ОТЧЕТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ творческой группой педагогов ТМБДОУ за 2016-2017 учебный год
учебно-методический материал на тему
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_rabote_gruppy_triz.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дудинский центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка»
ОТЧЕТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
творческой группой педагогов ТМБДОУ
за 2016-2017 учебный год
Руководитель группы: Егорова О.А.
Он взрослых изводил вопросом «Почему».
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задаёт вопроса «Почему?»
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
При освоении ребенок, безусловно, овладевает конкретными знаниями, умениями и навыками, которые имеют серьезное значение для развития, однако играют подчиненную роль по отношению к способностям. Поэтому члены творческой группы ТРИЗ, созданной в нашем ДОУ, посчитали необходимым и значимым в развитии собственной активной позиции у ребенка, в развитии его инициативы, самостоятельности и творчества, использование в воспитательно-образовательном процессе технологии ТРИЗ в самых разных видах деятельности.
Руководителем группы был составлен и утвержден план работы на год, который направлен на повышение уровня мастерства педагогов по технологии ТРИЗ в рамках внедрения современных технологий в ДОУ. Он в себя включал нескольно этапов: диагностический (опрос членов группы, мониторинг детей), ознакомительный (знакомство с основами технологии ТРИЗ в ДОУ), выборный (каждый член группы выбирал метод и приемы внедрения элементов технологии в своей работе), внедренческий (внедрение элементов технологии в воспитательно-образовательном процессе), показательный (открытые мероприятия для педагогов ДОУ), отчетный (подведение итогов работы, написание отчетов, создание методического материала по внедрению технологии ТРИЗ)
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.
Дети стали более активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, приобрели способность к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, стали более логически и творчески мыслить, а главное стремиться фантазировать и изобретать.
ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.
Таким образом, ТРИЗ помогает формировать у детей творческое мышление, способствует воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.
Использование адаптированных методов и приемов технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе показало эффективность в развитии дошкольников и подтвердило актуальность, значимость работы в выбранном направлении дошкольников. Чем раньше с ребенком начнут заниматься ТРИЗом, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому, самостоятельному, инициативному их использованию он и проявит, тем выше будет сформированность его интеллектуально-творческих способностей. А это прежде всего зависит от нас с вами. Поэтому практика по данному направлению будет применяться нами и в дальнейшей моей работе.
Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьёзно занимается увлекающим его делом», - писал К.Д.Ушинский.
Согласовано:
Зам. зав. по метод.работе ТМБДОУ
«Дудинский ЦРР-д/с «Белоснежка»
________________А В. Беда
__________________2016 г.
ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ
по внедрению технологии ТРИЗ
на 2016-2017 учебный год
Цель: повышение уровня мастерства педагогов по технологии ТРИЗ в рамках внедрения современных технологий в ДОУ
Задачи:
- развивать познавательско-исследовательскую деятельность детей через внедрение технологии ТРИЗ
- внедрять и совершенствовать технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
- создать методический материал по внедрению технологии ТРИЗ для практического пользования.
ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ
№ п/п | Мероприятия | Ответственные |
Октябрь | ||
1. | 1.1.Опрос членов творческой группы о потребностях в технологии ТРИЗ | Руководитель группы |
1.2 . Анализ опроса, обсуждение и утверждение плана работы творческой группы на 2016-2017 учебный год. | Руководитель группы Члены группы | |
Ноябрь | ||
2 | 2.1. Консультация об основах технологии ТРИЗ ( актуальность, цель, задачи, этапы, методы ТРИЗ) | Руководитель группы |
2.2 Обсуждение уровня сформированности познавательско-исследовательской деятельности у детей в результате мониторинга, выявление направлений работы по внедрению технологии ТРИЗ в процесс работы каждого педагога | Руководитель группы Члены группы | |
Декабрь | ||
3 | 3.1 Внедрение технологии ТРИЗ в работу педагогов группы (обсуждение опыта, выявление затруднений, практические советы) | Руководитель группы Члены группы |
Январь | ||
4. | 4.1. Составление графика взаимопосещений членов творческой группы | Руководитель группы Члены группы |
4.2. Взаимопосещение мероприятий по внедрению технологии ТРИЗ в образовательную деятельность детей. | Руководитель группы Члены группы | |
Февраль | ||
5. | 5.1 Неделя проведения открытых мероприятий для педагогов ДОУ по внедрению технологии ТРИЗ в образовательную деятельность детей. | Члены группы |
5.2.Обсуждение проведенной недели открытых мероприятий (обсуждение опыта, выявление затруднений, практические советы) | Руководитель группы Члены группы | |
Март | ||
6. | 6.1 Создание методического материала по внедрению технологии ТРИЗ:
работа с родителями (рекомендации, семинары-практикумы и т.д.) | Члены группы |
6.2.Обсуждение и согласование методического материала для распространения в ДОУ | Руководитель группы Члены группы | |
Апрель | ||
7. | 7.1. Подведение итогов работы творческой группы педагогов за год (написание анализа работы, создание презентации) | Руководитель группы |
Список творческой группы:
Руководитель группы: Егорова О.А.
Члены группы:
1. Куштова Н.Г.
2. Решетова С.А.
3. Шаповлова С.В
4 Ямкина Т.В.
5. Ажымалиева Ж.К.
Методы ТРИЗ, внедряемые педагогами творческой группы
Куштова Н.Г.:
Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).
Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта.
Приёмы волшебства:
- увеличение-уменьшение,
- деление-объединение,
- преобразование признаков времени,
- оживление-окаменение,
- специализация-универсализация,
- наоборот.
Решетова С.А:
Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
Егорова О.А.
Системный оператор
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.
Метод противоречий:
1. Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
2. Прием «Противоположные значения».
Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.
Ажымалиева Ж.К.:
КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ
(Методика рассказа по картинке)
(Ингрида Николаевна Мурашковска, Надежда Петровна Валюмс)
Методика разработана с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методический инструментарий представлен в образных, доступных детскому восприятию формах Освоение методики помогает педагогам обучать детей составлению рассказа по картине, а также пополнить активный словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы творческой группы МДОУ на 2016-2017 учебный год
Цели и задачи творческой группы: Целью деятельности творческой группы ДОУ является объединение педагогов, участвующих в научно-практическом поиске по совершенствованию педагогического процесса в ...
Поэтапно-творческий план педагога-психолога 2016-2017
Поэтапно-творческий план педагога-психолога 2016-2017...
Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2017-2018 учебном году
Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2017-2018 учебном году...
Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2018-2019 учебном году
Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2018-2019 учебном году...
Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2019-2020 учебном году
Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2019-2020 учебном году...
Справка об участии в работе творческой группы педагогов в 2019-2020 учебном году
Справка об участии в работе творческой группы педагогов в 2019-2020 учебном году...