«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Салихова Р.К.
воспитатель (МБДОУ №88 г. Нижнекамск)
«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов»
Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование . Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.
Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, особенно в последние годы, по воспитанию у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, практические работники все-таки недостаточно используют все пути, средства и методы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.
Очень важно чтобы все педагоги осознали: ребенок не родится интернационалистом. Одна из причин необходимости воспитания этики межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том, что в дошкольном возрасте наряду, в основном с доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и национальностей.
Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого, а также воздержание от причинения вреда, так как вред, наносимый другому, означает вред и для всех, и для самого себя.
Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. В педагогике и психологии толерантность – это приобщение детей и молодежи к искусству жить в мире непохожих людей и идей.
В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.
Толерантность в сфере межнационального общения - это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая толерантность – акт нравственного самоопределения этносов в окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно–воспитательных учреждениях детей приобщают к азам толерантности как системе определенных ценностей. Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них. Основным достоинством воспитания на наш взгляд нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М.,1998.
2. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателей детского сада/ В.А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М., 1993.
3. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов»
«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов» Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и...
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов
Преобщение детей к культуре разных народов....
Консультация для воспитателей на тему"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре"
Консультация для воспитателей нва тему: "Развитие творческих способностей у дете дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре"...
План саморазвития по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья»
В плане отражена система работы воспитателя по саморазвитию в рамказ темы "Патриотическок воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья"...
«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов»
Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим сред...
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов Южного Урала
Патриотическое воспитание...
"Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Система работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста". Приложение № 2 к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...