Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День науки».
методическая разработка (старшая группа) на тему
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День науки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznanie.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День науки».
Тема:
Растения – хищники и опасные насекомые.
Цель: развивать познавательную активность, вызвать желание выступать перед сверстниками.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о многообразии мира растений и насекомых; познакомить с растениями-хищниками.
- Формировать у детей навыки безопасного обращения с объектами живой природы.
- Развивать воображение, память, монологическую речь, умение делать выводы и умозаключения, умение задавать и отвечать на вопросы.
- Формировать и развивать навыки взаимодействия со сверстниками; умения договариваться; распределять действия при сотрудничестве; делиться впечатлениями от выполненной работы.
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Тип:
Комплексное, итоговое
Методы:
Наглядные, словесные, информационно-рецептивный, проблемное изложение, интерактивный, практический.
Виды детской деятельности:
Двигательная пауза, творческая игра, речевые ситуации, рассказывание, просмотр фрагмента мультфильма , защита презентации.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, мольберты, ватманы, восковые мелки, академические шапки, грамоты, медали.
Ход занятия.
- Вступительная беседа.
Воспитатель: Мы с вами много узнали о растениях и насекомых .Почему они растут и зачем нужны людям. Дорогие друзья, а сейчас я хочу пригласить вас в мир удивительных знаний! Внимание на экран.
- Сюрпризный момент.
На экране появляется Незнайка:
-Почему трава растет?
С неба дождь рекою льет?
Почему иголки у ежа и иголки есть у елки?
Дым клубится почему?
Ну, никак я не пойму!
Звезды ночью лишь горят...
Днем они, наверно, спят?
С этим "почему?" обратится мне к кому?
Воспитатель:
- Незнайка, я знаю к кому обратиться. В нашей группе ребята - настоящие маленькие ученые. Они много знают и очень интересно рассказывают. Это Всеволод Груздев и Александра Сорокина. Приглашаем ребят
- Игровой прием.
На экране появляется академическая шапка
- Может, я не хороша,
Но по виду не судите,
Шляпы нет умней меня
Хоть полмира обойдите.
Воспитатель:
_ Ребята, вы знаете, что это за шапочка? Эта шапка ученого.
Саша и Сева, надевайте эти шапочки.
- Просмотр презентации «Растения хищники», в сопровождении рассказа ребенка старшей группы Севы Груздева.
Воспитатель: Некоторые цветы и растения настолько необычны и удивительны, что кажется, выросшие на другой планете и случайным образом попавшие к нам.
Всеволод познакомит нас с самыми уникальными интересными растениями нашей планеты.
Сева:
-Это венерина мухоловка. У нее есть чувствительные волоски. Когда муха садится на цветок она задевает эти волоски. Как только волоски прикоснутся друг к другу дважды - ловушка сработает и будет закрыта в течение нескольких дней, пока добыча полностью не переварится, Цветок отмирает, когда в него попадает 3 насекомых.
-Это - саррацения. У нее ловушками являются их листья-кувшины, которые сверху прикрыта «козырьком», верхняя часть кувшина выделяет сладкий нектар, который привлекает насекомых. У саррацении внутренняя часть у кувшина вся покрыта волосками направленными вниз. Они очень скользкие, что даже паук с его умением вбираться на любую поверхность, не в состоянии выползти. Сарацения привлекает насекомых своей окраской и сладким нектаром, выделяемым кувшином, при попытке попробовать нектар насекомое сваливается внутрь кувшина и там тонет в пищеварительной жидкости.
- Это росянка. На ней капельки похожи на росу. Насекомые, думая, что это настоящая роса, прилипают. После того, как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком.
-Это непентес.
У него видоизмененные листья, они покрыты изнутри мельчайшими восковыми чешуйками, не позволяющими насекомому найти опору, чтобы выбраться из ловушки. Насекомые, привлечённые нектаром и яркой окраской кувшинчика, соскальзывают по гладкому краю ловушки внутрь и тонут в жидкости, которая содержит органические кислоты и пищеварительные ферменты, выделяемые желёзками на дне кувшинчика. А это скатный непентес он может переварить даже крысу любого размера.
- Художественное слово:
Воспитатель:
Что за луг без мотыльков,
Мошек, блошек, комаров,
Таракашек и жучков,
Разноцветных паучков,
Пчёлок на цветочках,
Муравьёв на кочках?! (Л. Макарова)
- Рассказ воспитателя: Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых.
- Физкультминутка:
Вот такая стрекоза,
(встань на носки, руки вверх через стороны).
Как горошины, глаза.
(Соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам («очки»).
А сама, как вертолет,
(повороты в стороны).
Влево, вправо, назад, вперед.
(Вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом налево-направо; наклоны в стороны).
И на травушке- роса,
(приседание).
И на кустиках роса.
(наклон вперед, прогнувшись).
Мы ладошки отряхнули,
(хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз).
Улетела стрекоза.
(мелкие частые движения кистями, руки в стороны)
Попрыгунья испугалась,
Только песенка осталась.
(руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони сложить рупором и петь: «Д-з-з-з»).
- Просмотр презентации «Растения хищники», в сопровождении рассказа ребенка старшей группы Александры Сорокиной.
- Это каракурт. Его называют Черной Вдовой. Он привлекает красивым брюшком, которого так и хочется потрогать, но не стоит этого делать, потому что яд каракуртов немедленно вас убьет. Это один из самых ядовитых пауков на планете.
- Это Муравей Пуля. Обладают сильнейшим ядом, превосходящим по силе воздействия яда любой осы или пчелы. Он с такой силой кусается как будто выстрел из пистолета.
- Японский шершень – очень агрессивный и злой. Он летает со скоростью машины и целится своей жертве в глаза. Жертвой Японского шершня может стать человек. Самый большой шершень в мире.
- Моль-кокетка – волосатая гусеница как мягкая игрушка, но на самом деле она ядовитая и у нее под волосками есть шипы, в которых содержится яд. Шипы крайне ломки и остаются в коже после прикосновения.
- Награждение ребят почетной грамотой и медалью за активное участие в проекте «День знаний».
- Художественное слово:
Воспитатель:
- Отчего зацвел цветок? -
Мальчик спрашивает мать.
- Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать (Ф. Троицкий)
11. Игра «Хорошо - плохо»
Я вам расскажу ситуацию. А вы ответите хорошо или плохо это и почему:
- ребята поливают цветы (хорошо – цветы нуждаются в поливе);
-ребята ломают веточки (плохо – растения живые, они приносят пользу);
- ребята поливают цветы горячей водой ( плохо – поливать надо водой комнатной температуры);
- ребята ставит цветы на подоконник, ближе к солнцу (хорошо – растениям необходим свет, плохо – некоторые цветы нельзя ставить на прямом солнце);
- ребята поставили цветы в холодильник (плохо – цветам необходимо тепло);
- ребята ловят насекомых (плохо – насекомые приносят пользу, некоторые насекомые опасны);
- ребята фотографируют природу (хорошо – для воспоминаний и возможности показать кругу красоту природы);
- ребята сажают много цветов (хорошо – будет красиво и привлекают насекомых);
- Художественное слово:
В мире цветов так тепло и прохладно.
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.
В мире цветов я желала б остаться,
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок. (Л. Кузьминская)
13. Вопрос поискового характера.
- Скажите, где бы вы высадили цветы? (ответы детей)
- Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
Стихи про цветы «Почему? (А. Ахундова)
Почему на голове ( поднимаем и опускаем плечи)
Не растут цветочки?
Ведь растут они в траве ( руки вытянуть перед собой, плавные движения кистей)
И на каждой кочке!
Если волосы растут, ( руки поднять вверх «фонариками»)
Значит, их сажают…
А сажать цветочки тут мне
Не разрешают!
Почему не сделать так: (изображение движения ножницами над головой)
Срезать все кудряшки,
На макушку – красный мак,
А вокруг – ромашки!..
… Вот была бы голова! (маршируем на месте)
Голова что надо!
Лес, цветы, грибы, трава…
Тишина. Прохлада.
- Демонстрация фрагмента мультфильма «Дядюшка Ау»
На экране появляется Незнайка
- у меня есть друг, дядюшка Ау. Однажды с ним приключилась история. Сейчас я вам ее покажу.
- Вопросы:
- Как называлось необычное растение Дядюшки Ау?
-Чем поливал Дядюшка Ау свое растение?
- Почему Дядюшка Ау прятался от своего растения?
17. Игра-рисование «Придумаем необычное растение».
Ребята делятся на две команды, каждая придумывает и рисует необычное растение, необходимо придумать название и рассказать о нем.
- Рефлексия:
Воспитатель:
-Ребята, что вам понравилось в нашем мероприятии?;
-Что нового вы узнали?;
- О чем бы вы хотели еще узнать ?;
- Кто из вас желает в следующий раз рассказать необычные факты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по программе Радуга "День и ночь".
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «День и ночь».Цели занятия: развивать интерес к астрономии, закреплять элементарные представления об астрономии ...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «День-ночь»
Рекомендовано воспитателям ДОУ....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "День защитника Отечества"
Тема недели «Наша армия».Конспект занятия по познавательное развитие в старшей группе.Тема: «День защитника Отечества».Цель:активизация и развитие словарного запаса и гра...
конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "День защитника Отечества"
конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "День защитника Отечества"...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "День Победы»
Цель: Сформировать знания у детей о празднике " День Победы".Задачи:Познакомить детей с праздником "День Победы" и рассказать о том, как защищали свою страну русские люди годы Вели...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства»
Занятие направлено на приобщение детей к истории России, ознакомление с Всероссийским праздником "Днем народного единства"...