Проект «Новогодняя ёлка»
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,
ул. Советская,43
Проект «Новогодняя ёлка»
Воспитатель I квалификационной категории: Штырева У.С.
2016
Проект «Новогодняя ёлка»
Новогодняя ель – непременный атрибут празднования Нового года и Рождества.
История. Традиция украшения деревьев к празднику существовала в мире со времен Древнего Египта. Египтяне, правда, из-за отсутствия елей украшали пальмы.
В древние времена многие народы отмечали праздники в период с 25 декабря примерно до 7 января. Например: день зимнего солнцестояния. В этот день разные народы воздавали хвалу своим богам: египтяне – Осирису, вавилоняне – Таммузу и т.п. Римляне праздновали день победы Сатурна над зимой и дарили друг другу подарки. Римская церковь, безусловно, не одобряла празднования этого языческого праздника, и примерно в 10 веке было принято решение заменить Сатурналии днем рождения Христа.
На территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель». Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским растительным символом, Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия.
Чаще всего начало использования ели как символа Рождества связывают с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера (1483-1546), хотя в XVI веке этот обычай еще не получил на территории Германии широкого распространения. Лютеру же приписывается и устройство рождественского дерева в доме. Исторические свидетельства этого факта отсутствуют. Достоверно известно лишь то, что именно Лютер действительно санкционировал, утвердил и одобрил празднование Рождества как мирского праздника, полагая, что это может послужить основанием для вполне невинных общественных удовольствий и семейных торжеств, в которых особое место уделяется детям.
Освоенный в Германии обычай к началу XIX столетия начинает распространяться по другим странам Европы. Первыми переняли у немцев рождественское дерево жители северных европейских стран, хотя наряженная елка не получила среди них полного признания вплоть до середины XIX века.
Постепенно традиция приносить в дом елку распространилась по всей Европе. Сначала елки появлялись только в домах богатых людей. Обычай же повсеместно устанавливать в домах елки появился около 150 лет назад.
В Россию новогодние обычаи привез Петр I. До этого В средневековой Руси под Рождество строили “вертеп” – композицию из фигур младенца Иисуса и его родителей на фоне пещеры. Иногда к ним присоединяли фигуры вола, осла и пастухов. Это было наглядным напоминанием о смысле праздника – рождении Иисуса Христа. Дом украшался при помощи ветвей плодовых деревьев. Для того чтобы они распустились к наступлению Рождества, их заблаговременно ставили в воду
По указу Петра 1 было велено: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».
Актуальность.
Сегодня существует множество вариантов елей на самый привередливый вкус: маленькие и большие, искусственные и настоящие, дорогие и не очень.
Конечно, классическая новогодняя елка – это живое дерево с длинными лапами, густо утыканными иголками. Когда такую ель вносят в дом с мороза, она постепенно оттаивает в тепле, и через некоторое время в дом приходит запах праздника – запах смолы и иголок, запах белого морозного снега и новогодних чудес. Для сохранения наших лесных богатств новогоднее дерево можно заменить искусственным, самостоятельно сделанным.
Сделанная вашими руками вещь дарит дому тепло и уют, вашим родственникам и друзьям – радость от оригинального подхода, а вам – удовольствие от хорошо выполненной работы и экономию в семейном бюджете. Ведь цена такой вещи не рубли, а ваше умение, терпение, желание сделать приятное близким, ваша фантазия и творчество! В этом заключается актуальность поделки, выполненной своими руками.
Также в процессе подготовительной работы в рамках проекта расширяются знания и представления детей о празднике Новый год.
Цель проекта: изготовление поделки «Новогодняя ёлка»
Задачи: 1. Обобщение представлений учащихся о различных способах изготовления новогодней ёлки.
2. Развитие творческих способностей учащихся и речевой активности.
3. Воспитание эстетического вкуса.
4. Коррекция мелкой моторики.
В проекте будут рассмотрены следующие образовательные области:
- Социализация.
- Коммуникация.
- Музыка.
- Творческая деятельность.
- Театральная деятельность.
Проблема: недостаточный социальный опыт учащихся.
Планируемые результаты проекта:
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Тип проекта: творческий, информационный, краткосрочный.
Срок проведения: декабрь 2016г.
План проекта:
I этап. Организационный.
- Разработка портфолио проекта.
- Социологический опрос учащихся.
II этап. Творческий.
- Чтение художественной литературы.
- Отгадывание загадок.
- Прослушивание аудиозаписей.
- Театральная деятельность (инсценировка стихотворения для детей средней группы детского сада).
- Продуктивная деятельность (изготовление аппликации).
III этап. Заключительный.
- Оформление портфолио проекта.
- Организация выставки «Мастерская Деда Мороза».
- Создание презентации «Наш проект»
Приложения
Приложение 1.
Социологический опрос воспитанников
- Какую ёлку в Новый год вы нарядите дома?
Предполагаемые ответы:
А. Искусственную ёлку.
Б. Живую ёлку.
В. Не поставим вообще.
Опрос показал, что во всех семьях (24 человека – 100%) дом будет украшен новогодней ёлкой. 18 человек – 75% решили, что поставят искусственную ёлку, причем так поступают уже не первый год. А 6 человека – 25% рассказали, что традиционно украсят дом живой ёлкой.
Таким образом, социологический опрос показал, что в большинстве семей украшать дом будет искусственная ёлка.
Приложение 2.
Перечень произведений
художественной литературы
- «Как я встречал Новый год» по В. Голявкину.
- «Снежная баба» В. Орлов.
- «Снежинка» К. Бальмонт.
- «Дед Мороз» З. Александрова.
- «Четыре желания» К. Ушинский.
- «Снежная книга» В. Бианки.
Приложение 3
Тематические загадки
- И малыш, и пятиклассник очень любят этот праздник.
Любят ёлку наряжать, садик, школу украшать.
И в костюме маскарадном Дедушку Мороза ждать. (Новый год)
- Замела я все вокруг, прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку, я отправила на юг.
Я морозна и бела, и надолго к вам пришла. (Зима)
- По ночам, в морозной мгле, я рисую на стекле.
Утром виден из-за штор мой затейливый узор.
Все деревья и кусты небывалой красоты. (Иней)
- Бородатый и седой, но в душе он молодой.
Всем подарки принесет этот дед на Новый год. (Дед Мороз)
- Вся из снега, изо льда, но не мерзнет никогда.
Вместе с дедушкой придет к ребятне на Новый год. (Снегурочка)
- Вся она в фонариках, разноцветных шариках,
В шишках, веточках стоит, у нее нарядный вид. (Ёлка)
- Мне у ёлки на верхушке никогда не страшно.
Я сверкаю на макушке, как на Спасской башне.
- Ёлочка зажглась, и вдруг все ребята встали в круг.
Каждый с кругом тем знаком. Как его мы назовем? (Хоровод)
- Обо мне идет молва, что для ёлки я листва.
Знает даже не биолог – я мороза не боюсь.
Вся из тысячи иголок, если тронете – колюсь. (Хвоя)
- Хоть в бору она растет, в дом приходит в стужу.
Рядом с ней мы в Новый год хоровод закружим.
В зимний день она в игрушках,
Вся в гирляндах и хлопушках. (Ёлка)
Приложение 4
Перечень аудиозаписей
- «Откуда приходит Новый год».
- «Дед Мороз – красный нос».
- «Новогодний танцевальный суперхит».
- «Славный праздник».
- «В лесу родилась елочка».
- «Елочка – елка».
Приложение 5
Конспект
инсценировки стихотворения
С. Михалкова «Ёлка»
Цель: формирование творческой активности учащихся.
Задачи: 1. Закрепить знание стихотворения С. Михалкова «Елка».
2.Развивать произвольное внимание, образную память.
3. Воспитывать чувство коллективизма.
4. Формировать навык самоконтроля.
Оборудование: костюмы: матрешки, Новый год; наголовники: ёлки, хлопушки, фонарики; ёлочные украшения: флажки, фонарики, шары, снежки.
Ход работы
Звучит новогодняя мелодия.
Ведущий:
- Ребята, вы любите Новый год? Когда мы его встречаем? (Ответы детей).
- К Новому году мы с вами готовим новогодние костюмы, разучиваем песни, стихи.
Дети рассказывают стихи: «Здравствуй Новый год!» Г. Скребицкого; «Дед Мороз» Г. Ладонщикова; «Снег» И. Бунина.
Затем ребята играют в игру «Снежки». Правила игры: разбросанные «снежки» нужно собрать, по одному, в корзину. Побеждает тот, кто принесет больше «снежков».
Звучит новогодняя мелодия. Входит Вика в костюме елочки.
Инсценировка стихотворения «Ёлка».
1 ребенок. Были бы у елочки ножки,
Побежала бы она по дорожке,
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
(танец елочки).
Закружились бы на елочке игрушки,
Разноцветные фонарики, хлопушки!
(выбегают и танцуют дети в костюмах фонариков и хлопушек)
Завертелись бы на елочке флаги
Из пунцовой и серебряной бумаги!
(выбегают и кружатся дети в костюмах флажков)
Засмеялись бы на елочке матрешки
И захлопали б от радости в ладошки!
(танец матрешек)
Ведущий:
- Какие веселые и озорные, да нарядные матрешки! Давайте мы елочку нарядим!
Игра «Наряди елку». Правила: создаются 2 команды. Участники команд по очереди берут по одному шарику из корзины и прикрепляют на елочку. Побеждает та команда, которая быстрее и аккуратнее украсит елку.
2 ребенок:
- К нам сегодня у ворот постучался Новый год! (выходит мальчик в костюме Нового года).
- Новый, Новый, молодой,
С золотистой бородой! Хоровод «Веселый народ».
Технологическая карта
изготовления поделки «Новогодняя елка»
- Приготовить рабочее место.
- Обвести ладони простым карандашом на цветной бумаге.
- Аккуратно вырезать фигуры по контуру.
- Приготовить основу (из ватмана) поделки в форме треугольника.
- Наклеить вырезанные элементы (ладошки) на основу.
- Закрепить готовую поделку на стене.
Выставки «Мастерская Деда Мороза»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогоднего праздника "Летний бал у новогодней ёлки"
"Летний бал у новогодней ёлки" - на протяжении утренника дети рассказывают Дедушке морозу - Что такое лето.Лето это - цветы и пчелы, ягушки, кузнечики, жуки и бабочки....
Сценарий новогоднего утренника для детей младшего и среднего возраста "Лесная полянка", сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста "Приключения у Новогодней ёлки"
Дети со Снегурочкой отправляются в лес искать Деда Мороза. В лесу на полянке они встречают гнома. он их провожает на полянку к Дедушке Морозу. сценарий для саршего возраста, Баба Яга заколдовывает Дед...
Проект "Новогодняя ёлка"
Краткосрочный проект для группы продлённого дня 3 класса, дети с ООП....
Проект во второй младшей группе на тему: «Вокруг Новогодней ёлки»
Активизация творческого потенциала родителей и детей, работа над созданием коллектива педагоги + дети + родители, формирование у родителей потребности принимать активное участие в подготовке к праздни...
Сценарий новогоднего праздника «НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ У НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ или Т У М Б А – Ю М Б А Н О В Ы Й Г О Д »
Сценарий новогоднего праздника «НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ У НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ или Т У М Б А – Ю М Б А Н О В Ы Й Г О Д» будет интересен тем, кто любит неординарное провед...
Проект "Новогодняя ёлка"
Согласно технологии «Ситуация месяца» по теме «Новогодний подарок»....
Проект «Городская Ёлка – символ новогоднего Петербурга»
В рамках освоения программы «Азбука Петербурга», включающая в себя годовой цикл тем, разработанный для старшей и подготовительной к школе групп на учебный год. Был реализован проект...