Педагогический проект "Книжкины именины"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Загадочный и неизведанный мир предстает перед детьми, когда они берут в руки книгу: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhkiny_imeniny.docx | 718.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Книжкины именины»
Смоленск
2017
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Название проекта: «Книжкины именины».
Участники проекта:дети среднего возраста группы «Капелька»,родители воспитанников,воспитатели группы.
Тип проекта: краткосрочный
Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Сроки реализации проекта: 1 неделя.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность педагога с детьми.
2. Взаимодействие педагога с родителями.
Актуальность проекта
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Загадочный и неизведанный мир предстает перед детьми, когда они берут в руки книгу: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ.
Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Поэтому перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу.
Задачи:
- введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
- выявить знание детских сказок через различные виды игр;
- воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней;
- побудить родителей к развитию читательского интереса у детей, любви и бережного отношения к книге.
Атрибуты и инвентарь:
• портреты детских писателей,
• портреты писателей – сказочников,
• тексты загадок о названии сказок и их главных героях
• настольный бумажный театр
• разрезные картинки, пазлы "Мои любимые сказки",
• игра – лото "Узнай сказку по силуэту",
• цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин.
• папка-передвижка для родителей «Семейное чтение».
Прогнозируемые результаты
- Повышение интереса детей к художественной литературе;
- Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.
Этапы осуществления проекта:
- Подготовительный этап: подбор методической, художественной, детской литературы, иллюстративных материалов, дидактических игр;
оформление уголка для родителей о проведении проекта: "Роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика дошкольников", "Как превратить чтение в удовольствие"; составление перспективного плана занятий.
- Основной этап: реализация проекта.
- Заключительный этап.
Перспективный план
День недели | Вид деятельности с детьми |
Понедельник | Проведение беседы на тему "А у книжки именины! " (сообщение воспитателя о том, где и когда родилась "Неделя детской книги"; знакомство с её создателем- Львом Кассилем.). Выставка литературы: "Русские народные сказки". Чтение и обсуждение русской народной сказки "Гуси-лебеди". Домашнее задание для родителей – совместное творчество с детьми –"Вернисаж любимых сказок" (рисунок обложки). Акция «Подари детскому саду книжку» |
Вторник | Беседа "Правила обращения с книгой". Творческая мастерская "Рукам работа – сердцу радость" – художественное творчество, аппликация/ лепка по желанию "По следам Колобка." Чтение и обсуждение русской народной сказки "Смоляной бычок". Путешествие по пополнившейся книжной выставке, знакомство с новыми произведениями. |
Среда | Дидактическая игра "Собери из сюжетных картинок и расскажи сказку". Час поэзии "Калейдоскоп стихотворений" - конкурс на лучшее прочтение любимых стихотворений, чтение произведений А. Барто в стихах. Чтение и обсуждение русской народной сказки "Зимовье". |
Четверг | Настольные игры "Собери и угадай", "Исправь ошибку", пазлы "Русские народные сказки".Беседа "Берегите книгу". Ремонт "заболевших" книг в книжном уголке "Книжкина больница". Чтение и обсуждение русской народной сказки " Лисичка со скалочкой". Вечер развлечений "В гостях у сказки";-драматизация сказки «Красная Шапочка» и «Колобок» |
Пятница | Рассказ воспитателя о профессии библиотекаря (Т. А. Шорыгина «Профессии какие они?» стр. 16). Продолжение путешествия по выставке "Самый сказочный писатель" - знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и "Книги разные нужны, книги всякие важны" - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению; Прослушивание аудиосказки «Снежная королева» |
Продукты реализации проекта:
- Выставка литературы "Русские народные сказки".
- Коллективная работа "По следам Колобка..." (лепка)
- Выставка совместных рисунков детей и родителей "Вернисаж любимых сказок".
Список литературы
- Программа "От рождения до школы". Под. ред.: Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой - М.Мозайка,-Синтез, 2014.
- Барутчева Е. «Поговорим о здоровой духовной пище» (о формировании привычки к чтению книг детей с раннего возраста) // Дошкольное воспитание. - 2007.-№ 4.-с.42.
- «Хрестоматия для маленьких»: книга для воспитателя детского сада / Сост. Л.Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982.
Интернет – ресурсы
- http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-dlja-srednei-grupy-knizhkiny-imeniny.html
- https://meweryakova-ol-vos-ds6-chaika.edumsko.ru/folder/proekt _knizhkiny_ imeniny_srednyaya_gruppa
- https://nsportal.ru/user/664283/page/znachenie-hudozhestvennoy-literatury-v-vospitanii-detey
Приложения
Приложение 1
Консультация для родителей
Роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика дошкольников
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной рольюв жизни всего нашего народа.
О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задачнравственного, умственного, эстетического воспитания.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.
Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения.Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей(насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Приложение 2
Паспарту
«Как превратить чтение в удовольствие?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Именины книги"
В интересной форме старшим дошкольникам рассказывается о истории появления книги....
Олины именины.
Автоматизация [ ЛЬ] во фразовой ренчи....
Сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Именины у рябины"
Подведение итогов проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в форме развлечения "Именины у рябины"...
"Книжкины именины" развлечение для детей старшего дошкольного возраста
На развлечение к детям приходит сама царица Книга с верными слугами - Поэтом, Сказочником и Иллюстратором. Сценарий для детей 5 - 7 лет....
Досуг "Дождинкины именины"
Внедрение здоровьесберегающих технологий в досуги способствуют предотвращению состояния переутомления....
конкурсно-игровая программа для детей и родителей "Куриные именины"
Конкурсно-игровая программа "Куриные именины" для детей 4-6 лет и их родителей....
Педагогический совет «Сетевое взаимодействие педагогов в формировании первичных представлений о малой родине» («Именины уголков Петербуржца»).
Материал педагогического совета включает в себя краткий ход мероприятия....