"Что прочитать детям о природе" (консультация для воспитателей) - 2018 г.
консультация (старшая группа) на тему
В детстве все начинается со сказки. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребенку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире. Многие интересные особенности поведения и образа жизни животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдений и здесь на помощь приходит художественная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Что прочитать детям о природе».
Выбирая ребенку книгу, важно учитывать следующие моменты:
- Всем нам интересно читать о чем-то знакомом. Поэтому в основе принципа
выбора книги для дошкольника должна быть тема «О детях». Потом – о животных, природе, приключениях.
Российский книжный рынок пестрит красивыми детскими изданиями. Нарядные, с яркими иллюстрациями, они создают волшебный мир знаний, в том числе и знаний о природе. Книга, как и фильм, позволяет ребенку увидеть и узнать то, что скрыто от него расстоянием и временем.
В детстве все начинается со сказки. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребенку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире. Многие интересные особенности поведения и образа жизни животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдений и здесь на помощь приходит художественная литература.
Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Сказка занимает особое место в жизни малыша. Сказка способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, чуткость к чужому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости.
Поэтому большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе. Первые сказки для малышей должны быть небольшими по объему, а их содержание должно вызвать положительные эмоции. Действия сказочных персонажей будят воображение малыша. Он с интересом слушает, как катится по лесу веселый колобок, встречая по дороге волка, медведя, лису. В другой сказке звери встречаются возле маленькой рукавички. Ребенок без труда запоминает их первые характеристики:
- Кто- кто – кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик и т. п.
С волнением следит малыш за приключениями девочки Маши из сказки «Три медведя». Глаза ребенка полны волнения за девочку, которая спит и не знает об опасности. А сколько искренней радости переживает малыш при благополучном окончании сказки!
Сказка должна иметь счастливый конец и не содержать сцен издевательства над живыми существами, уничтожения их. Малышу и даже ребенку старшего дошкольного возраста трудно понять объективную необходимость убивать животное с целью использования его в пищу, даже если это домашнее животное, специально для этого выращенное. Чрезвычайная чуткость нервной системы ребенка является благоприятной почвой для воспитания сопереживания любому живому существу.
Следует рассказать ребенку об особенностях жизни животного в природных условиях, о том, как оно устраивает жилище, заботится о своих детенышах, добывает пищу, объяснить его значение в природе.
Формирование у детей реалистических представлений о жизни животных в природных условиях необходимо еще и потому, что многим народным сказкам присуще искажение реальности. Например, в сказках медведь, как правило, находясь в спячке, сосет лапу. Еж питается яблоками, которые накалывает на иголки и заготавливает на зиму. В действительности же медведи и ежи в своих зимних логовах не принимают пищи. Кроме того, еж – хищник и яблоками вовсе не питается.
Расширяя круг представлений ребенка о природе, взрослый должен умело подбирать литературу для чтения.
Множество вопросов возникает у ребят о сути явлений, происходящих в неживой природе. Какими бывают облака? Как зарождается снег? Что такое иней? Ответы на эти вопросы можно найти в книге В. Архангельского «Путешествие капли воды».
А сколько удивительного в поведении животных! Описание некоторых особенностей поведения домашних животных Вы найдете в книгах В. Иванова «Чиль», И. Акимушкина «Это все кошки», А. Бострома «Как кошки ловят рыбу?», Н. Раковский «Веселые чемпионы» и др.
Много интересного о поведении птиц ребят узнают из книг Г. Скребицкого «Лесной голосок», Д. Горлова «Про птиц и зверей», Е Суворовой «Птичьи заботы», Е. Чарушина «В лесу», В. Чаплиной «Случайные встречи», М. Зверева «Лесное бюро погоды», Н. Сладкова «В лесу и на реке», «Птица Чечевица», В. Бианки «Лесные домишки».
После чтения рассказов о птицах предложите ребенку понаблюдать за птицами на прогулке. Наблюдая вместе с ребенком за передвижением по земле грачей или воробьев, спросите, почему среди них нет синичек и ласточек. Предложите малышу самостоятельно понаблюдать, куда садятся птицы, как передвигаются. Ощущение радости от первых самостоятельных открытий, несомненно, станет основой для развития познавательного интереса.
С помощью художественной литературы можно познакомить детей с интересными повадками хорошо знакомых насекомых. О муравьях рассказывают книги Н. Розанова «Муравей Красная точка», «Подземный путешественник», «На зеленой иголке; о бабочках и стрекозах – книги Ф.Льва «Потому что они красивые», И. Стекольникова «Необыкновенный махаон», В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», А. Михайлова «Вот так куколка!», А Фета «Бабочка».
Каждый из нас хотя бы один раз был свидетелем того, когда дети обрывают листья с деревьев, кустарников, а то и ломают целые ветки. Как показало обследование детей дошкольного возраста, чаще всего так поступают те ребята, которые не имеют четких представлений о значении листьев для жизни растений. В книге Ф. Льва «Для чего деревьям листья?» автор на убедительных и хорошо иллюстрированных примерах знакомит читателей с разнообразными по строению листьями, их назначением.
Нелегко научиться ориентироваться в многообразии мира травянистых растений. На страницах книги А. Онегова «На лесной поляне» ребята встретятся с перелеской, ветреницей, медуницей, хохлаткой, ландышем и другими лесными растениями. Небольшие по объему рассказы сопровождаются цветными иллюстрациями, которые дают возможность рассмотреть и запомнить растения.
В настоящее время – время большого потока информации – на книжном рынке появилось огромное количество разнообразных познавательных книг и энциклопедических изданий для дошкольников. Родители не могут быть компетентны во многих областях знания, поэтому справочные книги должны быть в каждом доме. Отвечая на вопросы ребенка, взрослый вместе с ним отыскивает ответы в той или иной книге, рассматривает рисунки схемы, карты.
Экологическое воспитание подразумевает формирование необходимых знаний об устройстве животного и растительного мира и их значении. Особое внимание уделяется человеку. Люди являются частью живой природы, поэтому бережное отношение к природе позволит сохранить здоровье.
Проведение параллелей между природой и домом, в котором мы живём, поможет детям лучше понять значение заботы об окружающей среде.
Экологическое воспитание начинается с практических задач. Это уход за домашними животными, подкормка птиц, бережное отношение к растениям, экскурсии на природу, раздельный сбор мусора, переработка отходов в поделки и полезные вещи.
Чтение литературных произведений также способствует формированию бережного отношения к окружающей среде. Это могут быть любые детские книги о природе.
После прочтения нужно проводить беседу и обращать внимание на моменты, в которых герои демонстрировали заботу о природе.
Произведения В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Житкова, Г. Скребицкого, К. Паустовского и других детских писателей описывают жизнь растительного и животного мира доступно для дошкольников. Эти произведения можно отнести к части экологического воспитания, ведь они посвящены гармонии, которая царит в природе.
Рассказы и сказки учат детей доброте, ответственности и отзывчивости.
Чтение произведений о природе должно сочетаться с практическими занятиями. Это могут быть как походы в лес, так и реальная помощь животным и птицам. На примере заботы о животных дети учатся учитывать интересы других, у них формируются сопереживание и отзывчивость. Это полезные качества для дальнейшей социализации. Дошкольники учатся видеть красоту в привычных природных явлениях, это развивает их эстетическое восприятие.
Экологическое воспитание в сочетании с чтением произведений о природе поможет будущим поколениям бережнее относиться к окружающей среде.
Осень
1. “Осенний ковер” (Б.Трофимов)
2. “В полет” (Н.Сладков)
3. “Ждут помощников” (Н.Павлова)
4. “Птицы и листья” (М.Пришвин)
5. “Водомерки вылезают на берег” (Н.Сладков)
6. “О чем рассказывает гербарий” (В.Ветлина)
7. “Бабочки под землей” (Н.Сладков)
8. “Ночная тревога” (В.Бианки)
9. “Синичкина кладовая” (И.Полуянов)
10. “Разграбленный склад” (А.Рыжов)
11. “Искатели воздуха” (Н.Сладков)
12. “Рядом с нами” (И.Полуянов)
Зима
1. Г.Скребицкий “Четыре художника”, “Весне навстречу”
2. Н.Павлова “Где зимуют почки?”, “Под снегом на лугу”
3.В.Бианки “Холодно в лесу, холодно!”, “Кто сыт, тому холод не страшен”, “Декабрь”, “Книга зимы”, “Кто как читает”, “Лес зимой”, “На дне снежного моря”, “Стая птиц под снегом”, “Разведчики”, “Январь”, “Дотерпят ли?”, “Жертвы стужи”, “Чей нос лучше?”, “Чьи это ноги?”
4. З.Трофимова “Снег - что это такое?”
5. И.Полуянов “Гвоздик”
6. И.Вотяков “Тайна лесной тропинки”.
7. Н.Сладков “Зимняя засуха”
Весна
1. Г.С.Скребицкий “На пороге весны”, “Берегите птиц”, “Самый упрямый”, “Раненые деревья”
2. Н.Сладков “Теплая струйка”, “Веснушки”, “Знахари”, “Горячая пора”, “Апрель”, “Первая полынья”, “У первой воды”, “Рыбий затор”, “Санитар”, “Скатерть-самобранка”, “Веселые старушки”, “Незванные гости”, “Ивовый пир”
3. В.Бианки “Невтерпеж”, “Весенняя хитрость”, “Обвалы”, “Март”, “Бросают оружие”, “Сырые квартиры”, “Телеграмма из лесу”, “Голубые лягушки”, “Великое переселение птиц на родину”, “Мастерство без топора”, “Кукушонок”
4. С.Соколов-Микитов “Сойки”
5. А.Лонгинов “орлиная напасть”
6. Н.Надеждина “Дом в котором будет жить друг”
7. М.Воронов “Зарядка”
8. Н.Павлова “Загадочный пушок”, “Мать-и-мачеха”
9. В.Бочерников “Жить всегда”
Лето
1. В.Бианки “замечательные дома”, “У кого еще гнезда”, “Как лиса барсука из дома выжила”, “Сколько у кого детей?”, “Беспризорные”, “Как вывелись птенцы у бекаса и сорыча?”, “Купание медвежат”
2. Н.Сладков “Сушеные камни”
3. В.Загвоздин “Голос первого взлета”
4. Ю.Аракчеев “Солнечный цветок”
5. Н.Павлова “Ягоды”
Список рекомендуемой литературы
для чтения детям по ознакомлению с миром природы
в средней группе
В. Бианки «Рыбий дом»;
В. Бианки «Наши птицы»;
Г. Ганейзер «На лугу»;
Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;
Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;
М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;
Н. Осипов «В воде и у воды»;
Н. Павлова «Бабочки»;
Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;
М. М. Пришвин «Золотой луг»;
Е. Серова «Наши цветы»;
Н. Сладков «Грачи прилетели»;
Н. Сладков «От зари до зорьки»;
Н. Сладков «Пестрые крылья»;
Н. Сладков «Солнцеворот»
Г. Скребицкий «Четыре художника»;
К. Д. Ушинский «Четыре желания»;
Г. Снегирев «Кто сажает лес»;
Список рекомендуемой литературы
для чтения детям по ознакомлению с миром природы
в старшей группе
Тема: «Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)»
1. Е. Благинина «Одуванчик».
2. А.К. Толстой «Колокольчики».
3. В. Катаев «Цветик-семицветик».
Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)
1. И Токмакова «Деревья».
2. К. Ушинский «Спор деревьев».
3. А. Плещеев «Ель».
4. А. Фет «Осень».
5. Г. Скребицкий «Осень».
6. К. Ушинский «Четыре желания».
7. А. Пушкин «Осень».
8. А. Толстой «Осень».
Тема: «Хлеб»
1. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
2. Ю. Круторогов «дождь из семян».
3. Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
5. М. Глинская «Хлеб»
6. Укр.н.с. «Колосок».
7. Я. Тайц «Все здесь».
Тема: «Овощи, фрукты»
1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
2. А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
3. М. Исаковский «Вишня»
4. Ю. Тувим «Овощи»
5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
6. Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Тема: «Грибы, ягоды»
1. Е. Трутнева «Грибы»
2. В. Катаев «Грибы»
3. А. Прокофьев «Боровик»
4. Я. Тайц «Про ягоды».
Тема: «Перелетные и водоплавающие птицы»
1. Р.н.с. «Гуси-лебеди»
2. В. Бианки «лесные домишки», «Грачи».
3. А. Майков «Ласточка»
4. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
5. Л.Н. Толстой «Лебеди»
6. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
7. А.Н. Толстой «Желтухин».
Тема: «Домашние животные и их детёныши»
1. Е. Чарушин «Что за зверь?»
2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».
3. Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».
5. Р.н.с. «Волк и семеро козлят».
Тема: «Дикие животные и их детёныши»
1. А.К. Толстой «Белка и волк».
2. Р.н.с. «Заюшкина избушка»
3. Г. Снегирев «След оленя»
4. р.н.с. «Заяц-хваста»
5. И. Соколов – Микитов «Год в лесу» (гл.: «Белка», «Медвежья семья».
6. Р.н.с. «Зимовье».
Тема: «Поздняя осень. Предзимье»
1. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
2. Д.М. Сибиряк «Серая шейка»
3. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
4. А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»
5. С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».
6. И.С. Никитин «Встреча зимы»
Тема: «Зима. Зимующие птицы»
1. Н. Носов «На горке»
2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»
3. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
4. В. Бианки «Синичкин календарь».
5. В. Даль «Старик – годовик».
6. М. Горький «Воробьишко»
7. Л.Н. Толстой «Птичка»
8. Ненецкая народная сказка «Кукушка»
9. С. Михалков «Зяблик».
Тема: «Животные жарких стран. Животные холодных стран»
1. Б. Заходер «Черепаха».
2. таджикская сказка «тигр и лиса»
3. К. Чуковский «Черепаха»
4. Д.Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»
5. Б. Житков «Про слона».
6. Н. Сладков «Во льдах».
Тема: «Рыбы»
1. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. Н. Носов «Карасик»
3. Р.н.с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».
4. Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
5. Е. Пермяк «Первая рыбка».
Тема: «Комнатные растения»
1. В. Катаев «Цветик-семицветик»
2. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
3. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».
Тема: «Насекомые»
1. В. Бианки «Приключение муравьишки».
2. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
3. К. Ушинский «Капустница»
4. Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».
Список рекомендуемой литературы
для чтения детям по ознакомлению с миром природы
в подготовительной группе
Тема: "Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)
1. А.К. Толстой «Колокольчики».
2. В. Катаев «Цветик-семицветик».
3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».
4. Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».
5. Н. Сладков «Любитель цветов».
6. Ю. Мориц «Цветок».
7. М. Познананская «Одуванчик»
8. Е. Трутнева «Колокольчик».
Тема: «Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)»
1. А.Н.Майков «Осень».
2. С. Есенин «Нивы сжаты…».
3. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало».
4. Е. Трутнева «Осень»
5. В. Бианки «Синичкин календарь»
6. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
7. А. Плещеев «Осень наступила».
8. А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад».
9. М. Исаковский «Вишня».
10. Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».
11. И. Токмакова «Дуб».
Тема: «Хлеб»
1. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
2. Ю. Круторогов «дождь из семян».
3. Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
4. Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»)
5. М. Глинская «Хлеб»
6. Укр.н.с. «Колосок».
7. Я. Тайц «Все здесь».
Тема: «Овощи, фрукты»
1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
2. А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
3. М. Исаковский «Вишня»
4. Ю. Тувим «Овощи»
5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
6. Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
7. Б. Житков «Что я видел».
Тема: «Грибы, ягоды»
1. Е. Трутнева «Грибы»
2. В. Катаев «Грибы»
3. А. Прокофьев «Боровик»
4. Я. Тайц «Про ягоды».
5. Я. Тайц «Про грибы».
Тема: «Перелетные и водоплавающие птицы»
1. Р.н.с. «Гуси-лебеди».
2. К.Д. Ушинский «Ласточка».
3. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».
4. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук».
5. М. Пришвин «Ребята и утята».
6. Укр.н.с. «Хроменькая уточка».
7. Л.Н.Толстой «Птичка».
8. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
9. П.Воронько «Журавли».
10. В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи».
11. А. Майков «Ласточка»
12. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
13. Л.Н. Толстой «Лебеди»
14. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
15. В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».
Тема: «Домашние животные и их детёныши»
1. Е. Чарушин «Что за зверь?»
2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».
3. Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».
5. Р.н.с. «Волк и семеро козлят».
Тема: «Дикие животные и их детёныши»
1. А.К. Толстой «Белка и волк».
2. Р.н.с. «Заюшкина избушка»
3. Г. Снегирев «След оленя»
4. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».
5. Р.н.с. «Зимовье».
6. В. Осеева «Ежинка»
7. Г. Скребицкий «на лесной полянке».
8. В. Бианки «Купание медвежат».
9. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).
10. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц».
Тема: «Поздняя осень. Предзимье»
7. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
8. Д.М. Сибиряк «Серая шейка»
9. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
10. А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»
11. С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».
12. И.С. Никитин «Встреча зимы»
Тема: «Зима. Зимующие птицы»
1. Н. Носов «На горке»
2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»
3. В. Бианки «Синичкин календарь».
4. В. Даль «Старик – годовик».
5. М. Горький «Воробьишко»
6. Л.Н. Толстой «Птичка»
7. Ненецкая народная сказка «Кукушка»
8. С. Михалков «Зяблик».
9. И.С. Тургенев «Воробей».
10. И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».
11. А.А. Блок «Снег да снег кругом».
12. И.З. Суриков «Зима»
13. Н.А.Некрасов «Мороз – воевода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эту книгу я прочитаю детям"
"Самое тяжкое преступление-это пренебрежение книгами,их "нечтение". человек за это расплачивается жизнью, а нация-историей..." Разбор русской народной сказки "Морозко"....
Прочитайте детям! - рекомендации для родителей
Познавательный материал про колокольчик. АНГЛИЙСКАЯ СКАЗКАВ давние времена жила маленькая девушка-эльф, которую звали Незабудкой. Она была очень красива и романтична. Услышала она однажды кр...
Пожарная безопасность .Советуем прочитать детям:
Баданов М. Костер.Барто А. Гроза.Бороздин В. Поехали!Волынский Т. Кошкин дом.Гардернес Э. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробкеДмитриев Т. Те...
Консультация для родителей "Что прочитать детям о природе?"
Рекомендации родителям по домашнему чтению книг о природе...
«Учите детей любить природу» ( консультация для родителей)
laquo;Учите детей любить природу»( консультация для родителей) Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, н...
«Учите детей любить природу» (консультация для родителей)
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение п...
"Научим детей любить природу". Консультация для родителей
Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Чувства любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождают ребенка ...
- Мне нравится (1)