Использование игровых технологий в социально – личностном развитии дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в социально – личностном развитии дошкольников
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Иванова Анастасия Сергеевна
Воспитание осуществляется обществом и государством, в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным воспитанием.
Существует два подхода:
Первый подход может быть назван субъект-объектным. Подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой.
Второго подход можно определить как субъект-субъектный. Подход исходит из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого.
Развитие — процесс многоплановый. Это и развитие отдельных систем организма (костной, мышечной, кровеносной и пр.), и психических функций человека (ощущений, восприятия, памяти и т.д.).
Развитие человека детерминируется, рядом источников и обстоятельств:
• природными задатками
• потребностями
• сотрудничеством с другими людьми
• социальной средой
Человек не остается пассивным в процессе социализации. Его активность может проявиться не только в ходе усвоения и воспроизводства культуры, но и в осознании, появлении необходимости, желания изменить что-либо в себе.
Само-изменение — это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (как правило — частично, редко — полностью).
Самосовершенствование — развитие, преобразование имеющихся задатков, черт, свойств: укрепление здоровья, отдельных систем организма; развитие физических задатков; уход за внешностью, ее улучшение; укрепление волевой сферы; совершенствование памяти, дикции, речи, коммуникативных способностей и умений; овладение различными интеллектуальными и инструментальными умениями; повышение общекультурного уровня; подавление проявлений негативных задатков, свойств и т.п.
От характера приспособления человека на том или ином этапе его жизни, в тех или иных социальных обстоятельствах во многом зависит, происходит ли его развитие (меняются ли его вектор, содержание, темп и пр.), а также само-изменение (меняются ли его вектор, аспекты, способы и пр.).
Приспособление — процесс взаимодействия человека с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий его участников.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого.
Относительно социально контролируемая социализация представляет собой совокупность нескольких видов воспитания:
• семейного, осуществляемого в семье (но далеко не в каждой, о чем речь пойдет в разделе о семье)
• религиозного, осуществляемого по отношению к последователям той или иной конфессии религиозными организациями
• социального, осуществляемого специально созданными обществом и государством воспитательными организациями
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо» и не противоречит традициям ближайшего окружения.
Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Социальное воспитание, представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития, ценностной ориентации и само-изменения.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трёх взаимосвязанных и в тоже время относительно автономных по содержанию, формах, стилю и стилю взаимодействия процессах:
- Организация социального опыта
- Образование
- Индивидуальная помощь
Самый главный инструмент в социализации дошкольников это игры: дидактические, сюжетно – ролевые, игры – путешествия, игры с мячом, тематические, развивающие и практические ситуации.
Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации своих достижений со стороны окружающих. Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д. И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними.
Организация разнообразных ситуаций и игр обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.
Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана.
Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.
Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.
Вот некоторые ситуации, которые находят наибольший эмоциональный отклик у ребят:
- Практические ситуации гуманистического выбора.
Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы и нужды других или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?
Например, оставить рисунок себе или отдать рисунок, поделку на выставку, откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.
- Практические ситуации проблемного характера «Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки, не хватает цветной бумаги. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы, делятся, помогают спросить если ребенок стесняется.
- Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».
Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.
Можно организовать ситуации «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы», «Покажем игру».
- Очень увлекают детей ситуации: «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.
Различные игры в социализации детей:
- Игры с мячом: «Мои друг», «Вежливые слова», «Я знаю 5…», «Моё имя…», «Люблю – не люблю», «Съедобное – не съедобное»
- Игры с карточками: «Угадай настроение», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Поиграйка», «Лото».
- Игры на тему семья, сюжетно – ролевые игры: «Мама заболела», «В гостях», «На экскурсии», «В театре», «Выходной день», «Мой дом, моя крепость».
- Игры на тему улица города: «Права детей среди людей», «Где ты живёшь?», «Путешествие по городу».
- Дидактические игры: «Подумай – отгадай», «Кто больше знает?», «Угадай-ка», «Объясни», «Ответь на вопросы», «Опиши», «Бывает – не бывает», «Противоположности».
- Игры по сказкам: «Додумай сказку», «Как помочь героям?», «Придумай другой конец сказки», «Назови сказку».
- Игры – путешествия: «По лесной полянке», «Если бы я был волшебником», «В мире профессий», «Кто больше заметит небылиц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...
«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»
материал взят для самообразования по социально-личностному развитии и коммуникации дошкольников....
Семинар-практикум "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников"
игры...
«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей.Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. ФГОС выдвигает ряд требований к социал...
«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»
Сформировать у слушателей семинара представление о специфике средств, методов, приемов социально-личностного развития детей в условиях Центра игровой поддержки дошкольников....
"Использование игровых технологий в социально- личностном развитии дошкольников"
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образова...
статья "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. "
Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников....