Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
игра – это только начало длинной логической цепочки, которая позволит вырастить малыша человеком способным, вдумчивым и готовым к новым открытиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_logicheskogo_myshleniya_dlya_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста.
Современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Вне всякого сомнения, что мозг малыша необходимо готовить к такому типу мышления. Для того, чтобы потом, во взрослой жизни, он мог решать задачи, которые ставит перед ним Жизнь.
И именно для этого необходимо современному малышу решать задачи на развитие логического мышления.
Чтобы этот процесс происходил как можно успешнее, родителям, не надеясь на детский сад или школу, необходимо взять процесс в свои руки.
Учёными доказано, что, если ребёнок попадает в соответствующие условия – его интеллект растёт очень быстро.
С чего начинать?
В три годика ваш малыш уже должен обладать первыми навыками логического мышления, которое начинает развиваться с первых попыток ответить на вопросы что, где, зачем и почему. Первые занятия для малышей – это упражнения с мелкой моторикой. Поэтому предлагайте вашим малышам игры, где потребуется:
- сортировать предметы «на кучки» в зависимости от их цвета, формы, материала;
- классифицировать предметы по общему признаку и разделять карточки с их изображением (фрукты и овощи,посуда и мебель);
- составлять картинку из отдельных частей. Для начала будет хорошо делать такое задание: квадратную картинку из старого журнала наклеить на картон, потом разрезать на четыре части и показать малышу, как ее сложить правильно. В продаже есть наборы из 4-х кубиков с изображением героев мультфильмов – это тоже годится.
Рассматривать сюжетные картинки в книжках, где изображены разные ситуации из жизни: дети играют в песочнице, мама делает покупки в магазине, семья занимается уборкой – детям очень нравится. И взрослые не должны лениться им описывать изображенное на картинке.
Конструктор.
Помогает сформировать логический синтез. Из этой же серии – кубики, лего, мозаика. Малыш учится понимать объем, трехмерные конструкции, составлять по картинке (она олицетворяет схему) нечто целое и законченное. Паззлы и детское лото: позволяет создавать логические цепочки, видеть конечный результат на этапе его постепенного создания.
Кроссворды для детей старшего дошкольного возраста: применение логики и существующих знаний.
4-5 лет
Развитие ребенка – это очень деликатный процесс, особенно если речь идет о его психике. Поэтому есть 3 основных правила, которых следует придерживаться:
- Формирование логического мышления должно проходить в игровой форме, так как в этом возрасте игра – ведущая деятельность.
- Игра должна быть совместной. Чем более активно взрослый взаимодействует с ребенком, тем эффективнее будет развитие.
- Развивающие занятия будут приносить пользу, только если ребенок будет получать от них удовольствие.
Поэтому стоит проявить творчество и изобретательность, придумать и организовать увлекательные игры. А если придумать не получается, то можно воспользоваться уже готовыми разработками упражнений. Их достаточно много в интернете. И мы предлагаем вам несколько в качестве примера.
Упражнения по развитию логического мышления у дошкольников
Упражнение по развитию речи «Сочиняем сказку»
Дети с удовольствием занимаются придумыванием историй, рассказов о любимых игрушках и домашних питомцах. Но делают это вместе со взрослыми. Именно взрослый должен быть инициатором, предложить ребенку выбрать персонажа, придумать его приключения.
Первоначально малышу сложно найти подходящий сюжет, поэтому взрослый должен помогать, начиная предложения и задавая наводящие вопросы. Например, так:
– Как-то утром котенок Мурзик пошел гулять… Куда?
– А что случилось дальше. Наверное, ему повстречался…
– Кто? Что они стали делать? И т. д.
Такие упражнения не только хорошо развивают речь и умение выстроить последовательность и логику событий, но и воображение ребенка.
Игры в слова
Игр со словами можно придумать множество, использовав имеющиеся знания и дополняя их новыми. Знания названий цветов и перенесение цветовых характеристик на предметы можно потренировать в игре: «Какой цвет живет на кухне?» Попросите малыша назвать предметы, например, красного или коричневого цвета на вашей кухне.
Можно искать предметы на определенную букву или те, в которых спрятано число. Например, число четыре есть у стула, собаки, подушки и т. д.
Упражнение «На что похоже»
Покажите ребенку геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и попросите сказать, на что они похожи. Можно еще предложить дорисовать эти фигуры. Например, сделать из круга колобок или солнышко, из треугольника и квадрата домик или шляпу гнома. Возможно, первые рисунки вам придется делать самостоятельно, но дети с удовольствием включаются в эту игру, когда поймут, что требуется.
Это же упражнение можно проводить «наоборот». Предложить ребенку сказать на какую фигуру похож мяч, блин, книга, кошачье ухо и т. д.
Упражнение «Следопыт»
Для него вам надо будет нарисовать на листе разные следы: человека, зверей, птиц. Затем спросите у малыша: «Кто гулял по этой заснеженной полянке?» Можно даже усложнить упражнение, введя в него задание на поиск логического несоответствия. Нарисуйте на «снегу» следы босых человеческих ног и спросите у ребенка: «Что не так, неправильно?» Если он догадается, что босиком никто по снегу не ходит, то, значит, с развитием его логического мышления дело обстоит прекрасно.
Подобные упражнения и игры можно составлять самостоятельно, а еще лучше, проделав с малышом разные упражнения, предложить ему придумать самому задание для мамы или папы.
Любое из этих упражнений развивает целый комплекс психических процессов. Кроме логического мышления, в них активизируется и речь, и воображение, и предметная деятельность, и образное мышление. И что не менее важно, дети учатся совместно со взрослыми решать задачи, они видят в родителях не только старших, обладающих властью, но и своих партнеров и друзей.
В возрасте 5-6 лет дети начинают понимать, каким образом можно использовать теоретические познания к повседневной практике. Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Мы советуем включать в повседневную жизнь интересные игры, ориентированные на развитие мышления – учиться в игре концентрировать внимание, сопоставлять факты, Ребенок в этом возрасте должен уметь:
• делать логические выводы;
• понимать, что можно применять теорию к практике;
• из множества представленных предметов убрать лишний;
• уметь разделить на группы множество названных предметов по общему признаку;
• придумать рассказ по предложенным картинкам;
• придумать окончание рассказа.
Как, развивая логическое мышление малышей, родителям следует вести себя в повседневной жизни? Полезно обращать детское внимание на все происходящее вокруг во время прогулок, игр, посещения магазинов:
на какой улице деревьев больше?
в каком сквере больше скамеек?
в каком доме больше окон?
Следует обращать внимание ребёнка на геометрические параметры различных объектов. Например, можно загадать некий объект (в частности, стол, сделать узкую ленту, равную его длине. Чтобы отгадать объект, малышу придется измерить и сравнить размеры различных предметов с длиной ленты. В рамках подобных занятий у ребёнка развивается способность сохранять различные сведения в памяти, а потом применять их для сопоставлений.
• Графические игры для развития логики. Примеры графических игр: убрать лишний предмет; раскрасить определенный предмет по заданию; раскрасить по образцу; дорисовать что-то у определенного предмета; найти выход из лабиринта.
• Настольные игры на развитие логики. Настольные игры для детей должны быть интересны и занимательны. Родителям тоже будет интересно присоединиться к детям и поиграть всей семьей, ведь настольные игры рассчитаны на несколько человек.
• Головоломки для детей. Головоломки для детей тренируют память, внимание, логику. Название этих заданий уже говорит о том, что придется хорошо подумать, чтобы найти ответ.
• Шашки - играть в шахматы ребенку, конечно, еще рано. А вот попробовать в шашки можно.
• Речевые логические игры. Речевые игры побуждают ребенка выстроить логический ряд и найти правильный ответ, они должны заставить ребенка думать. Предложите ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённой формы (круглые, квадратные, овальные и т. д.) или 5 предметов из металла (из дерева, форфора, стекла).
«Что я видел не скажу, а что делал покажу».
Родитель показывает какое либо действие без слов, а ребенок отгадывает, что он делает (например, ест яблоко (кашу, пьет, читает, рисует и т. д., затем меняются ролями
«Закончи слово» - учите заканчивать слово по начальному слогу. Соба - (ка, каран- (даш, цве- (ток) и др.
«Назови лишний предмет» (платье, кофта, кукла, колготки) - учите классифицировать предметы по признакам и назначению.
«Наоборот» - учите называть слова, противоположные по смыслу. Например: тяжелый – …. легкий, жадный – щедрый, ленивый –трудолюбивый.
«Очевидная надпись»
Вы пальцем рисуете на ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры, а он отгадывает, что вы нарисовали (написали).
«Название стихотворения или сказки».
Эта игра развивает у детей умение выбирать основную мысль услышанного. Прочитайте ребенку стихотворение (басню, короткий рассказ) и попросите придумать название. Из того, что скажет ребенок, можно сделать выводы о его внимательности, об интересе к услышанному, и о его отношении к теме стихотворения.
«Примени предмет».
Эта игра может быть очень полезна и с бытовой точки зрения. Игра, помогающая детям применить свой жизненный опыт и использовать логику.
Предложите ребенку взглянуть на какие-нибудь поломанные предметы. Например, настольные часы в красивой оправе или чайник с отломанным носиком или с трещинкой. Спросите ребенка, как он думает, можно ли еще как-нибудь по-другому использовать эти предметы, помимо их прямого назначения.
В любом случае каждая из вышеназванных игр – это только начало той длинной логической цепочки, которая позволит вам вырастить своего малыша человеком способным, вдумчивым и готовым к новым открытиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста»
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего м...
Консультация для воспитателей «Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста
«Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста»Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будуще...
Консультация для родителей: «Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста»
laquo;Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, прив...
Консультация для воспитателей «Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста»
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего м...
«Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста».
В статье рассматривается вопрос о логическом мышлении дошкольника....
Консультация для воспитателей «Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста»...