опыт работы МБДОУ детского сада №16 "Радуга"
методическая разработка на тему

Татьяна Александровна Портнова

Вашему вниманию представлен опыт работы детского сада №16 "Радуга" г.Петровска по теме "Инновационные технологии  в условиях реализации ФГОС ДО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида  №16 «Радуга»

г. Петровска, Саратовской области

«Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

Старший воспитатель

МБДОУ детского сада

комбинированного вида

 №16 «Радуга»

 г. Петровска,

Саратовской области

Пояснительная записка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Радуга» открыт в 1983году. С этого периода детский сад — «Радуга»-это «островок счастья», для девчонок и мальчишек, посещающих 11 групп. Сплоченный коллектив сотрудников ДОУ с любовью встречает каждого ребенка.  В «Радуге» сформирован целеустремленный педагогический коллектив, создан благоприятный социально - психологический микроклимат. В целостный образовательный процесс МБДОУ включены 23 педагогических работников.: 17 воспитателей, включая старшего и 6 специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности.  С первых дней функционирования детского сада были созданы благоприятные условия, позволяющие ребенку дошкольного возраста пройти путь от первых проявлений, склонностей до яркого расцвета способностей, одаренностей. Наши воспитанники активные участники конкурсов различного уровня: так только в 2017-2018 учебном году, в рамках реализации концепции математического развития, воспитанница старшей группы «Росинка» Рахманкулова Алина и заняла 1 место в международной игре по математике «Слон», а Федотова Арина заняла 1 место во всероссийском конкурсе по математике «Русская матрешка». (воспитатель высшей квалификационной категории Кошелева О.А.).  Участие в муниципальном конкурсе «Моя малая родина Петровск» для одаренных детей в художественно-эстетическом развитии, принесло в копилку диплом лауреата 2 степени в номинации «Эстрадный танец» танцевальная группа под руководством музыкального руководителя высшей квалификационной категории Гудковой М.В.  МБДОУ детский сад комбинированного вида №16 «Радуга» является звеном муниципальной системы образования г.Петровска, неоднократно являлся площадкой для знакомства с передовым опытом в дошкольном образовании. Педагогический коллектив  одним из первых в районе внедрил «рижский метод закаливания», на базе ДОУ постоянно проводятся районные методические объединения воспитателей и руководителей ДОУ, специалистов. Опыт детского сада опубликован на сайте wiki.soiro.ru в  2015г. как реализующего программы дошкольного образования, по вопросам поддержки детской инициативы. В этом учебном году на базе нашего детского сада проходила конференция «Мир детства: конструирование возможностей». Воспитатели  детского сада постоянные участники профессионального конкурса «Воспитатель года», неоднократно занимали призовые места на муниципальном и региональном уровне: Швецова И.А. заняла 3 место  «Воспитатель 2014». Участие руководителя, в лице заведующей МБДОУ Е.М. Правдиной, и  старшего  воспитателя Т.А. Портновой в  региональной стажировочной площадке на базе ДОУ№7 «Колосок» г. Петровска, в конкурсе  «Лучшая  методическая  разработка сценария клубного часа» заняли 2 место. Воспитатель Райкова Н.А. удостоена сертификата  участия в региональном конкурсе методических разработок по работе с родителями в образовательных организациях всех типов и видов «Родительский клуб, как образовательное пространство для совместного сотрудничества воспитателей и родителей» номинация «Разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями и она  же заняла 2 место в номинации «Мы волонтеры» в онлайн-конкурсе методических разработок эколого-краеведческой направленности «Сохраним Саратовский край»2018г. 9 педагогов прошли онлайн обучение в проекте «Игро-мир образования 2035». Наше дошкольное учреждение пользуется авторитетом в микрорайоне, родители положительно оценивают условия, созданные для развития и воспитания детей.  Многие выпускники, повзрослев, приводят своих детей в наш детский сад к своим любимым воспитателям.

          Дошкольное детство - период первоначального становления личности, формирования самосознания.  Детский сад – это отдельная страна "детства", где образовательная среда социальна. Люди, которые окружают ребёнка, это родители, воспитатели и сверстники, играют главную роль в его социализации. Процесс социализации в детском саду способствует раскрытию детской индивидуальности. Проблема социализации детей дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Нормативно-правовые документы последних лет в области образования внесли коррективы в устоявшиеся представления педагогов о системе дошкольного образования.

           Наше дошкольное образовательное учреждение работает в режиме реализации ФГОС ДО с 2014г. Дошкольное образовательное учреждение сегодня мы рассматриваем не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля.  Реализуя Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования п.2.3. ФГОС ДО; Программа (образовательная программа дошкольной организации) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и п 2.4 ФГОС ДО;

            Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития  инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.,  наше  образовательное учреждение решило построить работу в инновационном режиме, который позволяет  систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников,  повышение квалификации воспитателей, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Актуальность.

Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. Эти особенности ребенка – дошкольника особенно ярко проявляются при поступлении в школу, когда меняется социальный статус ребенка, возникают новые социальные отношения. Если в дошкольном возрасте не созданы условия для полноценной социализации, отсутствует целенаправленное социальное развитие, велика вероятность проявления у ребенка социальной дезадаптации. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.      

                ФГОС ДО, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

                Н. П. Гришаева указывая на важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.

 Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие (П. 2.6. ФГОС ДО):

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Функционирование на базе нашего района региональной стажировочной площадки по теме: «Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой» помогло нам, как руководителям, организовать инновационную работу в детском саду.  

В настоящее время вниманию педагогов Н.П.Гришаева представила  9 авторских технологий. Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так и каждая отдельно. В чём же преимущества данных технологий?

Во-первых, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную и социальную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей.

Во-вторых у родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.

В-третьих, воспитатель, работающий по такой технологии неизбежно становится творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и возможные результаты к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы  воспитатель  определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт, а так же опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней проделали дети и родители.

В-четвёртых, меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики: определение, отражение и принятие чувств ребёнка; предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения; разработка самими детьми правил общения с сотрудниками дошкольного учреждения, друг с другом и другими детьми группы; дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики, что, в конечном счете, приводит к формированию у детей определённых социальных навыков.

Свою работу начали с создания нормативно-правовой базы организации инновационной работы в ДОУ. Создали рабочую группу по разработке дорожной карты инновационной работы в детском саду, в работу которой вошло разработка положения о инновационной работе, положения о проектной деятельности в детском саду, заключили договора о сотрудничестве с картинной галерей и детско-юношеской библиотекой нашего города. Была создана творческая группа по реализации инновационной деятельности в детском саду, которая стала локомотивом внедрения в работу ДОУ инновационных технологий социализации дошкольников.

Старший воспитатель, зарегистрировалась в  социальной  сети    facebook, в группе «Современная технология социализации ребенка Гришаевой Н.П., чтобы педагоги  ДОУ  имели возможность  участвовать  в  онлайн-мероприятиях, вебинарах,  проводимых автором технологии,   получать консультации по затруднительным моментам внедрения технологий. На ее странице выкладывали свои мероприятия (клубные часы), описывали как они проходили, сколько участвовало детей, кто их педагогического состава были задействованы. Н.П.Гришаева, просмотрев отчет о проведенном мероприятии, давала рекомендации, указывала на ошибки, если таковы были.

Работа нашего педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Воспитатели детского сада активно внедряют новые технологии в образовательный процесс, такие как клубный час, социальные акции, дети –волонтеры, технологию Ржевских педагогов «Посткроссинг в детском саду».

Наш проект «внедрение инновационных технологий в работу детского сада в условиях реализации ФГОС ДО» является долгосрочным и социально-ориентированным, рассчитанный на детей от 1года до 8 лет. Принципы, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму (П. 1.4.ФГОС ДО). Планируемые результаты проекта:

для воспитанников-активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства,   разрешать конфликты.

для родителей(законных представителей)- заинтересованность семьи в более тесном контакте с детским садом, увлечение совместной деятельностью с ребенком.

для воспитателей-использование воспитателями современных технологий социализации дошкольников для достижения задач социально-коммуникативного развития, заявленных в ФГОС ДО.

Ситуация, в которой оказалась современная семья, потребовала от дошкольных образовательных организаций новых форм сотрудничества педагогов и родителей, благодаря которым успешно решатся многие проблемы, связанные с развитием и воспитанием детей. Повышение культуры детско-родительских взаимоотношений, ориентирование педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников мы видим в использовании социально-значимых акций в образовательном процессе детского сада.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка

в раннем возрасте». При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья».

Мы считаем, что реализации технологии «социальная акция» направлена на обеспечение психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализацией этой технологии занимались воспитатели двух возрастных групп – младшая группа воспитатель Шуман С.Н. и воспитатель средней группы Симонова С.К.

Воспитатели проводили социальные акции различной направленности:

− помощь другим людям («Подарки друзьям», «Доброе сердечко», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»);

− экология («Наши братья меньшие», «Покормим птиц зимой», «Столовая для пернатых», «Красная книга природы» «День подснежника»);

− значимые даты и праздники («Для мамочки, любимой», «День Победы», «День пожарника», «День Пожилого человека»). (Приложение №1)

При проведении данных мероприятий воспитатели учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат. К подготовке и проведению любого мероприятия обязательно привлекали родителей.

Каждая акция состояла из трех основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап.

1 этап – мотивация. При разработке и подготовке акции определяли: на решение какой социально-педагогической проблемы акция направлена, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также продумывали форму проведения мероприятия.

2 этап – планируемые действия. Реализация сценария социальной акции. Это было либо одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) либо несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа о птицах, рисование или лепка птиц, далее изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).

3 этап – завершающий. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли каким-либо образом изменить форму проведения акции.

Младшая группа, воспитатель Шуман С.Н. поводили социальные акции разной направленности, где активными участниками были родители (законные представители) воспитанников. Проводимая акция «Коробки шишки, камыши приносите малыши», была направлена на сбор природного и бросового материала для изготовления поделок с детьми. Участники акции – родители детей. Для того, чтобы акция состоялась, была проведена подготовительная работа:

- подготовка объявлений и флаеров,

- размещение объявлений - на доске объявлений для родителей было вывешено красочное объявление (формат А3), в объявлении раскрыты требования- что приносить? Зачем это надо? Какие требования к материалу? Где можно оставить материал? Какой период проведения акции?

- вручение флаеров -  каждый ребенок сам вручал родителям флаер,

- подведение итогов акции – выставка детских работ.  По началу родители не очень активно приносили природный материал, но малыши ответственно подошли к акции и сами родителям напоминали о том, что не смогут сделать поделки, если не принесут шишек, желудей, каштанов. И тогда родители, под грузом ответственности перед своими детьми, стали активными участниками акции. Многие, специально для участия в акции, совершили поездки в пригородную лесную зону для сбора природного материала. Воспитанники и родители этой группы были активными участниками социальной акции, проводимой в детском саду «Поздравь солдата».  Этой акцией были объединены воспитанники и родители всех возрастных групп, подарки к 23 февраля для солдат, которые сейчас охраняют нашу Родину, да еще которые ходили в наш детский сад, захотели поздравить все. Воспитанники групп рисовали рисунки, создавали картины из бумаги в технике оригами, квилинга. Лепили сувениры из соленого теста, глины. А вот родители воспитанников решили поздравить солдат «сладкими подарками». На воспитателях лежал груз ответственности за сбор общей посылки и адреса для солдата. Больше всего ребят из нашего детского сада служит в г. Самара, поэтому и посылка была отправлена в этот город. Дети-волонтеры из подготовительной группы согласились помочь малышам отправить посылку по почте. В заданный день ребята подготовительных групп собрали подарки во всех группах, положили все подарки в одну посылку и отправились с воспитателями на почту для отправки адресату.  Социальные акции в средней группе воспитателя Симоновой С.К.  связаны с социальными партнерами пожарной частью нашего города. Так как детский сад расположен в нескольких метрах от нашего ДОУ, и папа воспитанника средней группы один из руководителей этой части. Ребята часто слышали от Артема Слепова, что его папа здесь работает, у него много там в «пожарке» много разных специальных машин. Ребята часто просили педагога сходить с ними в пожарную часть, экскурсия состоялась. Мальчишки, да и девчонки с большим энтузиазмом посмотрели на рабочие места пожарников нашего города, а когда разрешили посидеть в кабинах настоящих пожарных машин, эмоциям дошколят не было предела. Вечером все родители знали куда ходили их дети, что видели, как сидели в пожарной машине, и как сами пожарные угощали ребят чаем и сладкими конфетами. Экскурсия не прошла бесследно, воспитанники Светланы Константиновны предложили сделать подарки пожарным, ведь у них трудная работа. Малыши подготовили подарки и 30 апреля в день пожарной охраны поздравили сотрудников части. После поздравления, ребята поделились с педагогом своими наблюдениями: «А пожарные после нашего поздравления стали веселыми, глаза у них улыбались!» Во время экскурсии в часть ребят познакомили с бывшими сотрудниками пожарной части, некоторые из них были тружениками тыла. В рамках подготовки к празднику Дня Победы, ребята совместно с воспитателем провели акцию «День Победы для пожарников». В подготовке к этой акции ребята не только готовили подарки, но и подготовили небольшие поздравительные стихотворения на тему Великой Победы. И теперь уже воспитатель делилась с коллегами своими эмоциями: «Была удивлена тем, как мои малыши совсем не волновались, очень уж им хотелось поздравить мужчин – воинов с праздником, чтобы глаза у них улыбались»

Думаем, что проведенные акции социального характера в нашем детском саду способствовали развитию нравственных и личностных качеств дошкольников от младшего до старшего дошкольного возраста, создали условия для творческой самореализации каждого ребенка. В процессе проведения акции дети открывали для себя новые знания, делали выводы, приобретали социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.

Технология «Клубный час» проводили 1 раз в месяц, педагогическим коллективом проведены клубные часы Форд Боярд, Зарница, Путешествие по странам и континентам.  (Приложение №2) В подготовке к ним участвовали педагоги-родители –воспитанники. Первый клубный час прошел у нас в форме телевизионной игры «Форд Боярд» для детей подготовительных групп. Команда выбирала себе капитана сама, без участия педагога. На капитане лежала большая ответственность, он должен сам, выбирать участников на выполнение каждого задание. Здесь мы увидели, как наши воспитанники выходят из трудных ситуаций самостоятельно, как решают конфликты, как приходят на выручку друг другу. Сценарий этого клубного часа был представлен на районный конкурс методических разработок, в рамках работы региональной стажировочной площадки и получил почетный диплом 2 степени. После проведения мероприятия, через социальную сеть facbook, мы общались с Н.П. Гришаевой, она нам подсказала, что нужно было взять и детей старшего возраста. Мы учли все свои недочеты, и в следующем клубном часе «Сюжетно-ролевая игра» мы активно привлекли родителей через проведение в рамках клубного часа социальной акции «Сюжетно-ролевая игра». При проведении акции мы использовали еще одну технологию «Говорящая стена», о которой мы узнали в онлайн вебинаре «Проект игромир 2035». «Говорящая стена» под названием «Радуга профессий» расположила консультацию для родителей, из рубрик: «Из истории профессий», «Расскажите о своей профессии», представлен материал для занятий с ребенком дома «Развиваем речь, через ознакомление с профессиями», «Читаем детям». Часть стены была отдана для рассказа родителям о своей профессии, где каждый родитель представил свою фотографию с рабочего места и краткий рассказ, в другой части дети представили свои рассказы о профессиях своих родителей. Активность участия была высока, как со стороны родителей, так и воспитанников. В день проведения клубного часа ребята смогли разыграть сюжеты игр «Банк», «Бюро путешествий», «Пиццерия».

Для родителей, дети которых посещают логопунк, также были организованы клубные часы в детско-родительских парах. Такой клубный час прошел накануне праздника 8 марта.  Мам и их детей встретили специалисты детского сада, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому развитию. Распределившись по маршрутам, дети и родители смогли познакомиться с эйдическими играми у педагога-психолога ДОУ, с логоритмическими упражнениями у учителя- логопеда, с кинезеологичесмими упражнениями и играми с веревочками у инструктора по физическому развитию.

Технологию клубного часа мы стали использовать и в работе консультационного центра «Территория детства», в проведении развивающих занятий для малышей в детско-родительских парах. Категория получателей услуг нашего КЦ это родители (законные представители) с детьми раннего возраста от 1,5 до 3 лет. В этом учебном году педагогический коллектив КЦ «Территория детства» выбрали одну из форм взаимодействия с родителями, индивидуальные занятия мамы и малыша (детско-родительские пары) со специалистами ДОУ в форме клубного часа.      

Разработали тематический план развивающих занятий.  Предложили детям и их родителям восемь видов игр.  Проводили   занятия один раз в неделю продолжительностью один час. Занятия с малышом и мамой проводим по технологии клубного часа: мама с малышом приходит в детский сад, где его встречает старший воспитатель, знакомит с программой клубного часа и приглашает выбрать для ребенка игровой маршрут развивающего занятия.
(Приложение №3) Структура маршрута:

5 минут – встреча детей, знакомство с маршрутом индивидуального игрового занятия.
10 минут – приветствие, сюрпризный или игровой момент, адаптационные игры; (педагог-психолог и инструктор по физическому развитию- физкультурный зал)
10 минут – игры-развлечения, музыкальные и сюжетные игры; (музыкальный руководитель-музыкальный зал)
10 минут – продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование; (воспитатель по изобразительной деятельности-изостудия)
25 минут – свободная игровая деятельность: игры, направленные на сенсорное развитие, на ознакомление с окружающим, на физическое и социальное развитие, на развитие речи, игры на развитие мелкой моторики. Его структура   меняется в зависимости от его тематики и запроса родителя.  Пока малыш занят играми, мамы могут получить консультацию с педагогом -психологом, учителем-логопедом, медсестрой, музыкальным руководителем и другими специалистами.   Так консультация не всегда проходит в общении со специалистом, иногда это печатная информация-буклет, листовка, дневник заботливого родителя. Тематика консультаций для родителей составляется в начале учебного года по запросам самих родителей.  Формы работы с родителями, которые мы используем в КЦ «Территория детства»:

  • Индивидуальные консультации во время занятий с малышом
  • Индивидуальные консультации в форме клубного часа

В конце учебного года педагогом и специалистами ДОУ разработаны для родителей и детей раннего возраста в нашем КЦ «Территория детства» маршруты развития для детей раннего возраста не посещающих ДОУ. Нами разработаны 7 маршрутов, в дальнейшем планируем разработать еще 2 маршрута. Родители сами выбирают посещать с малышом каждую пятницу развивающее занятие, либо выбрать тематический маршрут на месяц.

Структура маршрута

 Маршрут № 1 «Мозаика»

Участниками программы могут стать дети в возрасте от 1,5 до 3 лет и их родители. Маршрут работает 1 раз в неделю, по пятницам (с 9.05 – 10.05)

Занятия по этому маршруту направлены на развитие речевой функции и профилактику речевых нарушений, развитие тонких движений руки, навыков конструирования, эстетического вкуса, внимание и мышление ребенка

Маршрут включает в себя 4 занятия продолжительностью 1 час (песочная терапия, игровое взаимодействие, развитие познавательной деятельности).

Родители, регулярно посещающие вместе с детьми данный маршрут, узнают много новых и интересных игр для развития своих детей. Таких маршрутов у нас 7. В этом году мы ввели такую форму работы с родителями, как мастер-класс в форме клубного часа. Родители получают от нас пригласительные открытки с тематикой мастер-класса. На мастер-класс родители приглашаются без ребенка, придя в детский сад, родители   получают маршрут мастер-класса, передвигаться по площадкам помогают дети-волонтеры из подготовительной группы. После проведенных встреч, родители давали положительную оценку работе КЦ «Территория детства», отмечали его важность в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, придавали высокое значение полученным знаниям для формирования их педагогической культуры, а также хорошей подготовкой адаптации малышей к детскому саду.

Результаты использования данной технологии помогло нам увеличить количество семей, занимающихся семейным воспитанием детей раннего возраста (от 2 месяце до 3 лет) с 9 в начале года до 14 в конце года. Использование технологии клубного неразрывна с технологией «Дети-волонтеры»

Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая, как кажется педагогам на первый взгляд.  Ее использование давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника. Введение этой технологии мы, как и рекомендовала автор, начали с помощи малышам: воспитанники подготовительных групп помогали одевать малышей на прогулку, в соответствии с планом работы проводили развлечения с малышами, играли в игры, тем самым вспоминали как они были малышами и в какие игры играли тогда. Вместе с малышами мастерили подарки мама, папам, бабушкам и дедушкам к праздникам.

Однако введение этой технологии у нас возникли некоторые сложности, не все дети подготовительной группы охотно решили помогать малышам. Активными были ребята, у которых в младших группах находились их младшие братишки и сестрички. Вот здесь нам и пришлось подумать о новых формах, методах не только привлечения, но и показать значимости волонтерского движения. Год волонтера 2018, репортажи СМИ и телевидения, беседы с воспитанниками, показ презентации о волонтерском движении со времен царской России, помогло показать нашим ребятам значимость этого движения. А использования воспитанников подготовительных групп детей –волонтеров в консультационном центре, помощи в проведении социальных акциях, способствовали формированию и развитию у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, ответственности и   инициативности, эмоционального удовлетворения. Ребята после сопровождения родителей по станциям в консультационном центре «Территория детства» делились впечатлениями, и с гордостью говорили, что без их помощи, родители не смогли бы найти ту или иную станцию. Хочется сказать, что детский сад организовав деятельность волонтёрского движения, получил уникальную возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе. На следующий год педагогический коллектив поставил задачу организовать школу дети-волонтеры, создав необходимую атрибутики в виде кепки-волонтера, галстука, эмблемы детского сада.

           Желание познакомить подрастающее поколение с нашей Россией посредством «живой» переписки с такими же дошколятами из других городов нашей страны помогло созданию и организации нового проекта «Посткроссинг между детскими садами России». За основу нами взят существующий и популярный сегодня во всем мире проект «Посткроссинг» (проект по обмену открытками между участниками из разных городов), но предполагающий помимо простого получения открытки. Проект предполагает работу с картой России, общение воспитателей из разных детских садов посредством переписки, обмен фото и видео с информацией о городах для работы с детьми, помогает решать задачи ФГОС ДО, в частности, сформировать у детей представление о родном крае, привить любовь и уважение к Родине.  Первые письма воспитанники подготовительной группы   отправили в город Саратов, город Подольск Московской области, город Сердобск Пензенской области, село Богучаны Красноярского края и город Нолинск Кировской области. (Приложение №4) Уже получены не только презентации – знакомства с городами, открытки с видами городов, но и подарки. Ребята активно принимают участие в переписки со своими сверстниками, совместно с воспитателями и родителями сочиняют письма с рассказами о своем городе, который получил статус территории опережающего социально-экономического развития и который является городом-родиной Героя Советского Союза генерала-майора Панфилова Ивана Васильевича. Наши воспитанники с гордостью рассказывают о 1 международном слете Панфиловских -школах, прошедшем в нашем городе, и желании учиться в школе знаменитого земляка. Благодаря этому проекту и технологии дети много узнали    о стране, познакомились  с эпистолярным жанром общения, будут продолжать   писать открытки и письма. Ребята вместе с воспитателями и родителями в доступной и увлекательной форме знакомятся с основами географии, узнают о традициях разных народов России, создают коллекции открыток из разных городов. Материалы, которые педагоги собрали с момента запуска проекта, стали хорошим подспорьем в работе и заняли место в электронные библиотеки нашего детского сада. С их помощью педагогический коллектив  решает задачи патриотического воспитания, познавательного развития. Наши педагоги вошли в состав группы «Посткроссинг» в социальной сети ns. portal, где также имеют возможность обмениваться накопленным опытом с коллегами нашей страны. Конечно же, успешной реализации инновационных технологий в ДОУ способствует тесное взаимодействие родителей (законных представителей) и педагогов.  Мы продолжаем совместное взаимодействие с родителями в рамках родительского клуба, как образовательного пространства для совместного сотрудничества воспитателей и родителей «Мы вместе».  Мы считаем, что «Родительский клуб» одна из форм обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Цель работы клуба «Мы вместе»: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников и привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.  Участниками родительского клуба «Мы вместе» являются воспитатели и родители, в зависимости от темы на заседания клуба приглашаются специалисты ДОУ: воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физическому развитию, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Тематика заседаний клуба планируется на учебный год, но она может меняться в зависимости от социального запроса родителей.  Мы приняли участие в региональном конкурсе «Родительский клуб группы, как образовательное пространство для совместного сотрудничества воспитателей и родителей» Номинация: разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями. Получили сертификат участия. В новом учебном году поставили перед собой задачу организовать работу родительского клуба для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов, (в возрасте от 1 до 8 лет) хотим для них создать клуб по их запросам, проводить его в форме клубного часа в детско-родительских парах, где каждый родитель получит возможность узнать, как можно заниматься с особым ребенком дома, какие технологии можно использовать, как их использовать, дать возможность увидеть, чего достиг их малыш.

Одно из требований к  условиям реализации ООП ДОУ это обеспечения  открытости дошкольного образования. Проекты, которые реализуются в нашем детском саду совместно с социальными партнерами картинной галерей нашего города «Мир искусства» помогает расширить образовательное пространство дошкольника. Еженедельные познавательно-игровые занятия с сотрудниками галереи с нетерпением ждут наши воспитанники. (Приложение №5) Занимательные игры, плавно перетекают в режимные моменты детского сада: самостоятельную деятельность дошкольников, совместную деятельность воспитателя по изобразительной деятельности и ребят, и конечно все это ребята приносят к себе домой и родителя становятся активными участниками образовательной деятельности своих детей.

Подводя итог начала работы детского сада в инновационном режиме, хочется отметить, что с помощью инновационных технологий эффективной социализации Н.П.Гришаевой, технологии проектной деятельности происходит формирование представления ребенка-дошкольника о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей- группа в детском саду, первый класс. С помощью инновационных технологий расширяются и представления дошкольника о социуме.

Литература:

1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. - М.: Речь, 2004. – 272 с.

2. Гришаева Н. П Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184с.

3. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // http://profpsy.ru/userarticles.html?view=article&id=217

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МБДОУ "Детский сад №18 "Светлячок" с детьми дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Опыт работы МБДОУ "Детский сад №18 "Светлячок" города Новочебоксарска Чувашской Республикис детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения.       Из год...

План работы МБДОУ – детского сада № 20 «Теремок» с детьми по знакомству с правилами дорожного движения и профилактике ДДТТ.

План работы МБДОУ – детского сада № 20 «Теремок» с детьми по знакомству с правилами дорожного движения и профилактике ДДТТ  на 2013-2014 уч.г....

Годовой план работы МБДОУ детского сада № 8 "Зоряночка" на 2015 - 2016 учебный год

Задачи на 2015-2016 учебный год. Совершенствование в дошкольных образовательных учреждениях города психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной програм...

Моя педагогическая находка. Опыт работы. МБДОУ детский сад "Аистёнок" г. Суража

Тема презентации: "Нравственное воспитание дошкольников через формирование семейных ценностей"...

Результаты работы МБДОУ «Детского сада № 157» за 2015-2016 год.

В течение 2015-2016 учебного года в  МБДОУ «Детский сад №157» прошло четыре педагогических совета: в августе на тему «Как прошло лето? Анализ подготовки  к новому учебному году», в ноя...

ПЛАН РАБОТЫ МБДОУ детского сада №6 «Улыбка» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2019-2020 учебный год

№ п/пСодержание мероприятийСрок исполненияОтветственный исполнитель1.Административно-хозяйственная работа1.1.Откорректировать график отпусков воспитателей на летний период4 – ая неде...