Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Светлана Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promysly.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Знакомство детей с бытом и традициями  русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.

У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа.  В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской  и городецкой росписи,  богородской  и филимоновской  игрушке.

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.

Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня  Богородское,  расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.

Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.

О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских  подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки: " Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "

 Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать  прекрасное.

          Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности не приведёт к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». 

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...