Терапевтические сказки
консультация (подготовительная группа) на тему

Терапевтические сказки как метод формирования нравственных представлений у дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Терапевтические сказки как метод формирования нравственных представлений у дошкольников

Цель проекта: 

- Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка.

Задачи проекта: 

- Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй совестливой жизни.

- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Актуальность

В наше время очень большое значение для каждого человека играет образование. Если у тебя нет образования и профессии – это как минимум считается странным. Каждый родитель дошкольника очень обеспокоен тем, чтобы его ребенок к школе знал буквы, цифры, умел читать, писать и решать математические задачи. Родители соревнуется, у кого из них ребенок посещает больше кружков и дополнительных занятий. Родители хотят достойного будущего для своих детей и это понятно. Сегодня само общество диктует нам это. Но как-то на второй план отходит вопрос о том, кем вырастит ребенок, станет ли он хорошим человеком? Важнее ли быть успешным, чем быть порядочным, добрым человеком? Как показывают исследования, воспитатели тоже, поддаваясь законам времени, отодвигают нравственное воспитание на задний план.

В науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов нравственного воспитания:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример).
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
  • методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Сказкотерапия - интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний; которая используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Как это возможно?

Во – первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира.

  • – вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействия с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В – третьих, в сказке отсутствует прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно.

Ребенок не является пассивным объектом формирования условиями окружающей действительности и ее влиянием. Он способен делать свой собственный выбор, соглашаться с тем, что нравится и отвергать то, что ему чуждо.

В советской педагогике изучением вопроса об использовании произведений устного народного творчества в воспитании детей занимались многие исследователи. Неоднократно подчеркивала педагогическую ценность сказок Е.А. Флерина. А.П. Усова в книге «Русское народное творчество в детском саду» характеризует народные песни, игры, сказки, потешки с точки зрения их значения в воспитании у ребенка моральных чувств.

Имеются исследования (М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.Ф. Луниной и др.), освещающие положительную роль художественной литературы, а также и народной сказки в нравственном воспитании детей .

В Санкт-Петербурге создан Институт сказкотерапии психолога, доктора психологии и его директора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она утверждает, что в античном мире, средневековье и сегодня человек проходит один и тот же путь от рождения до смерти, встречает на пути любовь, друзей, недругов и врагов, ищет себя, самоутверждается. Все эти этапы и события человеческого существования содержатся в сказках. На сегодняшний день в различных конспектах сказка применяется и как терапевтическое направление как в психологии, так и в воспитании, и в образовании, и в развитии.

Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

- Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна.

- Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребёнка.

- Сказка не дает прямых наставлений детям (например, «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.

- Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Методы сказкотерапии:

- чтение сказки

- рассказывание,

- инсценировка педагогом.

- беседа, обсуждение

- рисование сказки

- сочинение окончания сказки

- постановка или проигрывание сказки

- применение дидактических игр на материале знакомых сказок.

Темы:

  1.  «Что такое доброта?»

Русская народная сказка Царевна-лягушка». Просмотр мультфильма.

2. «Что такое гостеприимство?»

Инсценировка сказки «Лиса и журавль»

3. Беседа «Что такое милосердие?»

Чтение сказки В. Сутеева «Цветик – семицветик»

4. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Чтение сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка»

5. «Что значит быть ответственным?»

6. «Что такое трудолюбие?»

«Вершки и Корешки», «Кривая уточка»

7. «Что значит быть честным?»

Зайчонок «Белое Пятнышко»

8. «Что такое дружба?»

«Сказка про Аленушку и сестричку ее Сашеньку»

9. «Нужно ли помогать другим?»

Кому же идти за дровами? В. Сухомлинский

10. «Что значит быть храбрым?»

«Как лошадка Лу стала храброй»

11. «Как же просто быть ленивым»

«Труд красит человека».

12. «Нужно ли делиться?»

«А морковка уплыла», «Сказка о стане сладких булок»

Основной формой работы по сказкотерапии в нашем ДОУ признана деятельность, организованная по типу программы Надежды Михайловны Погосовой “Погружение в сказку”, а также используем сказкотерапию Святослава Сахарного «Сказки из дорожного чемодана», «Гак и Буртик в стране бездельников» и "Лабиринт души: Терапевтические сказки". Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терапевтические сказки в ДОУ

 Работая над развитием речи посредством театрализованной деятельности, я познакомилась с терапевтическими сказками. Это такие сказочные истории,     ...

Терапевтические сказки для будущих дошкольников

Поступления вашего ребенка в детский сад – очень важный для вас и вашего малыша этап. И он сопряжен с возможным появлением детских страхов (одиночества, общения, новых знакомств, отрыва от привычной ж...

КАК СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?

КАК СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?(Конструктор сказок)В мире существует огромное количество сказок. Однако, читая книгу за книгой вы, вероятно, уже заметили, что сюжеты некоторых из них...

Терапевтические сказки

Консультация для родителей...

арт-терапевтическая сказка

Тимошка и ТемнотаВ одном городе не очень большом, но и не очень маленьком, очень похожем на тот, где живёшь ты, жил-был мальчик. Звали его Тимофей, а родители и друзья называли его Тимошка. Был Тимошк...

Терапевтические сказки: Сказка о двух братьях и сильной воле.

Терапевтические сказки: Сказка о двух братьях и сильной воле...

Терапевтические сказки: Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться

Терапевтические сказки: Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться ...