ОБЖ
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по ОБЖ
Месяц | Неделя | Задачи | Содержание ОД | Совместная деятельность воспитателя и детей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | I | Закрепить знания о средствах передвижения. Познакомить с правилами поведения | Какой бывает транспорт. Цели: формировать у детей представление о транспорте (автобусе, маршрутном такси, грузовых машинах и легковых автомобилях); познакомить детей с троллейбусом; дать знания о правилах поведения в транспорте | Подвижная игра «Цветные автомобили». Конструирование «Автобус», «Трамвай». Дидактическая игра «Красный и зеленый» |
II | Формировать представления, чем отличается транспорт и из чего состоит | Наблюдение за движением машин с участка детского сада. Дидактическая игра «Встань там, где скажу», сюжетно-дидактическая игра «Шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Легковой автомобиль» | ||
III | Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах - красном и зеленом | Ситуация общения «Что я знаю о грузовом автомобиле». Дидактическая игра «Правильно - неправильно» | ||
IV | Продолжить формировать пространственные представления | Дидактическая игра «Разрешено - запрещено». Путешествие на автобусе | ||
Октябрь | I | Знакомить детей с улицей, на какие она части делится | Целевая прогулка по теме «Знакомство с улицей». Цели: уточнить у детей представление об улице, дороге; дать знания детям с том, что улица делится на 2 части: проезжую часть (дорогу) и тротуар, где ходят люди; закреплять знания о грузовых и легковых автомобилях; уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов | Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Игра-имитация «Я - машина». Ситуация общения « Как я ехал на автобусе» |
II | Дать представление о том, чем отличается проезжая часть от тротуара. Знакомить с правилами поведения на улице | Ситуация общения «Что я видел на прогулке». Дидактическая игра «Игра в поезд» | ||
III | Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах | Рассматривание иллюстраций «Улица». Дидактическая игра «Подбери по цвету» | ||
IV | Закрепить у детей знания о транспорте и его отличиях. Продолжать знакомить с работой шофера, машиниста | Конструирование «Широкая и узкая дорожки». Игра-имитация «Я шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Грузовой автомобиль» | ||
Ноябрь | I | Знакомить детей с желтым цветом светофора | Три сигнала светофора. , Цели: закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; знакомить детей с желтым сигналом светофора; продолжить работу по ознакомлению | Дидактические игры «Правильно - неправильно», «Собери светофор». Ситуация общения «На чем надо ездить». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ноябрь | II | Закрепить знания детей о светофоре и его значении | детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре | Ситуация общения «Шофер привез овощи в детский сад». Игра-имитация «Я светофор». Чтение произведения С. Михалкова «Если цвет зажегся красный» |
III | Продолжать знакомить с правилами поведения на проезжей части и на дороге | Дидактическая игра «Собери светофор». Чтение произведения С. Маршака «Светофор». Пальчиковый театр «Светофор» | ||
IV | Закрепить знания о транспорте и поведении в нем | Ситуация общения «Мы едем в транспорте». Чтение произведения А. Барто «Грузовик». Игровая ситуация «Выставка машин» | ||
Декабрь | I | Закреплять у детей представления об улице, проезжей части и тротуаре | Грамотный пешеход. Цели: дать понятия детям о значении слов «пешеход», «пешеходный переход»; знакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; учить детей правильно переходить улицу; закреплять у детей знания о назначении светофора; формировать у детей представления об ориентировке на дороге («посмотри налево», «посмотри направо») | Конструирование «Светофор». Чтение произведения Б. Заходера «Шофер» |
II | Продолжать формировать представления об ориентировке в пространстве | Дидактическая игра «Подойди туда, куда скажу, возьми то, что назову». Заучивание стихов о светофоре | ||
III | Знакомить детей с правилами поведения на дороге и на тротуаре | Дидактическая игра «Дети на прогулке». Ситуация общения «Мой друг -светофор». Конструирование «Собери знак» («Пешеходный переход») | ||
IV | Знакомить детей с правилами поведения на зимней дороге | Ситуация общения «Как мы играем на улице зимой». Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка», «Катание на коньках» | ||
Январь | II | Закрепить у детей представления о работе шофера и о том, как правильно вести машину | Осторожно: зимняя дорога. Цели: закреплять у детей знания о том, как надо вести себя на дороге пешеходу; знакомить с правилами поведения на улице и дороге зимой, совершенствовать знания детей об особенностях работы шофера; дать понятие детям о дорожном знаке «Дети» | Сюжетно-ролевая игра «Шофер». Ситуация общения «Куда едут машины» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Январь | II | Закрепить у детей знания о правилах поведения в транспорте | Ситуация общения «Скорая помощь». Игровая ситуация «Выставка машин». Чтение произведения «Айболит» (отрывок). Беседа «Кто расчищает дорогу от снега» | |
III | Закреплять у детей правила поведения на тротуаре и на проезжей части зимой | Ситуация общения «Полицейская машина». Конструирование «Гараж для машины». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Милицейская машина» | ||
IV | Развивать у детей основы дорожной грамоты | Рассматривание иллюстраций по теме: «Автомобиль» | ||
Февраль | I | Закрепить у детей знания о дорожном транспорте и о его основных частях | Как транспорт людям помогает. Цели: знакомить детей с тем, какие виды специализированных машин бывают (снегоуборочная, скорая, пожарная...); формировать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера | Дидактические игры «Покажи транспорт, который назову», «Собери машину». Конструирование «Автобус», «Автобусная остановка». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Скорая помощь» |
II | Формировать у детей представление об отличии общественного транспорта | Конструирование «Троллейбус». Ситуация общения « Что должен знать шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Пожарная машина» | ||
III | Формировать у детей представления о том, какие бывают машины и каково их значение в жизни человека | Ситуация общения «Какие бывают машины. Игровая ситуация «Едем в гости к бабушке на трамвае» (поведение в транспорте) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
IV | Продолжать закреплять с детьми правила дорожного движения | Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой». Конструирование «Машины на нашей улице» (коллективно) | ||
I | Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицы | Путешествие по городу на транспорте. Цели: знакомить детей с городом, что в нем много улиц, домов, есть парки, детские сады, школы, цирк; дать представление, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси; знакомить детей с особенностями движения общественного транспорта | Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Чтение произведений В. И. Мирясовой «Автобус», «Троллейбус» | |
II | Учить детей рассказывать о правилах поведения на дороге другим детям | Ситуация общения «Расскажи, что видел на улице». | ||
III | Учить детей применять знания на практике, используя игровые и проблемные ситуации по ПДЦ | Ситуация общения «Что я знаю о транспорте» | ||
IV | Совершенствовать знания детей о назначении светофора и пешеходного перехода | Сюжетно-дидактическая игра «Поезд». Игра «Поезд и туннель» | ||
Апрель | I | Закрепить знания детей о проезжей части улицы и о транспорте на ней | Помощники на дороге. Цели: закрепить знания о работе светофора и о назначении дорожных знаков; закрепить знания о правилах поведения на проезжей части для шофера и пешехода; учить применять правила на практике в игровой деятельности | Ситуация общения «Если стоишь на остановке». Дидактическая игра «Найди цвет, который скажу». Чтение стихотворений о дорожных знаках |
II | Продолжать развивать умение наблюдать за движением транспорта | Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
III | Совершенствовать знания детей о светофоре и дорожном знаке «Пешеходный переход» | Чтение произведения В.И. Мирясовой о транспорте. Игра-имитация «Я - шофер» | ||
IV | Учить применять знания на практике и в игровой деятельности | Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Игры-имитации «Я - пешеход», «Я – автомобиль» | ||
Май | I | Закреплять знания детей о поведении на проезжей части | Осторожно: дорога Цели: учить детей применять полученные знания на практике; закрепить правила поведения на дороге, тротуаре, улице; знакомить детей с правилами передвижения на детских велосипедах | Конструирование «Узкая и широкая дороги». Чтение произведений о светофоре |
II | Совершенствовать знания детей о правилах поведения на тротуаре | Ситуация общения «Я перехожу улицу с мамой» | ||
III | Продолжать развивать у детей умение наблюдать за движением транспорта на дороге | Дидактическая игра «Угадай, на чем повезем» | ||
IV | Закреплять правила перехода улицы | Дидактическая игра «Собери светофор». Чтение произведений о светофоре и о дорожных знаках |
Продолжение табл.
Окончание табл.
Формы и методы образовательной деятельности по реализации
образовательной области "Здоровье " для младших дошкольников.
Воспитание навыков самообслуживания – длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Процесс формирования почти всех навыков осуществляется одновременно и постоянно. Следует учесть последовательность деятельности воспитателя. Методические приемы должны обеспечивать механизм формирования КГ навыков: показ, указание, напоминание с указание действий, общее напоминание, проверка выполнения действий, оценка, дидактические игры, чтение художественной литературы
Режимный момент | Задачи | Приемы |
I квартал | ||
Питание | воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края бесшумно. | Чтение: С Капустина «Кто скорее допьет», «Маша обедает» |
Содержание одежды, обуви, внешнего вида в порядке | формировать навык ориентировки в спальне, умывальной, туалете, раздевальной комнатах. Закреплять у каждого ребенка представление о том, где его постоянное место за столом, постель, шкаф для одежды, умывальные принадлежности, расческа. | Показ приемов и объяснение. Чтение: «Рукавичка» укр. н.с. обр. Е. Благининой |
Одевание - раздевание | Совершенствовать навыки одевания и раздевания в определенной последовательности, правильно размещать одежду в шкафу, на стуле. Закреплять умение пользоваться различными видами застежек, узнавать и называть свои вещи. | Чтение: И Муравейка «Я сама», Н Павлова «Чьи башмачки», С Прокофьева «Сказка про башмачки»; алгоритмы одевания |
умывание | Закреплять навыки, полученные в первой младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, вытирать насухо лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком | Опытно-экспериментальная деятельность; рассматривание иллюстраций произведения К.Чуковского, заучивание потешек.; дид. Игра «Умывайся правильно»; П/игра «Пузырь» |
II квартал | ||
Питание | Учить полоскать рот после еды. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости | Показ приемов и объяснение |
Одевание - раздевание | Учить шнуровать ботинки с помощью взрослого, завязывать шнурки, упражнять в использовании разного вида застежек. Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать только в словесной форме. При раздевании и одевании данные действия производить в определенном порядке, вешать одежду на стул. Учить выворачивать одежду . Продолжать учить соблюдать правила поведения в раздевалке: не ссорится, помогать сверстникам, вытирать ноги при входе в помещение. | Чтение: Л.Воронкова «Маша – растеряша» ; Н. Саконская «Где мой пальчик?» |
Умывание | Продолжать учить намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мыть лицо круговыми движениями обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирать сначала лицо, затем руки, вешать на место. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком, развернув его. | Рассматривание альбомов, настольные игры с картинками, изображающими по КГН |
Содержание одежды, обуви, внешнего вида в порядке | Продолжать замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослого. Воспитывать опрятность и бережное отношение к одежде | Предлагать детям «Посмотреть в зеркало, как аккуратно мы одеты» |
III квартал | ||
Питание | Совершенствовать умение держать ложку, есть второе блюдо чередуя с гарниром, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя её за щекой. Пользоваться вилкой. | Потешка «Уж я Танюшечке пирог испеку» |
Одевание - раздевание | Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умение застегивать пуговицы. При раздевании после прогулки и перед сном аккуратно складывать одежду. Закреплять навыки вежливого обращения за помощью к взрослому. | К. Чуковский «Чудо – дерево» |
Умывание | развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур: опрятность и аккуратность в одежде. Закрепить алгоритм умывания лица и мытья рук формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом, отвернуться. | А. и П. Барто «Девочка – чумазая»; С. Капустикян «Хлюп- хлюп»; В. Бианки «Купание медвежат»; самостоятельная художественно-творческая деятельность «Нарисуй красивое полотенце» |
Содержание одежды, обуви, внешнего вида в порядке | воспитывать потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания и раздевания умение складывать, вешать вещи в свой шкаф. формировать представление детей о том, что одежда человека всегда должна быть чистой и опрятной. Познакомить с алгоритмом стирки белья, закрепить названия предметов, необходимых для стирки |
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, техническая оснащенность жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:
- Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
- Разработка предупредительных мер;
- Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:
- Угроза для жизни;
- Возможность нанесения ущерба здоровью;
- Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
- Опасности дома;
- Опасности на дороге и улице;
- Опасности на природе;
- Опасности в общении с незнакомыми людьми.
Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Система работы рассчитана на 4 возрастных периода (от младшей группы до подготовительной). Каждый возрастной период включает в себя перспективный план специально организованных занятий (в рубрике «Ознакомление с окружающим и развитию речи» – один раз в месяц), перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне занятий и перспективный план работы с родителями.
Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:
- «Ребенок дома»;
- «Ребенок и природа»;
- «Ребенок на улицах города»;
- «Ребенок в общении с людьми»;
- «Социально-эмоциональное развитие».
В работе используюся различные методы, включая:
- Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
- Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
- Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
- Применение видеоматериалов;
- Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.
Необходимо придерживаться системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей-дошкольников, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, воспитателей, детей):
- Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;
- Этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование и моделирование возможных угрожающих ситуаций, обращение с ними;
- Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.
В работе используются разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи
Перспективное планирование занятий по ОБЖ во 2 мл. группе
Раздел программы | Тема занятия | Программные задачи | Форма проведения. |
Ребёнок и другие люди | 1. «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» | Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Учить детей не открывать двери незнакомым людям; различать знакомые | Проводится в форме беседы при чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя) |
«Поможем девочке найти бабушку» | подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми. | ||
Ребёнок и природа | 2. «Бережное отношение к живой природе» | Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки. | Проводится во время прогулок, в совместной деятельности воспитателя с детьми. |
«Кошка и собака – наши соседи | учить детей, что необходимо помнить при общении с собаками | ||
Здоровье ребёнка | 3. «Врачи-наши друзья» | Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым. | Проводится в форме беседы при чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Айболит»), при организации сюжетно-ролевой игры «Больница» |
4. «Как правильно общаться с врачом» | Научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит | В совместной деятельности во время с-р игры «Больница» (диалог: врач-больной). | |
Ребёнок на улице | 5. «Учим правила движенья» | Формировать представление об улице, её основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, представления о цвете, учить действовать по сигналу. | В совместной деятельности см. перспективный план работ по ПДД |
6. «Безопасность на дорогах» | Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре | ||
7. «Ребёнок на улице» | Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир. | ||
Ребенок дома | «Безопасность» | Познакомить детей с предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту. | Сюрпризный момент. выяснение проблемы, поиск решения (ТРИЗ). Использование художественного слова, ТСО |
«В мире опасных вещей» | Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту. | Сюрпризный момент. выяснение проблемы, поиск решения (ТРИЗ). Использование художественного слова , ТСО |
Перспективный план по пожарной безопасности.
Месяц | Приемы обучения | Цель |
Октябрь | Внесение в группу иллюстраций, изображающих огонь и его последствия | Обратить внимание детей на иллюстрации, подвести к пониманию того, что неосторожные действия людей приводят к пожару. |
Ноябрь | Рассматривание машины и обводка карандашом шаблона «Пожарная машина» | Учить детей рассматривать детали машины, определять цвет, форму, величину, учить детей обводить модель по контуру и закрашивать. |
Декабрь | Чтение Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» («Хрестоматия для дошкольников. 2—4 года».) Разучивание потешки Тили-бом!» Разговор с детьми. «Скоро будет елка» | Познакомить детей с русской народной потешкой. Уточнить с детьми, как героям удалось потушить пожар. Учить детей учить разучивать и рассказывать потешки. Рассказать об осторожном поведении вблизи елки. |
Январь | Занятие «Картинка в книжке» («Тили-бом! Тили-бом!» Театр на фланелеграфе Театральное представление по потешке «Тили-бом! Тили-бом!» | Учить детей обращать внимание на иллюстрации в книгах и рассматривать их. Учить соотносить картинку с текстом. Обратить внимание детей на эмоциональное состояние героев и их действия вовремя пожара. Доставить радость. |
Февраль | Прослушивание аудиозаписи и стихотворения С. Я. Маршака «Кошкин дом» Рисование по мотивам потешки «Тили-бом! Тили-бом!» (или стихотворения С. Я. Маршака «Кошкин дом») | Прослушать стихотворение С. Я. Маршака. Продолжать учить детей рассматривать иллюстрацию и соотносить ее с текстом. Формировать изобразительные и технические навыки детей. Закреплять понимание того, что только согласованные действии во время пожара помогут его потушить |
Март | Обводки «Пожарная машина» Рассматривание иллюстрации «Пожар» | Учить детей пальцем обводить контуры машины. Закрепить знания детей о возможности возникновения пожара и его последствиях. |
Апрель | Рассматривание Предметных картин: «Пожарная машина» Общение: «Куда спешат машины?» | Учить выделять цвет размер; рассказать о назначении пожарной машины. Формировать у детей элементарные представления о работе пожарных. Учить узнавать, правильно называть пожарную машину выделять ее размер и цвет. |
Май | Разговор с детьми «Вещи вокруг нас» (электробытовые приборы: утюг, плитка) Рассказ воспитателя по теме «Пожар» | Учить детей осторожному обращению с приборами (можно обжечься, и будет больно; оставленные включенными приборы могут привести к пожару). Познакомить детей с ситуацией «Пожар в доме» и теми последствиями, которые могут произойти из-за него. Формировать первоначальные представления о том, как можно уберечься от пожара. |