«Русская народная сказка в нравственном воспитании дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Устное народное творчество – сложное, синтетическое искусство, неиссякаемый источник народной мудрости.
- В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта
«Русская народная сказка в нравственном воспитании дошкольников»
Авторы проекта
Воспитатель МДОУ д/с «Рябинка»
Лысых С.А., Данилова Э.В.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети, воспитатели, родители группы «Самоцветы»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – информационно-практический
По характеру содержания – ребёнок – общество и культурные ценности
По количеству участников – групповой
Форма представления проекта – презентация
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Воспитывать у детей любовь к русской народной сказке, понимание красоты русского языка.
ГИПОТЕЗА
Если ребёнка не знакомить с русским фольклором, он не будет знать истории, традиций и культуры своего народа и не может быть достигнуто его полноценное нравственно-патриотическое воспитание.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
- Формировать нравственное воспитание детей посредством устного народного творчества (сказок).
- Развивать коммуникативные способности детей.
- Развитие творческих способностей детей.
- Формировать эмоционально-образное восприятие сказок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
- Приобщать к многообразию и особенностям устного народного творчества.
- Научить понимать устное народное творчество.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи.
- Приобщать родителей к семейному чтению русских народных сказок.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
- Как повысить интерес детей к сказкам?
- Какие средства использовать при ознакомлении детей со сказкой?
- Как может повлиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей со сказкой?
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
- Устное народное творчество – сложное, синтетическое искусство, неиссякаемый источник народной мудрости.
- В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
- Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделало фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, к общечеловеческим ценностям, к родному языку.
- Знакомство детей со сказкой развивает внимание, память, эмоции, дети становятся эмоциональнее, активнее, развиваются воображение, речь, творческие способности.
- Дать возможность детям самим придумывать сказки, окончание сказок, менять сюжет сказок, драматизировать сказки.
- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в её значимости.
ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Выявление интереса ребенка к сказкам.
- Влияние русских сказок на отношения ребенка со сверстниками.
- Влияние устного народного творчества на речевое развитие ребенка.
- Формирование внимания, памяти, усидчивости, развития речи.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
- Подготовительный этап (сентябрь).
- Основной этап (октябрь – апрель).
- Заключительный (май).
ПОДГОТОВИТЕЛНЫЙ ЭТАП
№ | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ | СРОКИ |
1 | Анкетирование родителей | воспитатель | сентябрь |
2 | Диагностика детей | воспитатель | сентябрь |
3 | Подбор библиотеки | воспитатель | сентябрь |
4 | Акция «Подари книгу детскому саду» | воспитатель родители | сентябрь |
5 | Оформление уголка для родителей по русским народным сказкам | воспитатель | сентябрь |
6 | Подбор наглядно-дидактических пособий, иллюстраций, изготовление настольного театра | воспитатель | сентябрь |
ОСНОВНОЙ ЭТАП
№ | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ | СРОКИ |
1 | Оформление книжного уголка | воспитатель | октябрь-апрель |
2 | Проведение занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) | воспитатель | октябрь-апрель |
3 | Экскурсия в библиотеку | воспитатель | октябрь-апрель |
4 | Литературная викторина по сказкам | воспитатель | октябрь-апрель |
5 | Конкурс рисунков на тему «Моя любимая сказка» | воспитатель | октябрь-апрель |
6 | Ручной труд «Изготовление игрушек для настольного театра» | воспитатель | октябрь-апрель |
7 | Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, просмотр диафильмов | воспитатель | октябрь-апрель |
8 | Проведение совместных мероприятий с родителями | Воспитатель родители | октябрь-апрель |
9 | Драматизация сказок, показ настольного театра | воспитатель | октябрь-апрель |
10 | Придумывание различных вариантов | воспитатель | октябрь-апрель |
11 | Домашнее задание: подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала | воспитатель родители | октябрь-апрель |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
№ | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ | СРОКИ |
1 | Анализ результативности, составление графиков | воспитатель | май |
2 | Представление материалов проекта на итоговом педсовете и ГПО | воспитатель | май |
3 | Выставка детских работ «Моя любимая сказка» для родителей и сотрудников детского сада | воспитатель дети | май |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
- После соприкосновения с русской народной сказкой у детей появилось желание больше узнать о традициях и творчестве русского народа.
- Многообразие и самобытность русских сказок формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
- Русские народные сказки способствуют развитию нравственного, патриотического и этического воспитания, развивают творческие способности детей.
ВЫВОД
Без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера (из опыта работы Тырловой Людмилы Анатольевны, воспитателя МБДОУ ЦРР д/сад"Ёлочка" п.Североонежск
В материале представлен план выступления воспитателя Тырловой Л.А. по теме "Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера" (из опыта работы)...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...
"Влияния подвигов защитников земли русской на духовно – нравственное воспитание дошкольников»
Описана актуальность изучения патриотического воспитания дошкольников средствами традиционной для нашей страны православной культуры....
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»
В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....
"Культурные традиции русского народа" модифицированная программа по нравственному воспитанию дошкольников
"Культурные традиции русского народа"...
Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа
Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям....
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....