Статья "Роль музыкального фольклора в процессе обучения детей"
статья на тему

Левицкая Елена Анатольевна

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания подростающего поколения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкального фольклора в процессе обучения детей

«Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого – нет будущего» А.М. Горький

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России.

Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.

Любой народ продлевает себя в детях, поэтому духовность надо воспитывать с раннего детства - главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребенка. В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома - без фундамента». Этим фундаментом и является фольклор, на котором строится и раскрывается ребенок как личность.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе ее личности.

Целенаправленное и систематическое использование музыкального фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель - приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.

  Задачи:

   1. Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

2. Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения.

3. Развивать навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений.

4.Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.

Основные виды музыкального фольклора - песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо). Танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки). Инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы).

Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления профессиональных сочинителей музыки - композиторов.

Песни и наигрыши украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение веков одни из песен забывались, другие возрождались .

У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит особенность музыкальных инструментов.

У одного народа больше песенности, у другого танцевальности, у других маршевости. Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение.

Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок - небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту - это пение колыбельных, игр с пестованием. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

Колыбельная - первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях.

Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками.

Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем .

Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Умывая малыша напивают ему ласково:

«Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики .

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.

Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.

Потешки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность.

Они активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру .

Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у детей желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание детей, для формирования у них четких нравственных понятий и эстетического отношения к миру.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.

Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов), которые доступны детям старшего возраста.

Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов .

С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки: правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут способствовать различные распевы, которые всегда пристутсвуют в русских народных песнях.

Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают таким образом духовный лик детей.

Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра.

Музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

И пусть в дальнейшем не все наши воспитанники смогут посвятить себя музыке, но все то, что в них было заложено в дошкольном возрасте, чему они научились в детском саду, поможет им стать мыслящими, неординарными и творческими  людьми. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

Статья "Роль музыкального фольклора в процессе обучения детей"

Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру,0 играет неоценимую роль во всестороннем развитии и в воспитании личности....

Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Игра на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создат...

Консультация на тему: " Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям"

Консультация будет полезна как для начинающих педагогов так и для педигогов стажистов. Так как поможет узнать или освежить отдельные аспекты такого важного направления как развитие музыкально ритмичес...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ...