Экологическое воспитание дошкольников средствами моделирования
презентация к уроку (старшая группа)
В данной презентации кратко описаны, некоторые средства моделирования по экологическому воспитанию. Ведь метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности.Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация экологического воспитания средствами моделирования дошкольников | 663.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моделирование в экологическом воспитании дошкольника. Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания . Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве . Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления , сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры . Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основная задача экологического воспитания заключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания . Экология – это наука , изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия . Воспринимая природу , ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование , которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования .
Что такое модель и моделирование ? Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника , направленная на создание и использование моделей . Исследования ученых психологов ( Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А) , доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования , процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста . Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом . В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера : создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.
Метод моделирования в экологическом воспитании. Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов , явлений природы. Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе . Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия .
Модель и его виды. Модель - это предметное , графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей- называется моделирующая деятельность . Например : глобус –это предметная модель Земли , а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью . Главной характеристикой модели , является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта. В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей: Предметные: в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек. Предметно-схематические: в них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Графические: графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.
Цель и задачи моделирования в экологическом образовании. Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи : Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать. Учит выделять признаки предметов , классифицировать их, выделять противоречивые свойства. Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире. Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников .
примеры графических и предметно-схематических моделей. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении .
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Кольца Луллия - это один из вариантов использования метода морфологического анализа. А. М. Страунинг утверждал, что морфологический анализ- один самых распространённых методов поиска новых решений, идей,- является первым примером системного подхода к перебору вариантов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полоролевое воспитание дошкольников средствами моделирования
Использование моделей в полоролевом воспитании является одним из эффективных средств в работе с детьми....
"Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края"
Из опыта работы...
Педсовет в ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы"
Педсовет в ДОУ«Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы» Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....
Презентация по экологическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности
Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающе...
Экологическое воспитание дошкольников средствами экспериментальной деятельности.
Мы живем в такое время, когда экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязн...
Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора
Консультация для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора"...
Обобщение опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы ДОУ"
В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – эколог...