Адаптация детей к детскому саду
статья (младшая группа)

Аляутдинова Галия Нябиулловна

Адаптация ребёнка к детскому саду – сложный многоступенчатый процесс. Меняется статус и социальная среда, перед ребёнком появляются новые  неизвестные задачи, которые он должен научиться решать самостоятельно. Новая обстановка, новое социальное окружение ,новые социальные роли и новые, еще неизвестные, отношения вызывают у ребёнка стресс. Чем лучше и быстрее будет проходить процесс адаптации, тем спокойнее будет, как самому ребёнку, так и родителям и педагогам. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_detskomu_sadu.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей к детскому саду

Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза (сохранение организма своей целостности).

Адаптация ребёнка к детскому саду – сложный многоступенчатый процесс. Меняется статус и социальная среда, перед ребёнком появляются новые  неизвестные задачи, которые он должен научиться решать самостоятельно. Новая обстановка, новое социальное окружение ,новые социальные роли и новые, еще неизвестные, отношения вызывают у ребёнка стресс. Чем лучше и быстрее будет проходить процесс адаптации, тем спокойнее будет, как самому ребёнку, так и родителям и педагогам.  

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, может проявляться следующим образом:

  • нарушение сна – ребёнок часто просыпается, отказывается засыпать;
  • плаксивость – ребёнок может плакать «по мелочам»;
  • снижение аппетита (или его полное отсутствие) – ребёнок капризничает во время еды, отказывается есть;
  • регресс – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки; может играть в старые игрушки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками, замыкается;
  • агрессия – прежде спокойные дети проявляют вербальную и невербальную агрессию;
  • колебание настроения, обидчивость – ребенка может задевать любое замечание;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

 Задача родителей (законных представителей) и педагогов в совместной работе облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду. Научить ребёнка успешно адаптироваться к новым условиям, проявлять гибкость и преодолевать препятствия.

По тяжести протекания процесса адаптации выделяют три степени:

  1. Легкая адаптация – характеризуется нарушением сна, аппетита, колебанием настроения. Легкая степень адаптации в среднем длится 2-4 недели.  
  2. Средняя адаптация – характеризуется нарушением сна, аппетита, колебанием настроения, болезненностью, Средняя степень адаптации длится  20-40 дней.
  3. Тяжелая адаптация – характеризуется нарушением сна, аппетита, колебанием настроения, болезненностью, апатией, ребёнок может замыкаться в себе, появляется регресс. Тяжелая степень адаптации длится от 2 до 6 месяцев.

Как облегчить процесс адаптации  ребенку? Многие авторы выделяют следующие советы:

  • Убедитесь в том, что вашему ребенку детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности своего решения. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. Создавайте и сохраняйте позитивное отношение ко всему, что касается детского сада.
    Приведите ребенка на игровую площадку детского сада, чтобы вместе с мамой издалека посмотреть, как дети весело играют друг с другом, строят домики из песка, качаются на качелях и т. д. Затем обо всём увиденном поговорите с малышом дома, поделитесь в его присутствии этой радостной новостью с родственниками и знакомыми.
  • Рассмотрите вместе с ребёнком ваши фотографии детсадовского возраста. Детям нравятся рассказы мам и пап о том, как они детьми ходили в сад. Расскажите как вы, родители, сначала не умели чего-то делать, а потом научились.
  • Посещайте вместе с ребёнком детские парки и площадки, приучайте его к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ребёнком на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Исходя из наблюдений, скорректируйте темы бесед с малышом. Главное, чтобы ребёнок воспринял положительный настрой взрослых, который поможет ему в дальнейшем.
  • Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, которые очень волнуют взрослых. Помните о том, что дети в этом возрасте легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой.
  • Заранее узнайте режим дня дошкольного учреждения и постарайтесь приблизить к нему режим своего ребёнка: ежедневно поднимайте малыша чуть раньше, чем в предыдущий день, сдвигая на более раннее время все привычные дела: завтрак, прогулку и т. д. Укладывайте ребёнка каждый день немного раньше, чем  вчера, ведь завтра утром ему предстоит встать раньше.
  • Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада(молочные каши, супы, рубленые мясные изделия, тушёные овощи, запеканки, компоты, кисели). Отучайте ребёнка от перекусов между основными приёмами пищи, чтобы он привыкал есть только в определённое время, съедал количество еды, достаточное для активной жизни в течение нескольких часов, и не испытывал дискомфорта.
  • Обязательно поставьте в известность персонал садика, если малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт.
  • Формируйте у ребенка навыки самостоятельности: приучайте его самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду. Научите малыша отличать лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю и заднюю часть. Если ребенок берет одежду и старается надеть её сам, то не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него! Если же наоборот, малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, то стимулируйте его. Например, наденьте ему носочки, но не до конца, и предложите самому подтянуть их повыше. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять. Вместе одевайте и раздевайте игрушку. Устройте соревнование, кто быстрее наденет носки, футболку, свитер... Подыграйте малышу, уступив ему первенство. Ваш «Чемпион» придет в восторг, а заодно и потренируется в самостоятельном одевании.
  • Приучайте ребенка пользоваться горшком или унитазом. В случае, если ваш ребенок не умеет пользоваться горшком, постарайтесь приучить его сообщать о мокрых штанишках или, о возникшей потребности.
  • В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу. Отправляйте малыша в детский сад только при том условии, что он абсолютно здоров.
  • Расскажите воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравится, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь.
  • Разрешите ребёнку взять с собой в первый день в детский сад любимую игрушку.
  • Не оставляйте малыша в саду сразу на целый день. В первую неделю приводите ребенка всего на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду.
  • Помните о том, что утреннее расставание детей и родителей в детском саду – всегда трудный момент для обоих. Расставайтесь с ребенком легко и быстро. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас. В случае, если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка.
  • Не делайте перерывы в посещении детского сада — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
  • Сохраняйте спокойный и бесконфликтный климат для ребенка в семье на период адаптации. Отмените походы в кино, цирк, в гости, сократите время просмотра телевизора.
  • В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду.
  • Помните о том, что адаптация у детей проходит по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает разные сроки.

Воспитатель

ГБДОУ детский сад «Кудесница»,

Петроградского района, г. Санкт – Петербурга

Аляутдинова Г.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....