Развиваем мелкую моторику рук у детей с ДЦП.
методическая разработка на тему

Темникова Наталья Владимировна

В данном материале описана роль пальчиковых игр для детей с ДЦП.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temnikova_statya.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем мелкую моторику рук у детей с ДЦП.

Темникова Наталья Владимировна, воспитатель.

«Рука – это своего рода внешний мозг».

Кант.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей. В нее входят дети с различными заболеваниями. Одно из них детский церебральный паралич (ДЦП) – это состояние, которое возникает вследствие воздействия на организм ребенка различных неблагоприятных факторов в периоды до рождения, во время родов или в первые месяцы жизни. При этом повреждаются те участки головного мозга, которые обеспечивают движения и удержание позы. Расстройства обычно сопровождаются разнообразными нарушениями психической деятельности, так как движения играют важную роль в психическом развитии. Помимо двигательных зон у детей c церебральным параличом могут быть поражены и другие участки головного мозга, что также отрицательно влияет на развитие различных психических функций. [3]

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, a точнее от пальцев.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются c той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты многих исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия и речи. [1]

Поэтому для детей с ДЦП так важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом – слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В этом помогут «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить в любом месте: дома, на улице, в транспорте и т.д. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Пальчиковые игры очень разнообразны и делятся на группы:

- игры манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока»);

- сюжетные пальчиковые упражнения («Пальчики здороваются», «Распускается цветок»);

- пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой;

- пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика для мозга») («Колечко», «Кулак – ребро - ладонь», «Ухо - нос»);

- пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;

- театр в руке.

Систематические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Стимулируют развитие речи, пространственное и наглядно-действенное мышления, слуховое и зрительное восприятие. Развивают произвольное и непроизвольное внимание, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Стимулируют фантазию, проявление творческих способностей. Дают первоначальные математические представления и экологические знания. Обогащают знания детей о собственном теле, учат управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат». Воспитывают уверенность в себе. В результате игр дети учатся сосредотачиваться на действиях рук, пальцев, контролируя действия словами, а преемственность контроля за формированием двигательных навыков в семье поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Предлагаю вашему вниманию варианты пальчиковых игр.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,                Поочередное сгибание пальцев, начиная 

Этот пальчик – мама,                 с большого.        

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Человечки»

Побежали вдоль реки дети на перегонки.

Движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю (повторять несколько раз)

«Руки в стороны»

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.                        Выполнять движения согласно

Руки вверх, в кулачок,                        тексту стихотворения.

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Литература:

1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.

2. Монтессори М. Дети – другие. М., 2015.

3. Смирнова И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП». – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так...

Консультация для родителей: "Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет"

Развитие мелкой моторики руки играет огромную роль в подготовке детей к школе. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает...

"Развиваем мелкую моторику рук у детей". Консультация для родителей.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении...

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"...

«Развиваем мелкую моторику рук у детей» консультация для родителей

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей» консультация для родителей...

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей»

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику....

«Развиваем мелкую моторику рук у детей»

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детски...