Развиваем мелкую моторику рук у детей с ДЦП.
методическая разработка на тему
В данном материале описана роль пальчиковых игр для детей с ДЦП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temnikova_statya.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем мелкую моторику рук у детей с ДЦП.
Темникова Наталья Владимировна, воспитатель.
«Рука – это своего рода внешний мозг».
Кант.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей. В нее входят дети с различными заболеваниями. Одно из них детский церебральный паралич (ДЦП) – это состояние, которое возникает вследствие воздействия на организм ребенка различных неблагоприятных факторов в периоды до рождения, во время родов или в первые месяцы жизни. При этом повреждаются те участки головного мозга, которые обеспечивают движения и удержание позы. Расстройства обычно сопровождаются разнообразными нарушениями психической деятельности, так как движения играют важную роль в психическом развитии. Помимо двигательных зон у детей c церебральным параличом могут быть поражены и другие участки головного мозга, что также отрицательно влияет на развитие различных психических функций. [3]
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, a точнее от пальцев.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются c той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты многих исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия и речи. [1]
Поэтому для детей с ДЦП так важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом – слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В этом помогут «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить в любом месте: дома, на улице, в транспорте и т.д. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Пальчиковые игры очень разнообразны и делятся на группы:
- игры манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока»);
- сюжетные пальчиковые упражнения («Пальчики здороваются», «Распускается цветок»);
- пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой;
- пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика для мозга») («Колечко», «Кулак – ребро - ладонь», «Ухо - нос»);
- пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;
- театр в руке.
Систематические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Стимулируют развитие речи, пространственное и наглядно-действенное мышления, слуховое и зрительное восприятие. Развивают произвольное и непроизвольное внимание, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Стимулируют фантазию, проявление творческих способностей. Дают первоначальные математические представления и экологические знания. Обогащают знания детей о собственном теле, учат управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат». Воспитывают уверенность в себе. В результате игр дети учатся сосредотачиваться на действиях рук, пальцев, контролируя действия словами, а преемственность контроля за формированием двигательных навыков в семье поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Предлагаю вашему вниманию варианты пальчиковых игр.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа, Поочередное сгибание пальцев, начиная
Этот пальчик – мама, с большого.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
«Человечки»
Побежали вдоль реки дети на перегонки.
Движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю (повторять несколько раз)
«Руки в стороны»
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок. Выполнять движения согласно
Руки вверх, в кулачок, тексту стихотворения.
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Литература:
1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.
2. Монтессори М. Дети – другие. М., 2015.
3. Смирнова И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП». – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста»
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так...
Консультация для родителей: "Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет"
Развитие мелкой моторики руки играет огромную роль в подготовке детей к школе. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает...
"Развиваем мелкую моторику рук у детей". Консультация для родителей.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении...
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"...
«Развиваем мелкую моторику рук у детей» консультация для родителей
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей» консультация для родителей...
Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей»
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику....
«Развиваем мелкую моторику рук у детей»
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детски...