«Русская народная сказка в нравственном воспитании дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Лысых Светлана Анатольевна

Устное народное творчество – сложное, синтетическое искусство, неиссякаемый источник народной мудрости.

- В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazki.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта

«Русская народная  сказка в нравственном воспитании дошкольников»

                                                 Авторы проекта

                                                                                      Воспитатель МДОУ д/с «Рябинка»

                                                                            Лысых С.А., Данилова Э.В.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети, воспитатели, родители группы «Самоцветы»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта – информационно-практический

По характеру содержания – ребёнок – общество и культурные ценности

По количеству участников – групповой

Форма представления проекта – презентация

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Воспитывать у детей любовь к русской народной сказке, понимание красоты русского языка.

ГИПОТЕЗА

Если ребёнка не знакомить с русским фольклором, он не будет знать истории, традиций и культуры своего народа и не может быть достигнуто его полноценное нравственно-патриотическое воспитание.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

  • Формировать нравственное воспитание детей посредством устного народного творчества (сказок).
  • Развивать коммуникативные способности детей.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Формировать эмоционально-образное восприятие сказок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

  • Приобщать к многообразию и особенностям устного народного творчества.
  • Научить понимать устное народное творчество.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи.
  • Приобщать родителей к семейному чтению русских народных сказок.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Как повысить интерес детей к сказкам?
  2. Какие средства использовать при ознакомлении детей со сказкой?
  3. Как может повлиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей со сказкой?

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

- Устное народное творчество – сложное, синтетическое искусство, неиссякаемый источник народной мудрости.

- В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

- Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделало фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, к общечеловеческим ценностям, к родному языку.

- Знакомство детей со сказкой развивает внимание, память, эмоции, дети становятся эмоциональнее, активнее, развиваются воображение, речь, творческие способности.

- Дать возможность детям самим придумывать сказки, окончание сказок, менять сюжет сказок, драматизировать сказки.

- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в её значимости.

ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

  1. Выявление интереса ребенка к сказкам.
  2. Влияние русских сказок на отношения ребенка со сверстниками.
  3. Влияние устного народного творчества на речевое развитие ребенка.
  4. Формирование внимания, памяти, усидчивости, развития речи.

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный этап (сентябрь).
  2. Основной этап (октябрь – апрель).
  3. Заключительный (май).

ПОДГОТОВИТЕЛНЫЙ ЭТАП

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

СРОКИ

1

Анкетирование родителей

воспитатель

сентябрь

2

Диагностика детей

воспитатель

сентябрь

3

Подбор библиотеки

воспитатель

сентябрь

4

Акция «Подари книгу детскому саду»

воспитатель

родители

сентябрь

5

Оформление уголка для родителей по русским народным сказкам

воспитатель

сентябрь

6

Подбор наглядно-дидактических пособий, иллюстраций, изготовление настольного театра

воспитатель

сентябрь

ОСНОВНОЙ ЭТАП

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

СРОКИ

1

Оформление книжного уголка

воспитатель

октябрь-апрель

2

Проведение занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные)

воспитатель

октябрь-апрель

3

Экскурсия в библиотеку

воспитатель

октябрь-апрель

4

Литературная викторина по сказкам

воспитатель

октябрь-апрель

5

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая сказка»

воспитатель

октябрь-апрель

6

Ручной труд «Изготовление игрушек для настольного театра»

воспитатель

октябрь-апрель

7

Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, просмотр диафильмов

воспитатель

октябрь-апрель

8

Проведение совместных мероприятий с родителями

Воспитатель

родители

октябрь-апрель

9

Драматизация сказок, показ настольного театра

воспитатель

октябрь-апрель

10

Придумывание различных вариантов
продолжения сказок

воспитатель

октябрь-апрель

11

Домашнее задание: подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала

воспитатель

родители

октябрь-апрель

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

СРОКИ

1

Анализ результативности, составление графиков

воспитатель

май

2

Представление материалов проекта на итоговом педсовете и ГПО

воспитатель

май

3

Выставка детских работ «Моя любимая сказка» для родителей и сотрудников детского сада

воспитатель

дети

май

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

  1. После соприкосновения с русской народной сказкой у детей появилось желание больше узнать о традициях и творчестве русского народа.
  2. Многообразие и самобытность русских сказок формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
  3. Русские народные сказки способствуют развитию нравственного, патриотического и этического воспитания, развивают творческие способности детей.

ВЫВОД

Без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера (из опыта работы Тырловой Людмилы Анатольевны, воспитателя МБДОУ ЦРР д/сад"Ёлочка" п.Североонежск

В материале представлен план выступления воспитателя Тырловой Л.А. по теме "Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера" (из опыта работы)...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

"Влияния подвигов защитников земли русской на духовно – нравственное воспитание дошкольников»

Описана актуальность  изучения патриотического воспитания дошкольников средствами традиционной для нашей страны православной культуры....

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»

В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....

Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа

Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям....

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....