Народные игры в семейном кругу для старших дошкольников
картотека (старшая группа) на тему

Фаркова Елена Юрьевна

Игра- основногй вид деятельности детей дошкольного возраста. Очень важно в этот период заложить детям предрпосылки к игровой деятельности. Но мы не должны забывать, что  Семья для ребенка становится первым социальным миром, и понятно, что начало будущего человека закладывается именно здесь. В этой статье говорится о том, как и во что играть детям дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные игры в семейном кругу для старших дошкольников


Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки, складывается характер.

С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Каковы же насущные проблемы семьи сегодня? Это, прежде всего, нравственная позиция родителей,  семейные взаимоотношения родителей и детей, а так же совместная деятельность всех членов семьи. От того как сформированы названные категории в современных семьях зависит, что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед современным культом вещей и денег или совою внутреннюю духовную культуру. К сожалению, сегодня не всем понятно, что в ребенке самым важным является воспитание чувств, гармонии , умения не только брать, но и отдавать, развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то хорошее, доброе дело. Нельзя не согласиться со словами великого педагога В. Сухомлинского: «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается, прежде всего, в семье». Семья для ребенка становится первым социальным миром, и понятно, что начало будущего человека закладывается именно здесь. Наиболее близким, дорогим существом для ребенка является мать. Мать это не только тепло, уют, внимание. Это мир любви, добра ласки, это мир первых жизненных уроков. Материнской школой назвал Ян Амос Коменский ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок в кругу семьи, в первое семилетие жизни, из рук и уст матери. Но мне кажется, что этим понятием можно обозначить целую человеческую жизнь, непрерывный курс обучения, который преподают всегда верящие в нас неустанные наставники – материнское сердце, разум, слово. Их уроки не имеют расписания, перемен, выходных и каникул. И никакая программа, никакие стандарты самого нового поколения не охватят, не опишут всего, чему учит нас материнская школа. Первыми уроками, полученными из рук и уст матери, несомненно, становятся уроки любви, добра, сострадания, понимания и ответственности. Трудно уложить материнские действия в педагогические средства, методы и формы. Но все прочитанные книги, спетые песенки, выученные поговорки и игры - все это материнская педагогика, во всем народная наука жизни и воспитания. И жаль, что часто этой всеохватывающей педагогики мы не замечаем в гонке за материальным благополучием, за обеспечением ребенка всем необходимым. Существует огромное количество советов родителям, прочитано множество лекций о том, как воспитывать детей, как вырастить их достойными людьми. Но не следует забывать слова Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми». В этом хорошим помощником родителям могут стать народные игры. Роль игры в детском возрасте трудно переоценить. Это естественное состояние ребенка. Многие игры незаслуженно забыты, хотя имеют многовековую историю. Они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, поэтому ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, формируют добрые отношения между родителями и детьми. Играть родители с детьми могут дома, на прогулке, во время поездки. И не важно, сколько в вашей семье детей, важно, что вы вместе,

что заняты очень важным делом - вы играете, а значит, воспитываете, формируете личность своего ребенка. Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не знает любимых пряток, ловишек, салочек? Кто их придумал? Когда они возникли?

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Собираются мальчишки и девчонки вечером на улице так же, как 100 лет назад бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Зимой катаются с гор, играют в снежки, строят крепости. К сожалению, многие игры наших бабушек и дедушек (горелки, лапта, камешки, пекарь, бабки, чижик и другие) потеряли популярность или совсем забыты. Предпочитают играть в спортивные игры, такие как пионербол, баскетбол, футбол, так как других игр просто не знают. Особой популярностью у ребят пользуются компьютерные игры, которые, по-моему, приносят вреда больше чем пользы. Но, несмотря на это дети желают научиться играть в игры их родителей и бабушек. Поэтому основной целью данной работы является популяризация народных игр, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки. Названия игр, правила были различны в разных областях, районах нашей страны вследствие этого проблемой исследования становятся варианты игр, характерные именно для нашей местности, откуда родом вся наша семья. Методами работы явились анкетирование, опрос, работа с литературой. В результате была составлена игротека народных игр нашей местности, относящаяся к 50 – 80 годам прошлого века.

 Классификация народных игр

Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам: · По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла). · По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности). · По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.). · По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).


Типология игр для дошкольников

Различают игры:

· По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

· По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

 · По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной, заключительной частей урока).

Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителям детского сада планирование уроков для детей дошкольников наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы. Наиболее важен классификационный признак. Основная функция этого компонента – воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Русские народные игры, входящие в первый компонент познания дошкольников можно разделить на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»,» Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты. С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента – «Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты. С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др. Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Примеры и правила игр для дошкольников

 «Верба – вербочка» (Игры на вербное воскресенье) Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Игроки встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

 Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти, верба, во ржи,

 Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

 Ее ветер не берет,

 Канарейка гнездо вьет.

 Канарейка – Машенька,

Соловейка – Ванечка.

 Люди спросят: «Кто такой?»

«Ваня, – скажет, – милый мой.»

 «Солнышко – ведерышко» (игры в пасху)

Гори солнце ярче, летом будет жарче.

А зима теплее, а весна милее!

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.

«Пчелки и ласточки» (Игры на благовещение)

Играющие дети – цветочки – сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку.

 Пчелки сидят на полянке и поют:

 Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку.

 По окончании песни ласточка говорит:

 «Ласточка встанет, пчелок поймает».

 Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.

Правила:

 Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении. «Филин и пташки» Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

«Венок» (Игры на троицу)

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала.

– Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.

 – Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем.

 – Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.

 – Завьете венки зеленые – станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

«Бабушка Пыхтеха» (Игры в Рождество)

Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке.

 Играющие – ребята обступают ее и спрашивают:

– Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?

 – К обедне.

– Возьми нас с собой.

 – Идите, да не свистите.

 Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом. Рисуют круг, в середине ставится один из играющих

– Баба-Яга. В руках у нее ветка – «помело».

Вокруг бегают ребята и дразнят:

 Бабка-Ежка костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала, а потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на улицу – раздавила курицу,

 пошла на базар – раздавила самовар.

Пошла на лужайку – испугала зайку.

 Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает – тот замирает.

«Скакалка» 

Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:

Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,

Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!

Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство. «Обыкновенные жмурки»

Водящему – «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

– Кот, кот, на чём стоишь?

 – На квашне.

 – Что в квашне?

 – Квас.

 – Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

 «Арина» 

По считалке выбирается Арина.

Считалка: Теля-меля,

ты Емеля-третий бас,

поводи-ка ты за нас!

Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:

Долгая Арина,

встань выше овина,

Рученьки сложи, чьё имя – укажи.

Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает – того должна узнать. «Огородник и воробей» По считалке выбирается воробей.

Считалка: 

Тани, Вани, что за вами?

Вы стоите все столбами?

Там за вами лавка есть,

На неё надо присесть.

Поскорее все беги!

А ты, мальчик, поводи!

Дети становятся в круг.

Воробушек влетает в огород (в круг).

 Огородник ловит воробья.

Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом.

Все поют:

 Воробей, воробей, не клюй конопепель

 Ни своих, ни чужих, ни соседовых.

 Русская народная игра «Просо». 

Дети становятся в круг и поют следующие слова:

А мы землю парили, парили,

А мы просо рушали, рушали,

 А мы землю пахали, пахали,

А мы просо веяли, веяли,

А мы просо сеяли, сеяли,

А мы пшено сушили, сушили,

 А мы просо пололи, пололи,

А мы кашу, варили, варили,

 А мы просо косили, косили,

А мы кашу, кушали, кушали. (Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова. Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между собой, во всех отношениях – по силе, ловкости, умению играть. Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй – зверя; один – земли, другой – воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: «Матка, Матка! Чего тебе надо? это или то?» – причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке.

«Двойные горелки»

 Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 – 12 метров, но также парами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.

«Бабки» 

Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов – побеждает.

«Заинька»

 Играющие становятся в круг, а один – «заинька» становится в центре круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:

 Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу.

Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити,

Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути

Заинька, серенький, поскачи!

3аинька, серенький, попляши!

Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!

Заключение

Все древние праздники, обряды и действа, игры – будь то хоровод, хождение по углям или просто детские забавы, где дети меряются силой и ловкостью, – всегда носят двойственный характер. С одной стороны это некое театрализованное действо, которое интересно и для самих участников, и для зрителей, а с другой стороны, почти каждый элемент такого действа несёт в себе и некое сакральное и обучающее начало. Как правило, дошкольники – наиболее активные участники народных обрядов и игрищ – более восприимчивы к их мирской составляющей, а люди старшего поколения – основные хранители Знания в традиционном обществе – более склонны акцентировать сакральное, идеологическое начало любого действа. Из необходимости передать подрастающему поколению своё видение мира и сформировались те традиционные приёмы передачи традиции, напрмер с помощью игр. Использование русских народных игр в воспитании дошкольников направленный на духовное совершенствование личности ребенка, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.


Список использованной литературы

1. Понятийно-терминологический словарь/ Сосот. Белова В.В., Коваль М.В. – М., 1997.–с. 7–8

2. И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. – 240 с.

 3. Щербак А. К гармонии через движение! // Дошкольное воспитание. – 1998. – №3 – с. 6 – 8.

[1] Понятийно-терминологический словарь/ Сосот. Белова В.В., Коваль М.В. –М., 1997.–с. 7-8

 [2] И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. – 240 с.

 [3] Щербак А. К гармонии через движение! //Дошкольное воспитание. - 1998. – №3– с.6- 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «В семейном кругу» (средняя, старшая группа)

1. Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

игры в семейном кругу

игры в семейном кругу...

Консультация для родителей "Музыкальные игры в семейном кругу"

Подборка музыкальных игр для родителей, благодаря которым, они смогут разнообразить семейный досуг или увлечь ребёнка по дороге в детский садик, а также помочь ему развить чувство ритма и музыкальност...

Мастер-класс для родителей старших дошкольников " Народные игры в семейном кругу"

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали в повседневной жизни детей и взрослых....

Памятка для родителей «Речевые игры в семейном кругу».

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Проведите ...

Игры в семейном кругу. Настольная игра - лото

Познакомить ребёнка с числами, можно играя всей семьей в настольную игру в лото....

Сценарий проведения ДНЯ СЕМЬИ на тему: «Фестиваль народных игр в семейном кругу» в средней группе «Подсолнушек»

Сценарийпроведения ДНЯ СЕМЬИ на тему: «Фестиваль народных игр в семейном кругу» в средней группе                    Цель: устано...