План по самообразованию
материал на тему

Самообразование — это форма индивидуальной учебной деятельности сотрудника, мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности.

Самообразование — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_sharifullina.docx71.21 КБ

Предварительный просмотр:

 План повышения квалификации воспитателя МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей № 61» НМР РТ на 2018 – 2022г.г.

Ф.И.О.

Шарифуллина Лилия Камильевна

Должность

воспитатель

Образование

высшее, Институт Экономики, управления и права. 2008 г, квалификация – экономист, по специальности «Финансы и кредит».

Средне-профессиональное. 2015, квалификация – воспитатель дошкольного возраста.

Переподготовка

Повышение

квалификации

Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», октябрь 2018, в объеме 64 часа, «Современные образовательные технологии при реализации основной образовательной программы дошкольного образования», удостоверение КИУ _000000008418, р.н. ПК-182/2018-МО.

Квалификационная

категория

Стаж

5 лет

Тема самообразования

Внедрение элементов ТРИЗ-технологии в образовательный процесс (развитие речи)

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже

гениален, но его надо научить ориентироваться в современном

                                мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»                                                                                                   (Г. С. Альтшуллер).

Актуальность темы и её обоснованность. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.                                                

Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.

На мой взгляд, развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Я считаю, чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности для нас является метод ТРИЗ-теория решения изобретательских задач. Суть применения ТРИЗ в детском саду можно сформулировать следующим образом: стремление к идеальному результату, основываясь на разрешение противоречии и взаимосвязях всем компонентов окружающего мира, используя при этом различные ресурсы, будь то проведение занятий или разработка самой стратегии работы дошкольного учреждения.

Цель

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению задач в различных областях деятельности.

Задачи

1. Знакомство с инновационными технологиями.

2. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ.

3. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми. 

4. Использование технологии ТРИЗ для дошкольников

5. Разработать перспективный план работы с детьми.

6. Провести консультации для педагогов и родителей

7. Дополнительно: собрать презентации для воспитателей

Ожидаемый результат

1. Повышение качества дошкольного образования.

2. Создание необходимых условий для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым.

3. Заинтересованность детей.

4. Развитие познавательного интереса у дошкольников через радость творчества и те положительные эмоции которые испытываются при решении поставленной задачи.

5. Развитие навыков самостоятельной работы, поиска решения проблемы, умения делать выводы из теории и фактов.

6. Привлечение родителей в образовательный процесс

Блок «Дети»

1. Является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;

2. Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;

3. Развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности; помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Блок «Родители»

1. Консультация «Что такое ТРИЗ?»

2. Изготовление экспресс - таблиц по темам «Природный мир», «Рукотворный мир».

3. Консультация «Умные дети»

4. Консультация «Мир загадок»

5. Родительское собрание «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

6. Памятка «ТРИЗ – игры для развития речи»

7. Изготовление экспресс-таблиц «Сказочные герои»

8. Памятка «ТРИЗ – игры для развития познавательных способностей»

Блок «Педагог»

1. Повышение профессионального мастерства педагогов.

2. Развитие творческого потенциала педагогов.

3. Открытое занятие по сенсорике с элементами ТРИЗ – технологий во второй младшей группе. Тема: «По следам колобка».

4. «Составление загадок с помощью ТРИЗ – технологии» во второй младшей группе.

5. Картотека игр с использованием метода ТРИЗ.

Механизм реализации

- срок 5 лет

- блоки

Подготовительный этап

- Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Развитие у воспитанников познавательную активность, инициативу.

Прогнозирование результатов

Теоретический этап

- Оформление результатов работы по теме развитие творческих способностей детей используя изобразительную деятельность.

Распространение опыта своей работы

Аналитико-диагностический этап

- Оформление результатов работы по теме развитие речи детей используя ТРИЗ-технологии.

Распространение опыта своей работы

План работы

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2018-2019 учебный год

I

Изучение психолого-педагогической литературы

Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС  2017 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО

Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.

Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии.

Прелюдия к теории развития творческого

 воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, 1991.

Ардашева Н.И. и др. Истории про.… –

Ульяновск, 1993

Выготский Л.С. Воображение и творчество

в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

Дидактические игры для развития

творческого воображения детей/ сост.

Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991.

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. –

 М.: Знание, 1986. – (Нар. ун-т. Пед. фак. № 5).

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, № 2.

Киплинг Р. Сказки. – М.: Детская литература, 1986.

Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.

Изучение опыта работы педагогов:

Зональный «Семинар-практикум «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников " (ДОУ 35)

Районный конкурс  «Книжки малышки» (по развитию сенсорных эталонов  для детей с 0  до 4 лет) (ДОУ 4КП)

Всероссийский семинар по международной программе «Эко-Школы/Зелёный Флаг» (ДОУ № 86)

В течение учебного года

Март 2019

Май 2019

2019-2020 учебный год

II

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Апробирование методов, приемов и форм организации.

2. Составление конспектов занятий для средней группы. (4-5 года).

3. Проведение консультаций с педагогами и родителями.

4. Проведение открытых занятий по всем видам деятельности с детьми средней группы.

5. Выступление на педсоветах, семинарах об оценке эффективности работы по данной теме.

В течение учебного года

2020-2021 учебный год

Месяц

Тема занятия

Цели

Структура занятия

Сентябрь

«Мои умные помощники»

Опытно-экспериментальная деятельность «Чудесный мешочек»

1. Учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения;

2. Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, внимание и наблюдательность.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5. познакомить с органами чувств и их назначением.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. знакомство с «помощниками» - игра «Портрет»

3.модель мышления «Кольцо наблюдения»

4. работа с алгоритмом «Осень»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Поделись с Пиком»

Знакомство с признаками «влажность», «температура», «цвет».

Опытно-экспериментальная деятельность «Поиграем с солнышком»

1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений.

2.Учить детей выделять ИП «Температура», «Влажность», «Цвет» и их значение у объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5. определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты»

3.модель мышления «функции»

4. работа с алгоритмом «Осень»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Поделись с Пиком»

Знакомство с признаками «вкус», «запах».

Опытно-экспериментальная деятельность «Узнаем, какая вода»

1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений.

2.Учить детей выделять ИП «Вкус», «Запах» и их значение у объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5 выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты»

3.модель мышления «противоположность»

4. работа с алгоритмом «Осень»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Поделись с Пиком»

Знакомство с признаками «форма», «размер», «вес».

Опытно-экспериментальная деятельность «Что в коробке»

1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений.

2.Учить детей выделять ИП «Форму», «Размер», «Вес» и их значение у объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5. познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты»

3.модель мышления «природность-рукотворность»

4. работа с алгоритмом «Осень»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Поделись с Пиком»

Октябрь

Знакомство с признаками «действие», «звук».

Опытно-экспериментальная деятельность

«Найди по звуку»

1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений.

2.Учить детей выделять ИП «Действие», «Звук» и их значение у объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5. определять и различать издаваемые шумовые звуки.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты»

3.модель мышления «системность»

4. работа с алгоритмом «Птицы»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Поделись с Пиком»

Знакомство с признаками «количество», «материал».

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные дощечки»

1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений.

2.Учить детей выделять ИП «Количество», «Материал» и их значение у объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5. определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты»

3.модель мышления «Волшебник Преобразователь: наоборот»

4. работа с алгоритмом «Птицы»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Поделись с Пиком»

Знакомство с признаками «место», «направление».

Опытно-экспериментальная деятельность

«Игры с веерами и султанчиками»

1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений.

2.Учить детей выделять ИП «Место», «Направление» и их значение у объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5. познакомить детей с одним из свойств воздуха -движением; движение воздуха -это ветер.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты»

3.модель мышления «ВП: дробление-объединение»

4. работа с алгоритмом «Животные»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Поделись с Пиком»

Знакомство с признаками «часть», «рельеф».

Опытно-экспериментальная деятельность

«Свойства песка»

1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений.

2.Учить детей выделять ИП «Часть», «Рельеф» и их значение у объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать

вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту

5. познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты»

3.модель мышления «ВП: уменьшение-увеличение»

4. работа с алгоритмом «Животные»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Поделись с Пиком»

Ноябрь

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Почему осенью бывает грязно»

1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта.

3. познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Да -нетка» «Паровозик»

3. игра «Подбери значение к признакам»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений)

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Легкий - тяжелый»

1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта.

3. показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Да-нетка» «Паровозик»

3. игра «Подбери значение к признакам»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений)

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Поиграем с ветерком»

1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта.

3. обнаружить движение воздуха в природе.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Да-нетка» «Паровозик»

3. игра «Подбери значение к признакам»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений)

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Глина, ее качества и свойства»

1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»,

«Какие?» используя признаки объекта.

3. научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Да-нетка» «Паровозик»

3. игра «Подбери значение к признакам»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений)

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с

Пиком»

Декабрь

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Горячо-холодно»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта.

3. научить определять температуру веществ и предметов.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Да-нетка» «Гусеничка», «Что умеет делать?»

3. игра «Задай вопрос»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Чудесный мешочек»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта.

3. познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Да-нетка» «Гусеничка» , «Что умеет делать?»

3. игра «Задай вопрос»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Обучение составления сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Окрашивание воды»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта.

3. выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Да-нетка» «Гусеничка», «Что будет, если?»

3. игра «Задай вопрос»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Снег, какой он?»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта.

3. познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый,

пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Да-нетка» «Гусеничка», «Что будет, если?»

3. игра «Задай вопрос»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Январь

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования каузального типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Игры с соломинкой»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?» используя признаки объекта.

3. дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Назови одним словом», «Уменьшаем-увеличиваем»

3. игра «Задай вопрос» «Да-нетка»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Транспорт»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования каузального типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Снег. Какой он?»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?» используя признаки объекта.

3. познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Опиши одним словом» «Уменьшаем-увеличиваем»

3. игра «Задай вопрос» «Да-нетка»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Мебель»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования каузального типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Как из снега получить воду»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?» используя признаки объекта.

3. формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Солнышко светит», «Где живет паровозик?»

3. игра «Задай вопрос» «Да-нетка»

4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Посуда»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Обучение составлению сравнений и загадок по признакам.

Обучение формулирования каузального типа вопроса. Опытно-экспериментальная деятельность «Как воду превратить в лед»

1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

2. развивать умение задавать вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?» используя признаки объекта.

3. познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Цепочка», «Что умеет делать?»

3. игра «Задай вопрос» «Да-нетка»

4. работа с мнемотаблицами: экспресс-таблицы («чтение» предложений),

алгоритмом «Бытовые приборы»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Февраль

1. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора;

Опытно-экспериментальная деятельность «Изготовление цветных льдинок»

1. развивать умение анализировать и обобщать;

2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. познакомить с одним из свойств воды.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Расставь по порядку», «Мои друзья»

3. игра «Волшебный экран»

4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Транспорт»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

2. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора;

Опытно-экспериментальная деятельность «Мороз и снег»

1. развивать умение анализировать и обобщать;

2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Расставь по порядку», «Мои друзья»

3. игра «Волшебный экран»

4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Посуда»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

3. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора;

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства льда»

1. развивать умение анализировать и обобщать;

2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Расставь по порядку», «Чем был, чем стал»

3. игра «Волшебный экран»

4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Техника»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

4. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора;

Опытно-экспериментальная деятельность «Ветер по морю гуляет»

1. развивать умение анализировать и обобщать;

2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «Расставь по порядку», «Чем был, чем стал»

3. игра «Волшебный экран»

4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Мебель»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Март

1. Обучение видению

объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора;

Опытно-экспериментальная деятельность «Плавает-тонет»

1. развивать умение анализировать и

обобщать;

2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

1. приветствие, игрушка

мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник», «На что похоже»

3. игра «Волшебный экран»

4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Весна»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

2. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора;

Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага, ее качества и свойства»

1. развивать умение анализировать и обобщать;

2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник », «Угадай по описанию»

3. игра «Волшебный экран»

4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Весна»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

3. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора;

Опытно-экспериментальная деятельность «Посадка лука»

1. развивать умение анализировать и обобщать;

2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник », «Путаница»

3. игра «Волшебный экран»

4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Птицы»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

4. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора;

Опытно-экспериментальная деятельность «Поплывет не

поплывет»

1. развивать умение анализировать и обобщать;

2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.)

3. развивать представление о весе предметов.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник», «Хорошо-плохо»

3. игра «Волшебный экран»

4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Животные»

5. опытно-экспериментальная деятельность

6. рефлексия «Интервью с Пиком»

Апрель

1.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.)

Опытно-экспериментальная деятельность «Здравствуй, солнечный зайчик»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник», «На что похоже»

3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Деревья»

4. опытно-экспериментальная деятельность

5. рефлексия «Интервью с Пиком»

2.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.)

Опытно-экспериментальная деятельность «Веточка березы»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник», «На что похоже»

3. работа с мнемотаблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Семена»

4. опытно-экспериментальная деятельность

5. рефлексия «Интервью с Пиком»

3.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.)

Опытно-экспериментальная деятельность «Древесина, ее качества и свойства»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник», «Передай другому»

3. работа с мнемотаблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Растения»

4. опытно-экспериментальная деятельность

5. рефлексия «Интервью с Пиком»

4.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.)

Опытно-экспериментальная деятельность «Что в пакете»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник», «Передай другому»

3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Птицы»

4. опытно-экспериментальная деятельность

5. рефлексия «Интервью с Пиком»

Май

1.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа

через модели, схемы, таблицы.)

Опытно-экспериментальная деятельность «Спрячь пуговку»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник», «Теремок»

3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение),

алгоритмом «Цветы»

4. опытно-экспериментальная деятельность

5. рефлексия «Интервью с Пиком»

2.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.)

Опытно-экспериментальная деятельность «Пирожки для Мишки»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник», «Теремок»

3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Саженцы»

4. опытно-экспериментальная деятельность

5. рефлексия «Интервью с Пиком»

3.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.)

Опытно-экспериментальная деятельность «Сравнение песка, почвы и глины»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник», «Шкатулка со сказками»

3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Игрушки»

4. опытно-экспериментальная деятельность

5. рефлексия «Интервью с Пиком»

4.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.)

Опытно-экспериментальная деятельность «Ткань, ее качества и свойства»

1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку.

2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами

3. учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

1. приветствие, игрушка мышонок Пик

2. игра «К нам пришел Волшебник», «Шкатулка со сказками»

3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение),

4. опытно-экспериментальная деятельность

5. рефлексия «Интервью с Пиком»

2020-2021 учебный год

IY

Обобщение, распространение опыта

Работа с педагогами

Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ

Проведение занятий по речевому развитию с включением современных технологий ТРИЗ с детьми старшего возраста. Семинар – практикум, практические занятия.

Работа на персональном сайте www.nsportal.ru 

Участие в семинарах, конкурсах разного уровня (образовательное учреждение, региональный, всероссийский, международный)

Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах

В течение учебного года

Работа с родителями

1. Консультация «Что такое ТРИЗ?»

2. Изготовление экспресс - таблиц по темам «Природный мир», «Рукотворный мир».

3. Консультация «Умные дети»

4. Консультация «Мир загадок»

5. Родительское собрание «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

6. Памятка «ТРИЗ – игры для развития речи»

7. Изготовление экспресс-таблиц «Сказочные герои»

8. Памятка «ТРИЗ – игры для развития познавательных способностей»

В течение учебного года

2021-2022 учебный год

Y

Подведение итогов самообразования

1. Анализ результативности проделанной работы

2. Распространение и обобщение опыта работы среди воспитателей об использовании данной технологии на занятиях.

3. Выступление с методическими материалами на педсоветах. Рекомендации по использованию методов и приемов, современных ОТМС - ТРИЗ технологий.

4. Разработка Программы, видеофильма, проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...