Использование игровых технологий в социально – личностном развитии дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в социально – личностном развитии дошкольников

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

Иванова Анастасия Сергеевна

Воспитание осуществляется обществом и государством, в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным воспитанием.

Существует два подхода:

Первый подход может быть назван субъект-объектным. Подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой.

Второго подход можно определить как субъект-субъектный.  Подход исходит из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого.

Развитие — процесс многоплановый. Это и развитие отдельных систем организма (костной, мышечной, кровеносной и пр.), и психических функций человека (ощущений, восприятия, памяти и т.д.).

Развитие человека детерминируется, рядом источников и обстоятельств:

• природными задатками

• потребностями

• сотрудничеством с другими людьми

• социальной средой

Человек не остается пассивным в процессе социализации. Его активность может проявиться не только в ходе усвоения и воспроизводства культуры, но и в осознании, появлении необходимости, желания изменить что-либо в себе.

Само-изменение — это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (как правило — частично, редко — полностью).

Самосовершенствование — развитие, преобразование имеющихся задатков, черт, свойств: укрепление здоровья, отдельных систем организма; развитие физических задатков; уход за внешностью, ее улучшение; укрепление волевой сферы; совершенствование памяти, дикции, речи, коммуникативных способностей и умений; овладение различными интеллектуальными и инструментальными умениями; повышение общекультурного уровня; подавление проявлений негативных задатков, свойств и т.п.

От характера приспособления человека на том или ином этапе его жизни, в тех или иных социальных обстоятельствах во многом зависит, происходит ли его развитие (меняются ли его вектор, содержание, темп и пр.), а также само-изменение (меняются ли его вектор, аспекты, способы и пр.).

Приспособление — процесс взаимодействия человека с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий его участников.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого.

Относительно социально контролируемая социализация представляет собой совокупность нескольких видов воспитания:

• семейного, осуществляемого в семье (но далеко не в каждой, о чем речь пойдет в разделе о семье)

• религиозного, осуществляемого по отношению к последователям той или иной конфессии религиозными организациями

• социального, осуществляемого специально созданными обществом и государством воспитательными организациями

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо» и не противоречит традициям ближайшего окружения.

Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социальное воспитание, представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития, ценностной ориентации и само-изменения.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трёх взаимосвязанных и в тоже время относительно автономных по содержанию, формах, стилю и стилю взаимодействия процессах:

  • Организация социального опыта
  • Образование
  • Индивидуальная помощь

Самый главный инструмент в социализации дошкольников это игры: дидактические, сюжетно – ролевые, игры – путешествия, игры с мячом, тематические, развивающие и практические ситуации.

Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации своих достижений со стороны окружающих. Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д. И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними.

Организация разнообразных ситуаций и игр обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.

Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана.

Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Вот некоторые ситуации, которые находят наибольший эмоциональный отклик у ребят:

  1. Практические ситуации гуманистического выбора.

Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы и нужды других или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или отдать рисунок, поделку на выставку, откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

  1. Практические ситуации проблемного характера «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки, не хватает цветной бумаги. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы, делятся, помогают спросить если ребенок стесняется.

  1. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Можно организовать ситуации «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы», «Покажем игру».

  1. Очень увлекают детей ситуации: «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

Различные игры в социализации детей:

  1. Игры с мячом: «Мои друг», «Вежливые слова», «Я знаю 5…», «Моё имя…», «Люблю – не люблю», «Съедобное – не съедобное»

  1. Игры с карточками: «Угадай настроение», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Поиграйка», «Лото».

  1. Игры на тему семья, сюжетно – ролевые игры: «Мама заболела», «В гостях», «На экскурсии», «В театре», «Выходной день», «Мой дом, моя крепость».

  1. Игры на тему улица города: «Права детей среди людей», «Где ты живёшь?», «Путешествие по городу».

  1. Дидактические игры: «Подумай – отгадай», «Кто больше знает?», «Угадай-ка», «Объясни», «Ответь на вопросы», «Опиши», «Бывает – не бывает», «Противоположности».

  1. Игры по сказкам: «Додумай сказку», «Как помочь героям?», «Придумай другой конец сказки», «Назови сказку».

  1. Игры – путешествия: «По лесной полянке», «Если бы я был волшебником», «В мире профессий», «Кто больше заметит небылиц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

материал взят для самообразования по социально-личностному развитии и коммуникации дошкольников....

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей.Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. ФГОС  выдвигает ряд требований к социал...

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Сформировать у слушателей семинара представление о специфике средств, методов, приемов социально-личностного развития детей в условиях Центра игровой поддержки дошкольников....

"Использование игровых технологий в социально- личностном развитии дошкольников"

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образова...

статья "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. "

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников....