станешь. 

Дал слово – держи его. 

Выпущенную рыбу, как и выпущенную стрелу, назад не воротишь.

Если будешь сидеть, сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут.

Если нет ума, то и острый нож и топор не помогут. 

Голыми руками рыбу и зверя не добудешь. 

От крика дело не создается. 

Если нет дельного слова, то не вставай говорить. 

В каждом деле, если сердца не приложишь, то дело не получится. 

Если будешь шагать, оглядываясь назад, то далеко не уйдешь.

Сон держи в легкости. 

Топор и нож держи острыми, нарту и лодку держи наготове – жизнь не одинакова. 

Хорошее слово веками не забудется.

Как крикнешь, так и эхо отзовется. 

Не злорадствуй, и к тебе может горе прийти. 

Сынок растет быстро - вот уже лесные звери ему ножки подарили, птицы, что с юга вернулись, на крыльях ему язык принесли. 

Дороги, где бы они ни лежали – на земле, на воде ли – многому учат человека. 

Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.

Игла и мала, и хрупка, а сила в ней велика. 

Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают.

Кого боятся, того не любят. 

Хитрость – не от большого ума. 

Дитя надо учить, пока оно поперек лавки лежит, а вдоль ляжет – будет поздно. 

Без желания легко дается только лежание. 

За ленивое дитя сердце матери больше болит.

Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.

Самое большое несчастье – когда жена ленива.

Много всего на свете, только отец – один. 

Поранив лебедя – поранишь свою душу. 

Самый добрый, самый лучший человек – наставник в труде.

День красен солнцем, а человек – трудом и добром. 

Волка ноги кормят, человека – руки. 

Умные руки дело найдут, а в деле – добро обретут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

Проект <<В гостях у ханта в тайге >>

В проекте предоставлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по ознакомлению с родным краем....

Программа II Регионального форума приёмных семей Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. г. Ханты -Мансийск

Программа II Регионального форума приёмных семей Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. г. Ханты -Мансийск...

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...