Консультация для воспитателей «сенсорное воспитание детей раннего возраста »
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для воспитателей «сенсорное воспитание детей раннего возраста »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
Сенсорное развитие - это восприятие и формирование детей в процессе познания и исследования предметов их качеств и свойств: их пропорций, величина, форма, цвет, запах и вкус, положение в пространстве. В раннем дошкольном возрасте важное значение имеет сенсорное развитие. Именно в этом возрасте более всего совершенствуется деятельность органов чувств, происходит накопление представлений от окружающим мире. Представления о форме, цвете и других свойствах предметов — это результат усвоения детей сенсорной культурой.
Во время занятий рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием ребёнка наиболее активно происходит сенсорное познание мира.
В целях сенсорного развития ребёнка применяются также дидактические игры, закрепление полученных ранее знаний и умений. Сенсорное развлечение детей происходит в тесной взаимосвязи с другими разделами воспитания. Так, например, изучение форм и цветов предметов требует определённого развития физических и умственных способностей ребенка. Более всего это относится к мелкой моторике. Сочетание сенсорики и моторики необходимыми при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией где требуется работа пальцев, кисти рук, ладоней. Некоторые занятия по сенсорному развитию также предусматривают формирование нравственных норм поведения в коллективе.
Дидактический материал, которым пользуется воспитатель на занятиях по сенсорному воспитанию должен быть качественным: чистые тона, приятная фактура, что доставляет детям эстетическое удовольствие, способствует накоплений сенсорных познаний. На занятиях по сенсорному развитию может быть, использован такой дидактический материал как: коробки, планшеты с отверстиями различной формы, пирамидки с разноцветными и одноцветными кольцами, мозаика, фигурки различной геометрической формы и цветов, палочки, кубики, шары разных цветов, коврики с наклеиваемыми на них полосками различной длины и формы, деревянные доски со вкладышами. В дошкольном возрасте каждый определённый возрастной период является наиболее благоприятным для развития определённых звеньев сенсорного развития и общего нервно- психического развития ребёнка.
Сенсорное воспитание целенаправленно совершенствует, развивает у детей процессы: ощущения, восприятия, представлений. Эти процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет на который мы смотрим, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его мягкость (твердость, шероховатость; звуки, идущие от какого либо предмета, воспринимает наше ухо. Визуальные и аудио ощущения очень важны для полноценной жизни человека. Осязательные ощущения, обоняние и вкус очень важен для человека, но они не является доминантным. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Для этого существуют мерки, с которыми можно сравнивать предметы- эталоны.
Сенсорные эталоны - это общепринятые образы внешних свойств предметов. К ним относятся: семь цветов спектра и его оттенки; формы - геометрические фигуры, величины- метрические фигуры.
В слуховом восприятии эталоном является звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты. Во вкусе выделяют четыре основные вкуса (солёный, горький, сладкий, кислый) и их сочетаний, а также в обонянии есть деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжёлые запахи. Закрепить образы, накопленные в процессе восприятия, помогают слова. Образ, закреплённый в слова, легко воспроизвести в памяти ребёнка, для этого достаточно произнести слово-подсказку.
Сенсорное воспитание является основой познания мира, его фундаментом. Низкий уровень сенсорного развития резко снижает уровень дальнейшего образования ребёнка. Если на первом году жизни сенсорное воспитание предполагает знакомство ребёнка с многообразием внешних впечатлений и внешними признаками предметов.
В возрасте двух - трёх лет задачи сенсорного воспитания усложняются. Ребёнок знакомится со цветом, формой предметов, звуками окружающей среды, но не надо добиваться запоминания. Основная задача таких занятий- накопление разнообразного сенсорного опыта и умение использовать его в различных специализациях.
Старше трёх лет- основная задача сенсорного воспитания детей состоит в ознакомлении с сенсорными и общепринятыми способами их использования. Знания о цвете, форме, положении предметов в пространстве закрепляются и расширяются на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием, при получении элементарных математических познаний. Обоняние, вкус, осязание- развиваются в процессе повседневной жизни.
Начиная с четвёртого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны, устойчиво закреплённые в речи, представления о цветах, геометрических фигурах, и отношениях по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающим между элементами ряда, состоящими из большого количества предметов.
На пятом году жизни, одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способом обследования предметов: их группировки по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.
На основе этих задач разработана система дидактических игр для этого возраста. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей трёх-пяти лет сгруппированы по возрастным группам, а группах- по внешним свойствам предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств).
Процесс познания сенсорных этапов не ограничивается дошкольным возрастом, он большое влияние оказывает на протяжении школьного обучения.
Работая с детьми над темой «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» я поставила задачи:
– Научить детей сопоставлять формирование цвета, формы и величины у детей от 1, 5 до 3 лет.
– На занятиях по конструированию, ознакомлению с окружающим миром, лепке, изобразительной деятельности реализовывать полученные детьми знания.
– Определить наиболее рациональные методы и приёмы по формированию сенсорной культуры у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Воспитатель : Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г.Кропоткин
Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Воспитатель : Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 ...
Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Воспитатель : Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г.Кропоткин
Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Воспитатель КойносоваЕ.С....
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр» 19.07.2023
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»...
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»....
Консультация для воспитателей "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространст...