НОД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
НОД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»
НОД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом
(средний дошкольный возраст)
Составила: Венчакова В.Д.
Цель: закрепить умение узнавать и называть предметы посуды; закрепить навыки этикета за столом и КГН; учить правильно сервировать стол. Развивать моторику рук; развивать речь, внимание, память, логическое мышление; развивать внимание, мышление, быстроту. Прививать детям навыки культурного поведения за столом, показать важность соблюдения правил столового этикета; расширить знания детей о столовом этикете.
Материалы к занятию: стол, сервированный к обеду, самовар, дидактическая игра «Найди чайную пару», настольно-печатная игра «Сложи разрезную картинку», призентация «Алгоритм сервировки стола», объёмный макет, изготовленный вместе с детьми «Скажи где?»,
Ход НОД:
Дети, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как вы думаете, для чего человеку, ребенку и взрослому, нужна улыбка?
Почему животные, собаки и кошки, могут обойтись без улыбки, а человек нет?
На фоне музыки Ф. Лист «грезы любви» педагог читает стихотворение:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом и гостями, ощутите тепло и свет, радость и счастье. (тянем губки)
Садимся на стульчики.
Восп:дети, скажите, а вы знаете, о чем говорят ложки после того, как мы покушаем?
Сейчас, когда я шла к вам, услышала плач. Он доносился из буфете, где отдыхают столовые ложки и их деточки - чайники. Оказывается, ложки рассказывали о том, как им живется. Громче всех плакала ложка, которая считала себя самой несчастной: «Хозяин так бьёт меня по тарелке, что у меня бока болят, не знаю на какой лечь». Чайная ложка тоже пропищала: «А мне каково? Мною тоже стучат по чашке, когда размешивают чай. Давайте убежим от этих детей», - предложила она. Но столовая ложка остановила ее и тихонько сказала: «Как же я убегу, ведь без ложки суп не попробуешь». «Тогда путь едят тихо и бесшумно», - пропищала маленькая чайная ложка. В разговор, вздыхая, включилась еще одна печальная ложка: «И мне тяжело живется, я так устала. Хозяин набирает в меня столько супа, что я и донести-то не могу, проливаю на брюки. Неужели он до сих пор не знает, что набирать надо пол-ложки всего. Тогда мне будет приятно встречаться с ним». Четвертая ложка, рыдая, поведала о своей нелегкой жизни: «Знали бы вы о моем горе, я даже не хочу на глаза хозяину показываться. Он так громко чавкает во время еды, что до сих пор вспоминаю эти противные звуки, как будто не знает, что пищу надо пережевывать с закрытым ртом». В разговор вступила последняя ложка и тихо рассказала свою печальную историю: «Я так страдаю, что мой хозяин берет меня как лопату. А я хочу быть принцессой, и чтобы меня брали осторожно, тремя пальчиками», - она тихо, беззвучно заплакала, приговаривая: «Что делать? Что делать?». А остальные ложки радостно наперебой стали рассказыват о том, как им повезло, какие у них воспитанные дети, как они их любят и соблюдают все правила поведения за столом: никогда не стучат по тарелке, набирают суп только пол-ложки, не чавкают, не разговаривают, говорят спасибо и соблюдают все правила поведения за столом.
Вот о них мы сегодня и поговорим, вспомним все правила, которые мы знаем, чтобы наши ложечки радовались.
Звучит песенка из м/ф «Федорино горе», заходит Федора Егоровна
Федора: Ребята, здравствуйте. Я жду гостей. И так торопилась всё успеть, что разбила свою любимую посуду. Правду говорят: «Поспешишь – людей насмешишь». Помогите мне, пожалуйста, собрать разбитую посуду. Я больше не буду торопиться.
В.: Поможем Федоре? (Да) Мы будем собирать посуду в парах. Пара – это сколько? (Два)
Дидактическая игра «Найди чайную пару»
Цель: развитие эстетического вкуса; развитие умения работать в коллективе, в парах; дать понять, что собственные работы можно использовать для игры; учить разбиваться на пары собирая чайный сервиз (пару).
Далее каждая пара подходит к столам, на которых лежит разбитая посуда (разрезные картинки) которую требуется собрать.
Настольно-печатная игра «Сложи разрезную картинку».
Цель: развивать умение работать в парах; умение быстро и правильно собирать картинку, состоящую из четырех частей.
Пока дети собирают картинки, Федора уходит.
Физкультминутка
1,2,3,4 - ходьба на месте
мы посуду перемыли – скользящие хлопки
чайник, чашку, ковшик, ложку - загибаем пальцы на обеих руках
и большую поварешку – чертим руками большой круг в воздухе
мы посуду перемыли – скользящие хлопки
только чашку мы разбили – хлопок в ладоши
нос у чайника отбился – руки вверх, вниз
ковшик тоже развалился – приседаем
ложку мы чуть-чуть сломали – имитируем еду ложкой, разводим руки
так мы маме помогали – стучим кулачками.
Под русскую народную песню Федора вносит самовар.
Ф: Что за чудо! Что за жар, Этот русский самовар!
В:Ребята, посмотрите какая красивая роспись! Все краски дня собраны в её узорах. Самовар сияет, как золотое солнышко, радует и согревает нас.
А как вы думаете, для чего люди изобрели самовар, ведь чай можно пить из чайника?
Он объединяет людей, всем найдется местечко у самовара. От него веет теплом и уютом. И мы сами становимся добрее.
Упражнения для щёк и губ
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»
Ф.: вот теперь у меня всё готово к приёму гостей. (Открывает скатерть – стол накрыт к обеду и ставит в центре стола самовар).
В.(детям): Что-то я не пойму, Федора пригласила гостей на обед или чаепитие? (дать высказаться детям по желанию)
Ф.: Я пригласила гостей на обед.
В.: А зачем тогда самовар? Ребята, давайте проверим всё ли правильно у Федоры, и научим её пользоваться нашими подсказками.
Словесная игра «Что сначала, что потом?» (Работа со схемой «Алгоритм сервировки стола»).
Цель: закрепить навыки работы со схемой; продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом; следить за предыдущими высказываниями; вовремя вступать в диалог (по призыву воспитателя).
Ход игры:
В.: Алёна, подойди к схеме и скажи, что нужно сделать в первую очередь?
Ребёнок: В первую очередь надо помыть руки.
В.: Правильно. Федора, ты помыла руки? (Федора отвечает «Да»)
Вова, что нужно сделать после того. Как помыли руки? Подойди к схеме и расскажи.
Р.: После того, как помыли руки надо постелить на стол скатерть.
(Можно уточнить какую скатерть: если это повседневный обед - обычную скатерть, если это праздничный обед или ужин - праздничную).
И так далее по схеме:
В.: Дети, давайте посмотрим, всё ли у Федоры Егоровны стоит на столе на своём месте. Покажите Федоре, каким макетом мы пользуемся, если забыли куда положить или поставить тарелку или столовый прибор.
Игра с объёмным макетом, изготовленным вместе с детьми «Скажи где?» (ориентировка на плоскости стола)
Цель: учить ориентироваться на плоскости стола; соотносить плоскость стола с макетом; продолжать учить употреблять слова: «справа», «слева», «у края», «в центре», «в середине», «за», «перед», «рядом»; продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом; строить развёрнутые предложения.
Ход игры:
В.: _________, скажи Федоре, где должны стоять тарелки.
Р.: Тарелки должны стоять у края стола.
В.: __________, подскажи Федоре, куда надо положить столовые приборы.
Р.: Столовые приборы кладут справа от тарелки.
В.: А если для блюда нужен нож?..
Р.: Тогда нож кладут на место вилки, справа от тарелки, а вилку кладут слева от тарелки.
И так далее. Приходим к выводу, что самовар надо убрать.
Ф.: Как всё красиво. Спасибо! Угадайте, сколько ко мне придут гостей?
Логическая задача:
Стол накрыт на три персоны. Сколько гостей ждёт Федора? (двух)
Ф.: Так красиво сервирован стол. За таким столом сидеть надо тоже красиво, а я не умею.
В.: А мы тебе расскажем.
1. Обычно блюда едят с помощью ложки, вилки и ножа. Ложку держат всегда в правой руке, нож тоже, а вот вилку в левой. Во время еды нужно стараться, чтобы руки были прижаты к телу, а кисти рук свободно двигались _________
2. Салфетку разворачивают, загибают и кладут на колени. Малышам салфетку завязывают вокруг шеи. Пальцы рук вытирают о конец загнутой салфетки, губы промокают салфеткой, взяв ее двумя руками. Затем ее кладут на стол слева от тарелки.
__________________
3. Садиться на стул нужно не на краешек, а полностью, чтобы чувствовать спинку стула. Сев на стул, его нужно придвинуть к столу, но не близко. Сидеть нужно прямо, но свободно ________________
4. Не болтать ногами, не жестикулировать, не разговаривать во время еды. Если локти лежат на столе, они занимают место, предназначенное для тарелок ___________
Ф: Ребята, а почему нельзя крошить котлету или сырник? (Раскрошенная пища быстро стынет, делается невкусной и на тарелку неприятно смотреть)
В: Почему нельзя разговаривать с полным ртом едой? (Можно подавиться, выронить пищу изо рта. Поэтому следует сначала проглотить пищу, а потом уже разговаривать. Во время еды нельзя громко прихлебывать, стучать ложкой по тарелке, нужно стараться есть беззвучно)
Ф: а можно есть с ножа? (Можно поранить рот)
В: Как поступить, если тебе нужно что-нибудь достать с другого края стола? (Вежливо попросить соседа, чтобы он передал)
Ф: Почему ложку, которой вы едите, нельзя класть на скатерть?(Потому что можно запачкать скатерть)
В: Как нужно обращаться с хлебом? (Не нужно катать шарики из хлеба, нельзя его крошить зря, нужно доедать кусочек до конца)
Ф: Что нужно сделать после того, как вы закончили кушать? (Следует поблагодарить хозяйку, если вы в гостях, а дома – маму)
В: Ребята, а давайте повторим все правила в одном стишке
Аккуратно кушай хлеб - это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле, головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая! Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало? Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку, а сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот и не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу, суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку, мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог, глазированный сырок.
И скажи спасибо всем, у кого ты пищу ел.
Ф.: Спасибо вам. Как много вы знаете. Теперь и я всё знаю. Я приглашаю вас на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом с использованием макетов, схем и дидактических игр на тему: «Федора Егоровна ждёт гостей» (средний дошкольный возраст)
Закрепить умение узнавать и называть предметы посуды; закрепить навыки этикета за столом и КГН; закрепить знания о назначении и названии различной посуды; закрепить умение правильно сервировать стол.Р...
Памятка "Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"
Памятка создана в программе Publisher, затем сохранена в PDF. Памятка будет полезна и педагогам и родителям дошкольников. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формирова...
Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом с помощью дидактических игр
Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом с помощью дидактических игр...
Семинар для родителей: "Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"
Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении....
воспитани у дошкольников культуры поведения за столом
Знакомство и овладение этикетом за столом позволит дошкольникам быть более уверенными в себе....
воспитание у дошкольников культуры поведения за столом
Знакомство и овладение столовым этикетом делает дошкольника более уверенным в себе....