ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ПОЛЬЗЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
методическая разработка (младшая группа) по теме
Рекомендации родителям о пользе семейного чтения, как доброй традиции каждой семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский
сад № 34 Центрального района
города Санкт-Петербурга.
Воспитатель: Ващенко Ирина Александровна.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ПОЛЬЗЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ.
Считаю, что детский сад не должен брать на себя полностью воспитательные функции. Как бы хорошо ни работали педагоги, значимой для ребёнка остается семья. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учиться любить, радоваться, сочувствовать. И чтобы влияние семьи было только плодотворным для малыша, педагоги должны помочь родителям преодолевать желание только указывать и наставлять. Многих родителей приходиться учить внимательно слушать ребёнка, уметь отвечать на детские вопросы. И один из способов наладить контакт с ребёнком - это вечернее чтение книг.
Уважаемые родители! Мне хочется расскажем вам о пользе семейного чтения. О том, как выбирать детскую книжку и как её нужно читать. Пожалуй, нет такого ребёнка, который не любил слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам, но мало кто задумывался о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребёнка, дать ему новые знания и избавить от страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.
Для самых маленьких, чтение – это прежде всего общение с родителями, период «пристального внимания», остро необходимого любому ребёнку. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать её голос, чувствовать запах её волос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Когда ребёнок устал или болен после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».
Во многих семья существует прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Большинство детей предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются даже такие упрямцы, которые способны годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, возможно, повторение знакомой сказки, даёт малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться перед сном. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.
Чтение новых книг стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна. Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу, но если ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтриговать: «А знаешь, один человечек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь, я тебе про него почитаю?».
Возможно, средства вам не позволяют покупать дорогие книги своим чадам, но даже в этом случае можно найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребёнку хорошие книги на праздники, запишитесь в библиотеку.
Дети входят в мир книги ещё совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации, а то и просто средством убить время.
Д. Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Но книга учит только тогда, когда ребёнок умеет с ней работать т. е. понимает смысл прочитанного, от этого зависит и его умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Мы желаем вам успеха на этом нелёгком, но радостном пути.
Иногда первые книжки напоминают скорее игрушки и представляют собой книгу из плотного картона, ткани и напоминают скорее игрушки. Внутри них может быть или погремушка или пищалка. Картинки в них, как правило, яркие, с книжками-игрушками из клеенки можно играть в ванне. Купите несколько таких книжек. Однако не забудьте и о более серьезной литературе – «Потешках», песенках, стихах А. Барто, К. Чуковского, З. Александровой, С. Михалкова, С. Маршака. Всю эту литературу можно начинать читать уже с самого раннего возраста, постепенно вы будете показывать картинки на страницах этих книг и рассказывать малышу, где мишка, где зайчик, козленок, дядя Степа.
Научите ребенка хлопать в ладоши под «Ладушки - ладушки, где были у бабушки» и выполнять простые движения под «Потешки» и русские народные песенки-забавы. Вскоре малыш начнет узнавать полюбившихся героев, по просьбе взрослых станет показывать персонажей пальчиком, запомнит, как говорят животные.
Кроме сборников со стихами и сказками можно приобрести и первую «энциклопедию» с картинками – собственно это книга, которая целиком состоит из картинок и кратких подписей под ними. Например, под картинкой с мячиком будет написано «мяч», под изображением плачущего мальчика будет написано «плакать», так ребенку объясняют простые названия и действия – все то, что его окружает или то, что он делает сам. Такие «энциклопедии» часто имеют разделы: «игрушки», «домашние животные», «одежда» и т.д. С помощью них ребенок пополняет лексический запас, узнает предметы, которые окружают его дома, названия новых животных, став постарше, будет различать времена года и многое другое.
Первые книжки для ребёнка удобнее покупать в магазине – их нужно подержать в руках и обязательно полистать. Ваша задача убедиться в том, что картинки в них хорошие, добрые, понятные – медведь должен выглядеть как медведь, зайчик, как зайчик, а домик, как домик. Кроме того, большое количество прорисованных мелких деталей излишне в данном случае – они отвлекают внимание от главного.
Текст стихов или «Потешек» должен быть простым, хорошо рифмоваться и нести что-то доброе и светлое.
Удобнее всего, если первые книги будут картонными – они крепче, не так быстро, как бумажные, изнашиваются от постоянного перелистывания, их труднее порвать. Если вы тешите себя надеждой на то, что вот ваш-то ребёнок не будет рвать книги, то напрасно. Все дети делают это – так они познают мир. Поэтому покупать сейчас дорогие книги, нет смысла, а если решитесь, то листайте их только вместе с ребенком или вообще оставьте до лучших времен, когда интерес будет осознанным и ценным станет именно чтение любимой сказки.
Книжки-раскладушки нравятся малышам, и сегодня они представлены в большом разнообразии в магазинах – две-три таких книжечки лишними не будут. Есть еще и книжки-панорамы – помните, как в нашем детстве отрываешь страницу, и герои предстают как живые – ваш любознательный непоседа быстро сообразит, как оторвать все выступающие детали и в буквальном смысле приберет их к рукам.
Еще хочется сказать несколько слов о популярных теперь книгах со встроенным внутри музыкальным механизмом. Послушать мелодию конечно, можно, но только книга при этом перестает восприниматься именно как книга и несет для ребенка совершенно другую информацию. Насытившись такими поющими книжками, ребенок со временем теряет интерес к чтению вообще, поскольку изначально получил неправильный посыл. И вместо того, чтобы радоваться каждой новой книге, он перестает слушать, когда читают родители, его не привлекают красивые картинки, весёлые стихи и захватывающие истории.
Внимательно отнеситесь к выбору первых книг, любовь к чтению закладывается уже сейчас, не упустите время и уделите этому особое внимание. Несколько раз в день читать хоть понемногу нужно обязательно. Хочется пожелать, чтобы чтение книг стало доброй традицией в каждой семье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Мастер-класс для повышения компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/23/picture-643160-1435073217.jpg)
Методическая рекомендация «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста интереса к семейным ценностям»
Согласно ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Ведь семья - одна и...
Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: «Развитие интереса к книгам и чтению художественной литературы у старших дошкольников».
Данные рекомендации помогут родителям старших дошкольников подобрать необходимую литературу для чтения, активизировать их на совместное чтение....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/26/picture-1264020-1598470456.jpg)
Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учим детей различать цвета"
Материал предсталяет собой ряд игр для детей и родителей, в ходе которых малыши знакомятся с цветом и закрепляют свои знания. Рекомендации будут полезны также и воспитателям ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-687358-1454682868.jpg)
Методические рекомендации родителям детей младшего дошкольного возраста на тему "Дикие животные"
Материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям и родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/06/picture-1254241-1617665857.jpg)
Рекомендации родителям детей младшего дошкольного возраста "Долгожданное первое слово малыша"
В данной методической разработке даны рекомендации по активизации и развитию словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, описаны примеры и приёмы развития речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/08/picture-938859-1731079177.jpg)
Рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста "С пользой лето проведем"
Рекомендации для родителей детей среднего дошкольного возраста "С пользой лето проведем"...