Картотека " Подвижные игры и упражнения"
картотека

Мухаматуллина Юлия Раисовна

Картотека "Подвижные игры и упражнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_i_igry_po_fiz-re.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ХОДЬБОЙ

ЗМЕЙКА

Цель: упражнять детей в передвижении «змейкой», в перешагивании через предметы; развивать ловкость.

       Эй-ка, эй-ка,
      Голубая змейка!
      Объявись, покажись,
      Колесом покрутись!

Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды (кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.

НАЙДИ ФЛАЖОК

Цель: развивать внимательность, упражнять детей в ходьбе в колонне по одному.


Дети сидят на стульях в разных местах комнаты (площадки). По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей).
«Пора искать флажок»,— говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки.
Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок.
По сигналу «На места!» дети садятся на стулья, и игра начинается снова.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок.
Хорошо проводить эту игру в лесу на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

                                                      ПАРАМИ НА ПРОГУЛКУ

Цель: учить детей согласовывать свои движения, быстро находить пару, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, упражнять детей в прыжках, приседаниях.


На одной стороне площадки из шнуров (стульев, стоек) образуют ворота. Дети, держась за руки, встают парами (произвольно, кто с кем хочет), воспитатель помогает им в этом. На сигнал «идем гулять» дети парами проходят через ворота, а затем расходятся по площадке. Здесь они могут попрыгать, присесть — «собираем ягоды, цветы». На сигнал «идем домой» малыши снова встают парами и проходят через ворота.

Правила: идти парами, держась за руки; согласовывать свои движения, не отставать и не опережать; уступать дорогу, проходя ворота.

Усложнение: сделать еще одни ворота и предложить проходить в те ворота, которые окажутся ближе.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С БЕГОМ

ПОЕЗД

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание игры
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны».
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звуки «чу-чу-чу»).
«Поезд подъезжает к станции»,— говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.
Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Общая продолжительность игры 4—5 минут.

Правила игры
Поезд может двигаться только после гудка (т.е. по сигналу воспитателя).

Указания к проведению игры
1) Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения поезда.
2) Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

Вариант игры.
После остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну.

Указания к проведению игры

В варианте игры бежать в вагоны, т. е. строиться в колонну, можно
только по гудку паровоза.
Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне — находить свой «вагон».

НАЙДИ СВОЕ МЕСТО

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, основных цветах, классификациях животных; тренировать внимание, развивать ловкость, быстроту движений.

На одном конце площадки стоят стульчики с карточками геометрических фигур, основных цветов, животных. Такие же карточки у детей, которые стоят на противоположном конце площадки.

По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ


Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, тренировать память, внимание, развивать быстроту движений, ориентировку в пространстве.


Нарисуйте на земле или на снегу несколько кругов - это гнёздышки.

По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Воспитатель произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

 

По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" - сначала в любое, затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого "вылетел".

НАЙДИ СВОЙ ДОМИК

Цель: развивать внимательность, быстроту реакции, упражнять детей в беге.


Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку, кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.

Вариант игры.
Вместо индивидуального «домика» — стула, можно предложить детям устроить коллективные домики в разных углах комнаты и собраться там по 4—6 человек. В каждом доме воспитатель ставит цветной флаг (красный, синий, желтый). Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время прогулки закрыть глаза и переставляет флаги.
По слову «домой» дети открывают глаза, находят флаг своего цвета и собираются возле него.

ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ

Цель: тренировать внимание, память; упражнять в свободном передвижении на площадке.

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Воспитатель называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

МЫШИ И КОТ

Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость, ориентировку в пространстве.

Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети - мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов:

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два-три-четыре,
Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши)
Вдруг раздался странный звон…
Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.

КТО РАНЬШЕ

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу быстроту реакции, упражнять в беге.

3—4 детей сидят на стульях на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 6—10 м) стоят стулья по числу играющих. По сигналу воспитателя малыши бегут на другую сторону, стараясь быстрее сесть на стул. Выигрывает тот, кто сделает это первым. Детей надо подбирать примерно равных по силам, быстроте бега. Сильным расстояние для бега предлагать больше. Детям послабее дистанцию сократить. Обращать внимание на быстроту реакции, напоминать, что бежать надо сразу же, как только будет дан сигнал. Он может быть словесный «Беги!», звуковой (удар в бубен, хлопок в ладоши), зрительный (взмах флажком).

Вариант: добежать до стула, поднять вверх флажок или кубик; позвонить в погремушку.

ЗВОНОЧЕК


Цель: развивать память, внимание, ловкость; упражнять в беге «стайкой».

Дети стоят полукругом, воспитатель перед ними, за спиной у него звоночек (бубен, барабан, погремушка). Он показывает его детям и быстро прячет. Спрашивает, что они видели, затем перебегает на другую сторону, говоря: «Я бегу, бегу, бегу, и в звоночек я звоню». Кладет звоночек сзади, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда скорей бегут и звоночек мой найдут». Дети бегут. Кто первый нашел, звонит и отдает воспитателю. Игра повторяется.

БЫСТРО ВОЗЬМИ – БЫСТРО ПОЛОЖИ


Цель: развивать память, внимание, ловкость; упражнять в беге.

На одной стороне площадки стоят 3—4 стула, на каждом по 2—3 погремушки или небольших кубика. На другой стороне на расстоянии 5—6 м стоят 3—4 ящика или корзины. Трем-четырем детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и положить в ящик. Физически крепким детям можно добавить еще один предмет или немного (на 1—2 м) увеличить расстояние для бега.

БЫСТРО ВОЗЬМИ

Цель: развивать ловкость, быстроту движений; упражнять в ходьбе, в беге вокруг предметов, в приседании.

На площадке по кругу разложены кубики. Дети идут, затем бегут вокруг кубиков. Их может быть на 1—2 меньше, чем детей. На сигнал «Бери!» быстро останавливаются у любого ближайшего кубика и поднимают его вверх.

НОЖКИ, НОЖКИ

 
Цель: развивать внимание, упражнять в беге, в прыжках с разворотом.

Дети бегут друг за другом под слова воспитателя «Ножки, ножки бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.

НАЙДИ СВОЙ ДОМИК


Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, имитировать движения; развивать ориентировку в пространстве, быстроту реакции, ловкость; упражнять в беге.

Дети с помощью взрослого выбирают для себя домики (скамейку, бревно, начерченные на земле кружки) и находятся в них. В одном домике может быть 2—3 детей. По сигналу воспитателя выбегают из домиков на середину площадки, изображая ловлю бабочек (хлопают в ладоши перед собой и между ног), зайчиков (подпрыгивают на двух ногах), самолеты (бегают с поднятыми в стороны прямыми руками). По сигналу "Найди домик!" быстро разбегаются по местам, занимая домики.

ПРИНЕСИ ПРЕДМЕТ

Цель: развивать быстроту реакции, упражнять в беге, воспитывать соревновательный дух.

С одной стороны площадки выстраиваются дети, с другой раскладываются игрушки, флажки, мячики и др. По сигналу воспитателя дети бегут к предметам, каждый ребенок должен взять одну игрушку и, прибежав обратно, положить ее в корзину. Задание можно выполнять группами.

ЛОШАДКИ

Цель: учить детей согласовывать действия и движения друг с другом, не подталкивать бегущего впереди.

 Дети распределяются по парам. Один играет в лошадку, другой – в кучера. В игровой форме кучер запрягает лошадку в вожжи и едет с одного конца детской площадки на другой, потом меняются ролями.

ДОГОНИ МЯЧ

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, быстроту реакции, упражнять детей в беге.

 

Дети становятся у одной стороны площадки. Воспитатель стоит рядом, в руках у него корзина с мячами (количество мячей равно количеству детей). Воспитатель выбрасывает мячи из корзины в разные стороны, подальше от детей. - Догони мяч, - после этих слов дети бегут за мячами, ловят их и кладут в корзину.

СОЛНЫШО И ДОЖДИК

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в круг, выполнять действия в соответствии с текстом, упражнять в беге врассыпную.


(Дети встают вкруг)
Смотрит солнышко в окошко,

(Идут по кругу)
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши,

(Хлопают стоя на месте)
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ!

(Ритмично притопывают на месте)
Топ-топ-топ-топ!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

(Ритмично хлопают в ладоши)
Хлоп-хлоп-хлоп

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», игра повторяется.

ЛОХМАТЫЙ ПЕС

Цель: развивать внимательность, упражнять в беге врассыпную.


Один из детей изображает «пса»; он ложится на коврик на живот, голову кладет на протянутые вперед руки. Остальные дети тихонько подходят к нему под чтение воспитателем стихов:

Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что же будет.


Пес вскакивает, начинает лаять, дети убегают. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегаются и прячутся, пес опять ложится на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

ТРАМВАЙ

Цель: закреплять знания сигналов светофора,  упражнять в беге парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих.


Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободной рукой они держат шнур, концы которого связаны (один держит правой рукой, другой левой). Это трамвай. Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага – желтый, красный, зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут: трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага: если поднят зеленый, движение продолжается, если появился желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться.

КОННИКИ

Цель: развивать координацию движений, ловкость, упражнять в беге верхом на палке.

Группа детей становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длинной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы и оборудование, находящиеся на площадке.
Во время игры воспитатель может предложить детям двигаться быстрее или медленнее в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования.

ТАКСИ

Цель: развивать координацию движений, ловкость, ориентировку в пространстве, упражнять в беге внутри обруча.


Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м.), держат его в опущенных руках: один – у одной стороны обода,  другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь, то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание бегать в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

С ПРЫЖКАМИ

С КОЧКИ НА КОЧКУ

Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Очертите прутиком на площадке большой круг - это болото. На болоте много кочек - кружков (диаметр З0-35см), расположенных в произвольном или шахматном порядке. Вокруг болота располагаются дети - лягушата. Воспитатель предлагает лягушатам перепрыгнуть с кочки на кочку (на двух ногах), не замочив лапок. Игру можно повторить 3-4 раза.

ЛЯГУШАТА

Цель: развивать ловкость, упражнять в прыжках на двух ногах.

В центре площадки круг - это болото. Дети - лягушата стоят боком к кругу, воспитатель произносит:

Вот лягушки по дорожке
Скачут вытянувши ножки,
Ква-ква,
Ква-ква-ква,
Скачут вытянувши ножки.

Дети прыгают на двух ногах по кругу. А по окончании стихотворения прыгают в круг. При повторении игры прыжки выполняются в другую сторону.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ

Цель: развивать умение прыгать ритмично в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу.


Дети сидят на стульях, расставленных в разных местах комнаты (возле стен) или по границе площадки. Воспитатель находится в центре. Он берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря при этом:

Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям попрыгать, как мячики. Повторяя стихотворение, делает движение рукой так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают в том же темпе. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню», все дети убегают к стульям и садятся на них.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С КАТАНИЕМ, БРОСАНИЕМ И ЛОВЛЕЙ МЯЧА

СБЕЙ КЕГЛЮ

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику, ловкость, упражнять детей в прокатывании мяча.

На полу или земле чертят линию или кладут веревочку. На расстоянии 1 – 1,5 м от нее ставят 2 -3 большие кегли (расстояние между кеглями 15 -20 см).

Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить кеглю. Прокатив три мяча, ребенок бежит, собирает их и передает следующему играющему.

ПОПАДИ В ВОРОТА

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику, ловкость, упражнять детей в прокатывании мяча одной и двумя руками.


Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4—6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены ворота — из кубиков, кеглей или прутиков. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота.
Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).

ПОДБРОСЬ ПОВЫШЕ

Цель: развивать координацию движений, ловкость, упражнять детей в подбрасывании и ловле мяча.

Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12—15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.
Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 С ПОДЛЕЗАНИЕМ

КУРЫ В ОГОРОДЕ

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, развивать координацию движений, ловкость, упражнять в подлезании, в беге.


Посередине площадки ограничивается большое пространство – огород. С одной стороны его - дом сторожа, с другой – курятник, в нем куры - дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур в огороде и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая «кыш-кыш». Куры убегают,  подлезают под шнур, прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.

НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица!» цыплята быстро убегают.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА РАВНОВЕСИЕ

ТРОПИНКА

Цель: развивать ориентировку в пространстве.

Воспитатель предлагает детям проложить свои дорожки, направляя их: сделай 3 шага налево, 5 шагов прямо, 2 шага налево, 2 шага назад, и т.д.

ЛАБИРИНТ

Цель: развивать координацию движений, равновесие, упражнять в ходьбе колонной.

Проложить в снегу извилистую тропинку и предложить детям пройти по ней, не заступая за ее пределы. За успешное прохождение лабиринта положена награда.

ЧЕРЕЗ БОЛОТО

Цель: развивать ловкость, координацию движению, тренировать детей в равновесии.


На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15X20 см) выкладываются 2—3 дорожки длиной 3 м. Расстояние между кирпичиками 10—15 см. 2—3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.

Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола, доходить до конца дорожки.

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: развивать координацию движений, равновесие, упражнять детей в беге, в перешагивании через веревку на высоте 25 см.


Дети располагаются за веревкой, подвешенной на высоте 25 см. Воспитатель - наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал «большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.

Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.


ШИРЕ ШАГАЙ

Цель: развивать координацию движений, равновесие, упражнять детей в перешагивании из обруча в обруч.
На площадке в 2—3 ряда раскладываются обручи диаметром 60 см, в каждом ряду 5—6 обручей. 2—3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

Правила: идти с промежуточным шагом в обруче,  не выходя за его края, не задевать за обручи.

МИШКА ИДЕТ ПО МОСТИКУ

Цель: развивать координацию движений, равновесие, упражнять детей в ползании, в подпрыгивании, в беге.


На землю кладут доски (ширина 25 см, длина 2—2,5 м). За ними на высоте поднятой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца доски. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке - медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.

Правила: идти по скамейке на четвереньках (на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 С ПОЛЗАНИЕМ И ЛАЗАНИЕМ

КОТЯТА И РЕБЯТА

Цель: развивать ловкость, быстроту движений, равновесие, упражнять в лазании по гимнастической стенке, в беге.


Подгруппа детей изображает котят, остальные— их хозяева (у каждого 1—2 котенка). Котята на заборчике— на второй-третьей перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока»,— говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают — просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята — хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью.
Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом;  убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика).

ПРОПОЛЗИ – НЕ ЗАДЕНЬ

Цель: учить детей проползать, не задевая за препятствие, развивать координацию движений, ловкость.

Дети располагаются в одной стороне комнаты. На расстоянии 3-4 м от них ставятся стулья, на сиденья которых положены гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.

ПРОПОЛЗИ ЧЕРЕЗ ОБРУЧ

Цель: учить детей ползать, опираясь на ладони и колени, проползать, не задевая за препятствие, развивать координацию движений, ловкость.

Воспитатель ставит обруч ободом на пол, придерживая его рукой сверху. Вызванный ребенок должен проползти на четвереньках через обруч, не задевая его, потом встать и похлопать в ладоши.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С МЕТАНИЕМ

УМНЫЕ СНЕЖКИ

Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.

Воспитатель предлагает детям помочь мышке перебраться через овраг. Для этого нужно с определенного расстояния кидать снежки и заполнить ими ведерко или ямку в снегу.

КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ МЕШОЧЕК

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику, ловкость, упражнять детей в метании.

5—6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.

ПОПАДИ В КРУГ

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику, ловкость, упражнять детей в метании.

Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1—1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.
Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.

                                                         
ПОПАДИ В ЦЕЛЬ

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику, ловкость, упражнять детей в метании.


Воспитатель ставит или подвешивает 2—3 вертикальные цели - это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5—2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2—3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.
Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

С ПЕРЕПРЫГИВАНИЕМ И СПРЫГИВАНИЕМ

СПРЫГНИ В КРУЖОК

Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях.

Воспитатель ставит невысокую скамейку (10-12 см), а перед нею чертит на земле круги диаметром 30-35 см. предлагает детям (по количеству кругов) стать на скамейку и спрыгнуть с нее в кружки. На скамейку становятся другие дети.

Указания к проведению: следить, чтобы при спрыгивании дети приземлялись сразу на обе ноги с носков и сгибая колени.

ВОРОБУШКИ И КОТ

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место.

Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики высотой 10-12 см, положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей сидит кот, он спит. «Воробушки вылетают на дорогу», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Указания к проведению. Скамейки и кубики следует раскладывать один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей.

НЕ ЗАДЕНЬ

Цель: учить детей перепрыгивать, отталкиваясь двумя ногами.

На земле кладут два шнура на небольшом расстоянии один от другого (15-20 см). Немного поодаль кладут еще два шнура уже на расстоянии 20-30 см. Дети по 8-10 человек одновременно подходят к первым шнурам и перепрыгивают через них. Те, кому это удается, подходят к шнурам, лежащим на большем расстоянии. Кто заденет шнур, прыгнет через то же расстояние еще раз.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

ЗАЙКА

Цель: учить детей собираться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения.

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши.

Потом выбирается другой зайка.

ОГУРЕЧИК

Цель: учить детей водить хоровод, выполнять несложные танцевальные движения.

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА

Цель: закреплять умение детей водить хоровод; развивать внимание, ориентировку в пространстве; упражнять в беге.

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.
Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

ИГРЫ СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ

ПУЗЫРЬ

Цель: закреплять умение детей собираться в круг, упражнять детей в приседании, в построении в круг.

 
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:


Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.
Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется.

Вариант игры:
После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются врассыпную (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»
В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза.

РОВНЫМ КРУГОМ

Цель: развивать координацию движений, упражнять в различных видах движений.


Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:
Ровным кругом

Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!
Дружно вместе,

Сделай вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.

ИГРЫ – ИМИТАЦИИ

КОТЯТА

Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.

Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!

СОЛНЫШКО

Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

 

(Медленно поднимают руки вверх)
Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше!

(Медленно опускают руки)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(«Фонарики»)

Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
(Хлопают в ладоши)

А под солнышком всем
Весело поется.

(Поднимаются на носочки)
Солнце рано утречком поднималось,

(«Умывают» лицо ладошками)
Студеной водицею умывалось.

(Топают)
Протоптало солнышко сто дорожек!

(Разводят руки в стороны)
Почему у солнышка столько ножек?

ЗАЙКА

Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

СОБАЧКА И ВОРОБЬИ

Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в прыжках на двух ногах, в беге врассыпную.

Скок-поскок,
Скок-поскок,
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей
Чив, чив, чив.
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою:
Чик-чирик!
(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала,
Воробушек распугала.

(Разбегаются врассыпную)

СИНИЧКИ

Цель: Развивать внимательность, упражнять в беге врассыпную, учить выполнять действия в соответствии с текстом.

Дети-синички сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и закрыв глаза.
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.

Вот в гнезде проснулись птички -
Разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают,
Громко песенку поют.

(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «пи-пи-пи».)

Птички, крылья расправляйте,
Поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям,
По садам и по лесам.

(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате.)

Вот нашли в кормушке крошки,
Поклевали их немножко.
Громко клювики стучат.
- Вкусно! - птички говорят.

(Присели на корточки, стучат пальцами по полу - «клюют».)

  

Осторожнее, синички,
Повнимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей!
Улетайте поскорей!

«Кот» (взрослый) крадется к детям. «Птички» летят в гнездо. Кот их ловит.

ЗАЙЦЫ И ВОЛК

Цель: учить выполнять действия в соответствии с текстом, развивать быстроту движений, упражнять в беге, в приседаниях.


Дети - зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет» - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой текст:
Заики скачут скок, скок
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк.

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием появляется волк и начинает ловить зайцев.
Ребенок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от кустов, где прячутся дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр и упражнений по социальному развитию детей с ОВЗ педагогам и родителям.

Картотека может быть использована как педагогами в образовательной деятельности, так и родителями в домашних условиях....

Картотека подвижных игр и упражнений с элементами спортивной игры «Футбол»

Для овладения техники действий с мячом подобраны подвижные игры и упражнения....

Картотека подвижных игр и упражнений (с "парашютом")

Картотека подвижных игр и упражнений (с "парашютом")...

Картотека подвижных игр и упражнений с элементами спортивной игры «Футбол»

Пояснительная записка     Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовл...

Картотека коррекционных и развивающих игр.Из книги Л.В.Шапковой"Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии".-М:Советский спорт-2002г.

Коррекционная педагогика.Картотека коррекционных и развивающих игр.Из книги "Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии" под общей редакцией профессора Л....

Картотека. Подвижные игры и игровые упражнения

Картотека. Подвижные игры и игровые упражнения...