Консультация для воспитателей. Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью. Воспитатель Сироткина Н. Ф.
консультация (старшая группа) на тему
«Социальная роль - это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или социальной группе определенное положение» (Р.С. Немов). Овладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становления социального опыта. Ребенок социализируется и приобретает социальный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью, общаясь с людьми, выполняя различные социальные роли, усваивая модели поведения.
Поскольку человек – существо общественное и не может жить вне общества, ему необходимо вести себя так, чтобы жить в обществе – быть полезным ему и принимаемым им. Так появился этикет и сформировались этикетные нормы поведения. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова дается такое определение этикета: «Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения».
По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты.
Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.
Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и в детском саду. Одно из важнейших назначений обучения правилам этикета – научить ребенка проявлению любви: любви к людям, которые окружают, и к людям вообще, любви к животным и растениям, и к природе вообще, любви к миру, а значит, и к жизни.
Обучение детей правилам этикета должно вестись системно и продуманно, так как оно влияет на воспитание души ребенка, на выработку им собственной тактики поведения, которая может быть успешной или, наоборот, приносить неудачи. Как отмечал А. С. Макаренко, «воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать… это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое – перевоспитание… Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения…».
При обучении дошкольников правилам этикета следует руководствоваться основными положениями программ по воспитанию детей в дошкольном учреждении.
В младшей и средней группах воспитатель подготавливает обучение детей правилам этикета. Приучает младших дошкольников к совместной игровой и трудовой деятельности в детском коллективе. Вводит в их жизнь простейшие трудовые действия по самообслуживанию, воспитывает культурно – гигиенические навыки. Проводит работу по формированию у детей навыков вежливого общения и поведения.
В средней группе воспитатель уделяет большое внимание формированию у детей уважения к взрослым людям как близкого, так и дальнего окружения, культуры общения с ними, воспитанию бережного отношения к игрушкам, книгам, предметам, учебным пособиям; развитию в детях способности чувствовать состояние других людей, сопереживать им, осознавать необходимость вежливого поведения. Дошкольник 4-5 лет способен осознавать свои негативные поступки, то, что он обидел товарища, огорчил маму, доставил близким людям неприятность. Расширение трудовой деятельности дошкольников, например дежурства в группе, строится на формировании у них ответственности за порученное дело, стремлении к согласованности действий, желании выполнить свое дело как можно лучше, чтобы совершить поступок, приятный товарищам, воспитателю, родителям.
В старшей и подготовительной группах педагогическая работа по воспитанию у детей культуры поведения ведется на основе обучения их правилам этикета. Воспитатель вводит в сознание детей, что соблюдение человеком этих правил показывает другим людям его хорошее, доброжелательное и уважительное к ним отношение. Ребенок убежден, что главное достоинство человека – любовь и уважение к людям. Соблюдение правил этикета позволяет ему демонстрировать эти качества по отношению к окружающим людям. Одно из главных нравственных правил, лежащих в основе этикета: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Главным содержанием занятий по основам этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В такие занятия можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные досуги, экскурсии, посещение театра, музея и т. д. – все это создает условия для наилучшего усвоения детьми принятого в обществе порядка поведения. Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Она не только развлекает и увлекает ребенка, но и способствует его социализации, т. е. активному вхождению в жизнь общества, усвоению общественного порядка, приобретению навыков общежития, а также умения воздействовать на окружающую среду.
В сюжетно – ролевых играх, которым принадлежит ведущая роль, дети познают многие поведенческие правила. Это их первая социальная практика. Например, играя во врача и больных, дети соблюдают правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети проникаются их чувствами и целями, сопереживают им и это ведет к развитию у них самих «социальных» эмоций, начал нравственности.
Очень близки к сюжетно - ролевым играм театрализованные игры, поскольку и в тех и других имеются сюжет и роли, отражаются отношения между людьми. Полюбившиеся герои не только запоминаются, но и становятся образцом для подражания. У детей воспитываются активность, уверенность в своих силах, инициативность, чувство коллективизма, также развиваются творческие способности. Творчество проявляется в изображение персонажа – доброго, веселого, готового оказать помощь, защитить слабого, а также в умении соблюдать требования, заложенного содержанием произведения. Следовательно, происходит приучение к общественно - ценному поступку, действию, поведению, которое из театральной игры переносится в жизнь детей.
Традиционные народные игры («Бояре, а мы к вам пришли», «Садовник», «Ручеек» и др.) хороши не только тем, что дошкольники слышат и запоминают исконно русскую речь, получают сведения из истории нашего народа. Они также осознают, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях.
Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Их задачи соответствуют виду занятий – слушать музыку, переживать ее, петь, танцевать, соблюдая ритм, и т. п. Но и здесь есть место для этикета. Помогают ли они друг другу выразить себя, радуются ли совместному хорошему исполнению своих товарищей, ухаживают ли мальчики за девочками, доставляют ли себе и окружающим людям удовольствие?
В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются. Общие интересы, цели, задания, совместные действия, необходимые в подвижных играх, способствуют воспитанию положительных взаимоотношений детей друг с другом основанных на проявлении нравственной активности. Действия играющих детей определяются обязательным соблюдением правил, что способствует формированию дисциплинированности.
Игры со строительным материалом способствуют развитию у детей конструктивных способностей и умений, мышления, пространственного воображения. В таких играх также присутствуют правила поведения. Дети договариваются о том, что и как будут строить, какие при этом роли будут выполнять. Как они обговаривают условия работы? Учитывают ли желания и мнения друг друга, не обижают ли товарищей?
Широко используются при отработке правил этикета дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка, его познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Умственное воспитание в такой игре тесно связано с нравственным. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Таковы, например, игры, в которых необходимо определить, «что такое хорошо и что такое плохо», выбрать иллюстрации, в которых демонстрируется правильное и неправильное поведение детей.
Большой интерес у дошкольников вызывают и настольно-печатные игры. Они помогают отработать навыки детей в культуре внешнего вида (лото «Кого одеть и что надеть»). В игре «Настольный телефон» дети запоминают правила этикета телефонного разговора.
Воспитатели и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению.
Воспитание культуры поведения у детей предполагает совместную работу воспитателя и родителей.
Цели воспитателя в работе с родителями:
убедить их в необходимости обучения детей правилам этикета;
добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении;
расширить их знания по содержанию этикета.
Для того, чтобы родители стали союзниками педагога в деле воспитания у детей культуры поведения, чтобы они знали, как правильно воздействовать на ребенка и какие способы воздействия наиболее эффективны, можно порекомендовать им специальную литературу: книги или статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др. Порекомендовать литературу для детского чтения; игры и упражнения, в которых дети запоминают правила речевого этикета, этикета телефонного разговора, правила этикета в общественных местах, гостевого, подарочного, столового, семейного и этикета межличностных отношений.
Мы социально ориентируем ребенка в человеческом мире, учим его налаживать доброжелательные отношения с окружающими людьми, близкими, знакомыми, незнакомыми, проявлять чувство любви, дружбы, товарищества, уважения. Все те навыки и умения, полученные в дошкольном детстве, пригодятся и помогут ребенку в дальнейшей жизни.
Используемая литература
Основная образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н.А.Васильевой. Мозаика – Синтез М., 2016.
И.Н.Курочкина «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М. : Просвещение, 2007.
Е. А. Алябьева «Воспитание культуры поведения» ТЦ Сфера, 2009
Е.А. Алябьева Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М.: ТЦ Сфера, 2016.
Р.А. Жукова «Игра как средство социально – эмоционального развития» ИТД Корифей – 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад комбинированного вида «Теремок»
Консультация для воспитателей
Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью.
Воспитатель
Сироткина Н. Ф.
Г. Шлиссельбург
«Социальная роль - это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или социальной группе определенное положение» (Р.С. Немов). Овладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становления социального опыта. Ребенок социализируется и приобретает социальный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью, общаясь с людьми, выполняя различные социальные роли, усваивая модели поведения.
Поскольку человек – существо общественное и не может жить вне общества, ему необходимо вести себя так, чтобы жить в обществе – быть полезным ему и принимаемым им. Так появился этикет и сформировались этикетные нормы поведения. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова дается такое определение этикета: «Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения».
По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты.
Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.
Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и в детском саду. Одно из важнейших назначений обучения правилам этикета – научить ребенка проявлению любви: любви к людям, которые окружают, и к людям вообще, любви к животным и растениям, и к природе вообще, любви к миру, а значит, и к жизни.
Обучение детей правилам этикета должно вестись системно и продуманно, так как оно влияет на воспитание души ребенка, на выработку им собственной тактики поведения, которая может быть успешной или, наоборот, приносить неудачи. Как отмечал А. С. Макаренко, «воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать… это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое – перевоспитание… Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения…».
При обучении дошкольников правилам этикета следует руководствоваться основными положениями программ по воспитанию детей в дошкольном учреждении.
В младшей и средней группах воспитатель подготавливает обучение детей правилам этикета. Приучает младших дошкольников к совместной игровой и трудовой деятельности в детском коллективе. Вводит в их жизнь простейшие трудовые действия по самообслуживанию, воспитывает культурно – гигиенические навыки. Проводит работу по формированию у детей навыков вежливого общения и поведения.
В средней группе воспитатель уделяет большое внимание формированию у детей уважения к взрослым людям как близкого, так и дальнего окружения, культуры общения с ними, воспитанию бережного отношения к игрушкам, книгам, предметам, учебным пособиям; развитию в детях способности чувствовать состояние других людей, сопереживать им, осознавать необходимость вежливого поведения. Дошкольник 4-5 лет способен осознавать свои негативные поступки, то, что он обидел товарища, огорчил маму, доставил близким людям неприятность. Расширение трудовой деятельности дошкольников, например дежурства в группе, строится на формировании у них ответственности за порученное дело, стремлении к согласованности действий, желании выполнить свое дело как можно лучше, чтобы совершить поступок, приятный товарищам, воспитателю, родителям.
В старшей и подготовительной группах педагогическая работа по воспитанию у детей культуры поведения ведется на основе обучения их правилам этикета. Воспитатель вводит в сознание детей, что соблюдение человеком этих правил показывает другим людям его хорошее, доброжелательное и уважительное к ним отношение. Ребенок убежден, что главное достоинство человека – любовь и уважение к людям. Соблюдение правил этикета позволяет ему демонстрировать эти качества по отношению к окружающим людям. Одно из главных нравственных правил, лежащих в основе этикета: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Главным содержанием занятий по основам этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В такие занятия можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные досуги, экскурсии, посещение театра, музея и т. д. – все это создает условия для наилучшего усвоения детьми принятого в обществе порядка поведения. Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Она не только развлекает и увлекает ребенка, но и способствует его социализации, т. е. активному вхождению в жизнь общества, усвоению общественного порядка, приобретению навыков общежития, а также умения воздействовать на окружающую среду.
В сюжетно – ролевых играх, которым принадлежит ведущая роль, дети познают многие поведенческие правила. Это их первая социальная практика. Например, играя во врача и больных, дети соблюдают правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети проникаются их чувствами и целями, сопереживают им и это ведет к развитию у них самих «социальных» эмоций, начал нравственности.
Очень близки к сюжетно - ролевым играм театрализованные игры, поскольку и в тех и других имеются сюжет и роли, отражаются отношения между людьми. Полюбившиеся герои не только запоминаются, но и становятся образцом для подражания. У детей воспитываются активность, уверенность в своих силах, инициативность, чувство коллективизма, также развиваются творческие способности. Творчество проявляется в изображение персонажа – доброго, веселого, готового оказать помощь, защитить слабого, а также в умении соблюдать требования, заложенного содержанием произведения. Следовательно, происходит приучение к общественно - ценному поступку, действию, поведению, которое из театральной игры переносится в жизнь детей.
Традиционные народные игры («Бояре, а мы к вам пришли», «Садовник», «Ручеек» и др.) хороши не только тем, что дошкольники слышат и запоминают исконно русскую речь, получают сведения из истории нашего народа. Они также осознают, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях.
Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Их задачи соответствуют виду занятий – слушать музыку, переживать ее, петь, танцевать, соблюдая ритм, и т. п. Но и здесь есть место для этикета. Помогают ли они друг другу выразить себя, радуются ли совместному хорошему исполнению своих товарищей, ухаживают ли мальчики за девочками, доставляют ли себе и окружающим людям удовольствие?
В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются. Общие интересы, цели, задания, совместные действия, необходимые в подвижных играх, способствуют воспитанию положительных взаимоотношений детей друг с другом основанных на проявлении нравственной активности. Действия играющих детей определяются обязательным соблюдением правил, что способствует формированию дисциплинированности.
Игры со строительным материалом способствуют развитию у детей конструктивных способностей и умений, мышления, пространственного воображения. В таких играх также присутствуют правила поведения. Дети договариваются о том, что и как будут строить, какие при этом роли будут выполнять. Как они обговаривают условия работы? Учитывают ли желания и мнения друг друга, не обижают ли товарищей?
Широко используются при отработке правил этикета дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка, его познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Умственное воспитание в такой игре тесно связано с нравственным. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Таковы, например, игры, в которых необходимо определить, «что такое хорошо и что такое плохо», выбрать иллюстрации, в которых демонстрируется правильное и неправильное поведение детей.
Большой интерес у дошкольников вызывают и настольно-печатные игры. Они помогают отработать навыки детей в культуре внешнего вида (лото «Кого одеть и что надеть»). В игре «Настольный телефон» дети запоминают правила этикета телефонного разговора.
Воспитатели и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению.
Воспитание культуры поведения у детей предполагает совместную работу воспитателя и родителей.
Цели воспитателя в работе с родителями:
убедить их в необходимости обучения детей правилам этикета;
добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении;
расширить их знания по содержанию этикета.
Для того, чтобы родители стали союзниками педагога в деле воспитания у детей культуры поведения, чтобы они знали, как правильно воздействовать на ребенка и какие способы воздействия наиболее эффективны, можно порекомендовать им специальную литературу: книги или статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др. Порекомендовать литературу для детского чтения; игры и упражнения, в которых дети запоминают правила речевого этикета, этикета телефонного разговора, правила этикета в общественных местах, гостевого, подарочного, столового, семейного и этикета межличностных отношений.
Мы социально ориентируем ребенка в человеческом мире, учим его налаживать доброжелательные отношения с окружающими людьми, близкими, знакомыми, незнакомыми, проявлять чувство любви, дружбы, товарищества, уважения. Все те навыки и умения, полученные в дошкольном детстве, пригодятся и помогут ребенку в дальнейшей жизни.
Используемая литература
Основная образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н.А.Васильевой. Мозаика – Синтез М., 2016.
И.Н.Курочкина «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М. : Просвещение, 2007.
Е. А. Алябьева «Воспитание культуры поведения» ТЦ Сфера, 2009
Е.А. Алябьева Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М.: ТЦ Сфера, 2016.
Р.А. Жукова «Игра как средство социально – эмоционального развития» ИТД Корифей – 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ
Консультация для воспитателей." Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью"...
Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...
Консультация для воспитателей Специфические особенности процесса овладения словарем дошкольниками.
В общей системе речевой работы в дошкольном образовательном учреждении обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»
Скоординировать педагогов-воспитателей, и сориентировать молодых специалистов на значимое повышение своей компетентности в сфере музыкально-эстетического развития дошкольников....
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника"
Самостоятельно детям трудно увидеть проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются....
Консультация для родителей: "ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ".
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. Эти...
Статья «Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью»
laquo;Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью»...