тренинг
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бахолдина Ольга Петровна

тренинг для воспитателей по организации работы с агрессивными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тренинг21.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШ» ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА

Тренинг

 для воспитателей ДОУ

для эффективного взаимодействия с агрессивными детьми.

                                                                                             Составила  

                                                    педагог-психолог:

Бахолдина О. П.

Как же взаимодействовать с агрессивным ребенком?

Цель: познакомить с причинами появления агрессивности и основными критериями агрессивных детей, помочь участникам тренинга в поиске путей преодоления агрессивного поведения, познакомить с основными методами и приемами работы с агрессивными детьми.

План тренинга

1. Ритуал приветствия

2. Мини-лекция «Что такое агрессивность»

3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»

4. Способы борьбы с гневом

5. Обучению самоконтролю

6. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

7. Развитие навыков общения

8. Как работать с родителями агрессивного ребенка

9. Обсуждение, выводы, раздача буклетов.

Оборудование:

  • мяч;
  • листы чистой бумаги;
  • ручки, карандаши,

  1. Ритуал приветствия: 3мин.

Добрый день, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на этом тренинге, надеюсь, он вам будет интересен и полезен в вашей профессиональной деятельности. Попрошу вас проявлять инициативу и активное участие .

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, улучшение эмоционального состояния педагоговформирование позитивного настроя на работу.

Упражнение «Поздороваемся» 3мин

Участники перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и т.д.).

Упражнение "На что похоже мое настроение сейчас?" 3мин

Педагоги сидят в кругу. Мяч передается по кругу. Каждый рассказывает о своем настроении, сравнивая его с каким-либо состоянием, событием или предметом, фруктом, природным явлением и т. п

  1. Тема нашего тренинга звучит так: как же взаимодействовать с агрессивным ребенком?

Цель нашего тренинга: 2мин

  • Обсуждение причин появления агрессивности и основные критерии агрессивных детей;
  • Оказать помощь участникам тренинга в поиске путей преодоления агрессивного поведения;
  • Ознакомление с основными методами и приемами работы с агрессивными детьми.

Упражнение «Мозговой штурм» 7 мин.

Для начала давайте ответим на вопрос, что является агрессией и агрессивным поведением?

Цель: установление проблемы, контакта между участниками группы.

АГРЕССИЯ – это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящим физический и моральный ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт.

Агрессивное поведение – одна из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

АГРЕССИВНОСТЬ – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Упражнение «Портрет агрессивного ребенка» 10 мин

Цель: выявить умение выделять характерные черты агрессивного ребенка, работать в группе, принимать групповое решение.

Группа делится на 1-3 подгруппы. Каждой подгруппе выдаются карточки с характеристиками агрессивного ребенка, участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Формы агрессивного поведения у ребенка:

Вербальная агрессия:

  • Жалобы
  • Агрессивные фантазии
  • Прямые оскорбления

Физическая агрессия:

  • Разрушение продуктов деятельности противника (игрушки, постройки и т.д)
  • Удары
  • Укусы

Как же помочь агрессивному ребенку?

 Работа с агрессивными детьми строится в несколько этапов.

  • Работа с гневом.
  • Обучение самоконтролю
  • Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
  • Развитие навыков общения

Давайте разберем по отдельности каждое направление работы.

  1. Работа с гневом.

Упражнение «Обзывалки» 
Цель
: снять вербальную агрессию, помочь выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Ведущий говорит следующее: «Передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!»
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Упражнение «Бумажные мячики»

Цель: достижение эмоциональной разрядки.

На полу проводится «граница». Группа делится на две команды, из газет, старых бумаг.
Сминаются «мячики». По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону «мячики». Задача: перебросить их как можно больше, чтобы почти все «мячики» оказались на территории «противника». 
Рефлексия. Получение обратной связи.

  1. Обучение самоконтролю

Для того чтобы помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля, вы должны прежде всего научить его осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Это непростая задача, так как агрессивные дети привыкли действовать импульсивно. И для того, что бы остудить их пыл и привести в чувства, необходимо использовать такие игровые приемы как:

  • Дыхательные упражнения
  • Релаксационные упражнения

Упражнение «Ураган»
Участникам тренинга необходимо сесть друг напротив друга и предложить сдуть друг друга. Пусть один участник наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует – другой при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

3) Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Упражнение «Строим цифры»

Цель: формирование доверия в группе.

Участники становятся в круг. По команде психолога: «Я буду называть цифры, а вы молча, не переговариваясь должны по очереди выходить на озвученную цифру, выстроить из себя цифру 1 (2, 3, 4, 5 и т.д.) Ваша задача чтобы только один человек попадал на озвученную цифру. Если допускается ошибка, отсчет происходит заново.

Упражнение « Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению коллектива, научить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Психолог тихим таинственным голосом говорит:“Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”.

4)Развитие навыков общения

Упражнение «Попроси игрушку» — вербальный вариант

Цель: обучение эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Попроси игрушку” — невербальный вариант

Цель: обучение эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: “Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?”, “Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?” Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.


Заключение
1. 
Рефлексия (устная, по кругу):

-Как вы себя чувствуете?
- Что полезного вы узнали на сегодняшнем тренинге?
- Будете ли вы применять полученные знания? 
- Пожелания по дальнейшей работе тренинговой группы.

Каждому участнику тренингового занятия выдаётся памятка, с рекомендациями по работе с агрессивным поведением детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...