"Берегите природу"
методическая разработка на тему
пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, воспитывать экологическую культуру школьников, доброе, бережное отношение к природе, всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Берегите природу" | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Открытое мероприятие
«БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Провела:
Балятинская Н.В
2018 год.
Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, воспитывать экологическую культуру школьников, доброе, бережное отношение к природе, всему живому.
Задачи:
- формировать культуру поведения в природе
- развивать представления об окружающем мире
- развивать познавательные возможности детей
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к природе
- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье
Планируемые достижения учащихся:
- Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
- Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
- Учиться защищать природные ресурсы.
- Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Материалы и оборудование:
экран, проектор, ноутбук, презентация, фонограмма (голоса птиц),накидка, обшитая фантиками, бумагой, целлофаном (для выступления ученицы), призы для награждения.
Ход мероприятия.
- Организационный момент. 1 слайд
Ребята, я рада приветствовать, Вас, на нашем занятии.
Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
Сообщение целей и задач мероприятия 2 слайд
- Сегодня наша встреча посвящена природе и экологии. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками.
Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.
Сегодня мы с вами поговорим о природе. О том, как нужно любить и охранять ее богатства. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями, посоревнуемся и выявим настоящих любителей природы.
1 ученица:Сл№3
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Здравствуй, лес, дремучий лес, Сл№4
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
- Иногда слышишь: человек - царь природы.
Но кто поставил человека над природой? Сам человек?
А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Жизнь без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит людям природа, а взамен просит бережного, доброго отношения.
- Ребята, сегодняшнее занятие посвящено защите и охране природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает. Мы затаптываем цветы, ломаем ветки деревьев, разоряем гнезда птиц. Человек губит природу, отравляет атмосферу, загрязняет водоемы своими гигантами – заводами.
3 ученик:
Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как - мы, такая же - живая!
- Кто знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой? (Ответы детей.)Сл№5
- Да, улучшением состояния окружающей среды занимается совсем молодая наука – экология. Ее название образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом, и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме, имя которому — планета Земля.
- Удивительное время! Началось новое тысячелетие! Наверное, человек может считать себя счастливчиком, гордиться собой. Ведь он покорил океан, воздух, землю. Сделал большие достижения в области техники, искусства, образования. Но…, к сожалению, много человек сделал промахов, ошибок.
- По радио, телевидению можно многократно слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.
- Почему мы говорим, что планета Земля в опасности? Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но неправильное использование природных богатств, привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают насекомые и птицы. С каждым годом все опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда.
Экология:
- Вы обо мне?
А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья.
Я – Экология.
Вос-ль: Экология, что с тобой?
Экология : Я загрязнена.
- Ребята, вам нравится, как выглядит экология? (Нет!) Давайте, исправим ошибки. Что нужно сделать?
- Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.
Экология:
- Спасибо, ребята. Пойдемте со мной!
- Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу. (Шум леса) Сл№6
- Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря! Сл№7
- Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки! Сл№8
- Здравствуйте, звери – волки, зайцы, медведи! Сл№9
Вос-ль:
- Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т.к. люди уничтожили их.
«Красная книга» — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Сл№10
Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Сл№ 11-18
Ученые мира в 1966 году создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее Красная книга.СЛ№12
Дерево, трава и птица. Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! Сл№21
Приводит примеры: странствующий голубь, бескрылая гагарка.
Сообщение Сл№ 19
Самым ярким и наглядным примером методичного истребления является история странствующего голубя. Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Невероятная прожорливость этих птиц вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Поэтому истребление голубей превратилось в забаву. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак, или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.
Сл№ 20
Сходная участь постигла бескрылую гагарку (чистика), «пингвина северного полушария» — безобидную нелетающую птицу, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана. Их убивали ради мяса и знаменитого пуха, позже, когда гагарки стали редкостью, для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 году.
Вос-ль
- Таких примеров много. Сейчас вы, ребята, в ответе за природу. Уважайте ее, берегите, старайтесь уберечь то, что еще осталось на нашей планете.
Какая тишь… и пенье птицы, Сл№21
А на земле златой ковёр,
Всё будто в сказке, небылице,
Ах, как красив осенний бор!
Зайди туда и окунёшься
В мир детских сказок и чудес.
И подмигнёт, и улыбнётся,
Шурша листвой, осенний лес.
О чём поёт листва златая?
О чём щебечет воробей?
О чём, так сказочно играя,
Гласит мотив природы всей?
-А вы знаете растения, которые растут в лесах? Зверей, обитающих в лесах? Птиц, летающих рядом с вами? Тогда я предлагаю вам поучаствовать в увлекательном экологическом КВН под названием "Берегите природу». Сл№22 Разделимся на 2 команды.
- Представление команд:
1 команда - "Грибочки"
Девиз:
Лес зеленый охраняй - никого не обижай.
Приветствие:
Мы соперников своих на бой вызываем,
И сразиться с вами очень мы желаем!
Но победу уступать нам не подобает,
Ну, а в этом дружба помогает.
2 команда - "Дождик"
Девиз:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Приветствие:
Наш отряд сегодня в сборе весь
И защитим свою мы честь.
Сыграть готовы в КВН,
Поднять тяжелый груз проблем
И даже очень не простых экологических проблем.
- Конкурс – «Разминка»
На суше, в воде, в воздухе, в лесу, везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками.
Четвертый «лишний»
- ландыш, ромашка, гриб, подснежник (гриб) Сл№23
- лиса, филин, кабан, лось (филин) Сл№24
- грибы съедобные и мухомор (мухомор) Сл№25
- земляника, черника, брусника, вороний глаз (вороний глаз - ягоды ядовитые, у остальных съедобные) Сл№26
- Прочитай названия животных из представленных букв.
Первая команда - (банка-кабан, багаж-жаба) Сл№27
Вторая команда - (коса-оса, кино-кони) Сл№28
- Конкурс - Экологический.
- Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор: горящая сигарета, бумага, бутылки, банки? (от сигареты может возникнуть пожар, а мусор загрязняет лес: бумага разлагается 2 года, консервная банка - 70 лет, полиэтиленовый пакет - 100 лет) Сл№29,
- Вы увидели гнездо птицы. Как себя правильно вести? (Не вытаптывать траву у гнезда. Не трогать яйца. Не брать птенцов в руки) Сл№30
- Почему (особенно весной или в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костер? (шум, запах дыма пугают лесных жителей, и они покидают свои норы и гнезда, весной появляются детеныши)
-Какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? Сл№31
- Конкурс «Узнай растение». Сл№32
1) Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик.) Сл№33
2) Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему? Сл№34
3) Какие деревья с белой корой? (Береза, осина). Сл№35
4) На каком цветке любят гадать влюбленные девушки? (Ромашка). Сл№36
5) Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подорожник). Сл№37
6) Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза). Сл№38
«Музыкальная пауза» Сл№39
Песня «Должен быть порядок на планете»
«Экологический светофор» Конкурс капитанов. Сл№40
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
- Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
- Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
- Зелёный цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки красного, жёлтого, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
- Ребята наблюдают за муравьями. (с)
- Дети оставили костёр в лесу. (ч)
- Ребята огородили муравейник. (с)
- Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
- Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
- Ребята срезают грибы ножиком. (к)
- Ученики очищают парк от мусора. (с)
- Ребята увидели гнездо в траве. (к)
- Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
- Дети сильно шумят в лесу. (ч)
- Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
- Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
- Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
- Дети вешают кормушку. (с)
- Мальчики рассматривают жука. (к)
- Дети развешивают скворечники в парке. (с)
- Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
- Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
- Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
- Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
- Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
- В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
- Конкурс «Узнай животных». Сл№41
1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)Сл№42
2. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук) Сл№43
3. У кого на сучке кладовая? (У белки) Сл№44
4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина) Сл№45
5. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока) Сл№46
- Загадки.
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
А теперь отгадаем загадки. И послушаем некоторых птиц.
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков,
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).Сл№47
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока) Сл№48
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто... (синица).Сл№49
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Строит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)Сл№50
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней... Кто же это? (Соловей)Сл№51
Выпал снег, но эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым... (снегирем).Сл№52
Клюв огромен, взгляд суров,
Частый гость она дворов.
На суку сидит у дома,
Громко каркает... (ворона).Сл№53
- Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему человеку не удается жить в ладу с природой?
А ведь человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.
- Блиц – турнир. Команды выбирают правильный ответ по очереди. Сл№54
1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?
а) полюбуемся на него и пойдём дальше.
б) осторожно срежем и поставим в вазу.
2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?
а) покормим птенца
б) позовём ребят, чтобы они тоже посмотрели
в) будем наблюдать издали
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдёте ли вы с ними?
а) пойдём, но будем собирать очень осторожно;
б) расспросим об этом учительницу;
в) не пойдём
4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжил поход?
а) взяли бы с собой, чтобы выбросить в мусорный ящик.
б) отнесли бы в кусты, чтобы никто не поранился.
в) закопали бы в землю.
Подведение итогов.
- Молодцы ребята, хорошо знаете природу, любите ее, и я за вас очень рада. Земля величайшее чудо, она у нас одна. Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача – предотвратить все это.
- Дорогие ребята, будем беречь нашу землю и вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, городе, всегда был порядок. Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.
- Сейчас мы с вами поиграем. Перед вами на рисунке дерево. На нём нет ни одного листочка. Страшная картина. Я бы не хотела, чтобы у нас был такой лес. Но мы можем всё изменить. Подумайте и скажите, какие добрые дела можно сделать, чтобы лес и природа ожили? (Каждый правильный ответ зелёным листком прикрепляется к дереву.)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь -
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!
Несколько добрых советов:
- Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
- Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
- На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
- Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
- Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
- Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
- Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
- Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.
Заключение
- Ведущий: Природа – наш самый большой друг. Но человек, к сожалению, не всегда заботился о природе. Он иногда забывал, что нельзя всё время брать природные богатства и ничего не давать. И вот что получилось.
- Подземные кладовые опустели, поля перестали давать урожай и заросли сорняками, потому что силы почв истощились. Реки превратились в грязные канавы. Не шумят больше леса, остались от них только вырубки с пеньками. Не осталось места для зверей и птиц. И природа запросила о помощи. И тогда человек огляделся и увидел, что натворил.
- . Человек вспомнил, что сам он – сын Природы, что ему, как и всем на свете, нужна земля, чтобы ходить по ней, вода – чтобы пить, воздух , чтобы дышать, а растения и животные, чтобы жить с ними в дружбе. Начал он помогать Природе, очищать её, восстанавливать.
- Природу восстановить труднее, чем разрушить. Ведь вылечить раны очень трудно. Если человек любит природу, он не нанесет ей вреда. А чтобы не обидеть Природу, надо знать, как с ней себя вести. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Берегите природу» Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы
Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы....
Сценарий театрализованного представления по охране окружающей природы в подготовительной группе "Берегите природу"
Цель: формирование экологической культуры дошкольника....
Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"
Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы» в рамках проекта "Берегите природу"
Опросник для родителей «Мой вклад в охрану природы»...
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...
Презентация для детей "Берегите природу: от грязной природы не будет роду"
Презентация для детей"Берегите природу: от грязнойприроды не будет роду"...
Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"
Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....